О подготовке профессиональных бизнес-лидеров говорили на международной конференции в Москве



В Москве начала работу международная конференция руководителей бизнес-школ «Послевузовское образование в области менеджмента – развитие профессиональных бизнес-лидеров». Организатором конференции является Международная Ассоциация МВА (АМВА). Участниками конференции стали руководители 126 аккредитованных бизнес-школ из 34 стран мира. Такого рода конференции для руководителей бизнес-школ проводятся Международной Ассоциацией МВА ежегодно. В этом году местом проведения конференции выбрана Россия. Инициатором ее проведения в Москве выступил институт экономики и финансов «Синергия». Среди почетных участников конференции – Его королевское высочество принц Майкл Кентский, член палаты лордов парламента Великобритании лорд Скидельски, президент Ассоциации МВА сэр Пол Джадж. Одним из главных вопросов конференции стала тема качества бизнес-образования.

Как рассказал «НГ» ректор института «Синергия» Михаил Иоффе, в настоящее время эта тема активно обсуждается на всех уровнях. И государство выделяет большие средства на поддержку и развитие образования. «Бизнес начинает интегрироваться в учебный процесс, поддерживая идею создания современной бизнес-школы, конкурентной на международном рынке образовательных услуг, – заметил Михаил Иоффе. – И по этому поводу в прессе высказываются самые разнообразные, зачастую противоречивые идеи. Они касаются как реального положения российских бизнес-школ и достигнутых ими успехов, так и существующих проблем и перспектив развития национальной системы образования и ее интеграции в международное образовательное пространство. Высказывается мнение, что российские школы сильно отстают от зарубежных. В связи с этим ставится задача создания модели идеальной школы будущего, появление неких «школ-оазисов», которые в перспективе должны будут превосходить зарубежные аналоги и стандарты. Целесообразность и значимость поставленных задач не вызывает сомнений. Однако в процессе их решения полезно было бы еще раз внимательнее присмотреться к уже достигнутым в этой области успехам... По оценке зарубежных экспертов, российские школы располагают огромным творческим и энергетическим потенциалом». Менеджер департамента аккредитации Ассоциации МВА Питер Калладайн считает, что российский рынок МВА очень динамичный и достиг более значительных успехов, чем, например, в Германии. Как рассказала «НГ» Лариса Карташова, проректор ИЭФ «Синергия», эксперт Международной Ассоциации MBA, эксперт Совета Минобразнауки России по программе «Мастер делового администрирования» (МВА), в числе основных пожеланий российским школам МВА со стороны зарубежных экспертов – более четко определить стратегию развития бизнес-школ на ближайшее время и на отдаленную перспективу. Сделать так, чтобы слова не расходились с делом, а именно: четко прописать порядок и процедуры, миссию и рыночную стратегию, сделать этот порядок и процедуры понятными и доступными для всех – преподавателей, студентов, менеджмента программ.

«Одним из важнейших вопросов на сегодняшний день остается проблема определения потребностей государства в управленческих кадрах, – поделился с «НГ» своим видением стратегии развития бизнес-школ Андрей Марголин, директор Международного института госслужбы и управления Российской академии государственной службы при президенте РФ. «Если исходить из потребностей рынка и конкретных компаний, то наиболее остро ощущается спрос именно на высококлассных специалистов, – заметил он, – и ряд компаний пытается решить эту проблему путем приглашения иностранных менеджеров или направлением своего персонала на обучение за рубеж... Но если посмотреть на самые проблемные отрасли отечественной экономики (агропромышленный комплекс, текстильную и легкую промышленность), то можно увидеть, что работающие в них успешные компании, как правило, возглавляются российскими менеджерами, совсем не обязательно имеющими степень МВА престижного зарубежного образовательного учреждения. Безусловно, зарубежный опыт также очень важен, и поэтому будущее, на мой взгляд, за совместными образовательными программами российских и зарубежных бизнес-школ». По мнению Андрея Марголина, еще одним принципиальным делом является вопрос – сфокусироваться на общей или специализированной подготовке менеджеров. Соответственно, и образовательные программы наряду с обязательными базовыми знаниями должны обеспечивать возможность получения эксклюзивных знаний и навыков в тех областях, где конкурентоспособность конкретной бизнес-школы наиболее высока. Со временем образовательные учреждения, предлагающие программы МВА или другие формы бизнес-образования, будут отличаться друг от друга прежде всего наличием уникальных команд преподавателей в специализированных областях знаний.

Определением потребностей в управленческих кадрах, например для инновационной экономики, уже давно занимается Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ. Сколько менеджеров и специалистов нужно для работы в институтах НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок), сколько для производства новых продуктов, сколько для сертификации и так далее. Но главное – не только сколько их нужно, а каких именно. Факультет уже отработал свою методику в разных регионах, например, в Пензе и в Санкт-Петербурге. Теперь такой методикой заинтересовались в Кемерове, Татарстане, Ставрополе, Московской области. Как рассказал «НГ» декан ФИТБ Владимир Зинов, уже многие руководители регионов приходят к осознанию того, что развитие областей должно пойти от инновационной деятельности.

Международная конференция – это прежде всего обмен опытом. Как и совместные программы – это дополнение и обогащение друг друга. Как считает Виктор Орехов, начальник отдела подготовки маркетинга МИМ ЛИНК, российский опыт никогда не игнорировался зарубежными коллегами. «Наши британские партнеры стремятся использовать опыт своих зарубежных коллег», – рассказал Виктор Орехов. Так, МИМ ЛИНК создал и усовершенствовал технологию подготовки тьюторов (преподавателей дистанционного обучения). Сегодня английские партнеры ЛИНКа начинают брать с нас пример и готовить преподавателей по своим программам. Наша книга об основах деятельности тьютора в системе дистанционного образования претерпела уже 2 выпуска и признана бестселлером 2006 года. Есть и еще один опыт, заимствованный у нас. За рубежом сеть центров Открытого университета состоит из собственных подразделений. А мы создали более гибкую сеть, состоящую из независимых организаций. Сегодня даже в буклете Открытого университета отражено, что российский опыт с успехом используется по всему миру».





/"Независимая газета", 25.05.07/