ТЕЗИСЫ доклада Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа на заседании Правительства Российской Федерации 27 июля 2006 г. по вопросу «О ходе создания особых экономических зон в Российской Федерации» Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства Российской Федерации! Уважаемые коллеги! С момента вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2005г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (далее – РосОЭЗ) было разработано 42 нормативных правовых акта, направленных на реализацию положений закона: Федеральных законов – 4; проектов Федеральных законов: - в части создания портовых ОЭЗ – 1; - в отдельные законодательные акты – 2; постановлений Правительства Российской Федерации – 13; проектов постановлений Правительства Российской Федерации – 5; приказов Минэкономразвития России– 6; проектов приказов Минэкономразвития России – 4; приказов РосОЭЗ – 7. Минэкономразвития России и Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами проводит активную работу по привлечению инвестиций и новейших технологий в создаваемые нами ОЭЗ. Подписаны важные международные документы: меморандумы о сотрудничестве с Организацией объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Министерством коммерции КНР, Комитетом по развитию международной торговли республики Сингапур, Министерством промышленности и торговли Чешской республики, Правительством провинции Цзянсу (КНР). Готовятся к подписанию еще 4 соглашения с зарубежными государствами и международными организациями. Подготовлен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере особых экономических зон с Республикой Сингапур, намеченный к подписанию 15 августа с.г., по которому деятельность сингапурских компаний будет направлена на решение вопросов обучения и подготовки специалистов, разработку мастер-планов развития зон, оказание помощи в решении вопросов защиты интеллектуальной собственности, реализации принципа «одного окна», а также создание предпосылок для трансфера технологий. В сентябре 2006 года запланировано подписание Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между РосОЭЗ и Корейским агентством по содействию торговле и инвестициям (КОТРА)». В настоящее время проект Меморандума проходит заключительную стадию согласования в головном офисе КОТРА. В проработке находятся Меморандум о сотрудничестве с Всемирной ассоциацией свободных экономических зон (WEPZA) и Меморандум о сотрудничестве с Финским национальным фондом развития (SITRA). Минэкономразвития России 2 ноября 2005 г. провело открытый конкурс на создание ОЭЗ. По его результатам Правительством Российской Федерации были приняты решения о создании на территории субъектов Российской Федерации шести ОЭЗ, в том числе, двух ОЭЗ промышленно-производственного типа и четырех – технико-внедренческого типа. 18 января 2006 года заключены Соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований о создании ОЭЗ. В настоящее время в ходе реализации указанных Соглашений проведен комплекс мероприятий: организованы и приступили к работе территориальные управления РосОЭЗ и Наблюдательные советы по всем шести ОЭЗ; во всех шести субъектах приняты законы о льготном налогообложении резидентов ОЭЗ; разрабатываются мероприятия по реализации перспективных планов развития ОЭЗ и проектов планировки территорий в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации; разработаны планы обустройства и материально-технического обеспечения ОЭЗ. В соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» РосОЭЗ является государственным заказчиком по проектированию и строительству инфраструктуры ОЭЗ за счет всех бюджетных средств или может передавать эти функции акционерному обществу, 100% акций которого принадлежат Российской Федерации. В этих целях постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2006 года № 211 создано открытое акционерное общество «Особые экономические зоны» (далее – ОАО «ОЭЗ»), 100% акций которого находятся в государственной собственности. Хотя упомянутое постановление Правительства Российской Федерации было принято в начале апреля с.г., а Минэкономразвития России и РосОЭЗ неоднократно направляли в Минфин России предложения об ускорении внесения изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2006г.», указанные изменения были приняты только вчера. Таким образом, средства федерального бюджета в размере 8 млрд. рублей до настоящего времени в уставный капитал ОАО «ОЭЗ» не поступили. В связи с чем, были заморожены планы по проектированию и строительству ВСЕХ объектов инфраструктуры ОЭЗ за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, по ряду объектов инженерной инфраструктуры объявлено 24 конкурса, и завершается подготовка конкурсной документации по еще 38 объектам, конкурсы по которым будут объявлены в ближайшее время. В настоящее время для принятия управленческих решений, создания принципа «одного окна» в РосОЭЗ разрабатывается единая автоматизированная информационная система управления ОЭЗ. На первом этапе создания этой системы формируются: паспорта ОЭЗ, имущества, резидентов, графики управления строительством и т.д. На втором этапе предусматривается разработка и внедрение алгоритмов управленческих решений. В 2007 году мы планируем завершить основные работы по созданию инфраструктуры ОЭЗ: инженерных сетей, включая информационно-телекоммуникационные сети, а также транспортных коммуникаций. Для создания объектов транспортной инфраструктуры необходимо предусматривать в федеральной адресной инвестиционной программе ассигнования федерального бюджета на реконструкцию и строительство объектов, обеспечивающих транспортную доступность к ОЭЗ. Механизм взаимодействия Минтранса России, Минэкономразвития России и РосОЭЗ в настоящее время согласован с Росавтодором. В проекте федерального бюджета на 2007 год на строительство инфраструктуры ОЭЗ предусмотрено 10 млрд. руб. Эти средства необходимы для создания инфраструктуры только шести ОЭЗ, решения Правительства Российской Федерации по которым приняты. После подведения итогов в сентябре 2006 г. конкурса и отбора туристско-рекреационных зон РосОЭЗ необходимо осуществить в 2006 – 2007 годах подготовку документации по планировке территории, проведение зонирования территории с необходимостью выноса ряда инженерных коммуникаций, проведение конкурсов по выбору архитектурных концепций в каждой ОЭЗ в зависимости от местных условий. Помимо этого необходимо осуществить разработку проектной документации по инженерной инфраструктуре и начать строительство этих объектов. Для чего на эти цели в 2007 году потребуется не менее 4 млрд. руб. бюджетных средств, хотя предварительно на эти цели в проекте федерального бюджета на 2007 год предусматривается только 1,1 млрд. руб. ОЭЗ промышленно-производственного типа созданы в Липецкой области и Республике Татарстан. Промышленно-производственная особая экономическая зона на территории Грязинского района Липецкой области занимает площадь 10,3 кв. км. В настоящее время проведены конкурсы на разработку архитектурно-планировочных решений, разработан проект планировки территории. Начало функционирования 1-ой очереди запланировано на 2 квартал 2007 года. Принято решение о заключении соглашений о ведении промышленно-производственной деятельности со следующими резидентами. Итальянская фирма ООО «Сэст-Лювэ» с проектом строительства завода по производству теплообменников: испарителей и конденсаторов для холодильных установок. Общий объем инвестиций 360 млн. руб. ООО «ЧСЗ-Липецк» с проектом строительства завода по производству облегченной стеклянной тары, для пищевой, химической и медицинской промышленности. Общий объем инвестиций – более 1,3 млрд. руб. ООО «Биоэтанол» с проектом создания предприятия по производству биоэтанола и производных его производства (глютена, кормовых добавок (из пшеницы), сжиженного углекислого газа (СО2). Общий объем инвестиций – 2,8 млрд. руб. ООО «Белон-Метаком» с проектом производства сэндвич-панелей и металлоконструкций. Объем инвестиций – 522 млн. рублей. Промышленно-производственная особая экономическая зона на территории Елабужского района Республики Татарстан занимает площадь 20 кв. км. В Республике Татарстан также проведены конкурсы на разработку архитектурно-планировочных решений, разработан план перспективного планирования территории. Начало функционирования 1-ой очереди запланировано на конец 2006 года. Вчера было подписано соглашение с ООО «Северстальавто - ЕЛАБУГА», которое представило проект по организации производства коммерческих автомобилей и авто-запчастей, в рамках которого объем производства современных легковых коммерческих грузовиков и микроавтобусов составит до 75 000 шт. в год. Достижение проектной мощности оборудования: 50 тыс. единиц в год (при работе в 2-х сменном режиме) – 2007 год; 75 тыс. единиц в год (при работе в 3-х сменном режиме) – 2010 год. Полная стоимость реализации проекта составляет более 4,4 млрд. руб. За первые 8 лет (2007-2014 гг.) налоговые поступления в результате его реализации в бюджеты разных уровней могут составить более 7,6 млрд. руб., в том числе: в Федеральный бюджет – 5,5 млрд. руб.; в бюджет субъекта Российской Федерации – 1,9 млрд. руб.; в местный бюджет – свыше 130 млн. руб. С момента создания в Российской Федерации первых двух ОЭЗ промышленно-производственного типа субъектами Российской Федерации ведется активная работа по подготовке новых проектов по созданию ОЭЗ указанного типа. В Минэкономразвития России и РосОЭЗ поступают многочисленные обращения с предложениями об объявлении соответствующего конкурса. ОЭЗ технико-внедренческого типа созданы в городах Москве, Санкт-Петербурге, Томске и Дубне (Московская область). Специализация ОЭЗ, расположенной на территории г. Томска: иформационно-коммуникационные и электронные технологии, новые материалы, нанотехнологии и биотехнологии. Несмотря на полное отсутствие финансирования из федерального бюджета 26 апреля в г. Томске состоялось открытие первой ОЭЗ технико-внедренческого типа в Российской Федерации. Президент Российской Федерации вручил свидетельство первому резиденту ОЭЗ – ООО «Научно-исследовательская организация «Сибур-Томскнефтехим». Первая очередь особой экономической зоны в г. Томске – Северный участок площадью 4,6 га. На участке уже находится необходимая научно-производственная и инженерная инфраструктура – комплекс из 7 зданий и сооружений, принадлежащих резиденту – НИИ «Сибур-Томскнефтехим». За счет средств резидента введена в эксплуатацию уникальная экспериментальная установка, разработанная при участии ведущих специалистов ООО «Томскнефтехим», ОАО «Сибур» и Института катализа имени Г.К. Борéскова Сибирского отделения Российской академии наук. Новые технологии позволят начать производство российского сверхвысокомолекулярного полиэтилена и титаномагниевого катализатора. Ролики для эскалаторов метрополитена, биосовместимые протезы, особопрочные легкие конструкции, а также индивидуальные средства защиты военнослужащих и спецслужб – вот далеко не полный перечень областей применения одного из самых перспективных материалов. С участием инновационных предприятий-резидентов на Северном участке зоны создается мощный научно-исследовательский нефтегазохимический комплекс компании «Сибур», в ближайший год в его развитие будет инвестировано около 800 млн. рублей. Специализация ОЭЗ на территории Зеленоградского административного округа г. Москвы: микро- и наноэлектроника, оптоэлектроника, информационно-коммуникационные системы, биоинформационные и биосенсорные технологии, нанотехнологии и наноматериалы. Первым резидентом стал «Зеленоградский инновационно-технологический центр», который в настоящее время на площадке Московского государственного института электронной техники за собственные средства создает «технологическую деревню». За счет частных инвестиций (более 213 млн. рублей) здесь оснащены экспериментальные технологические помещения и две «чистые» комнаты для производства интегрально-оптических элементов. Следующим резидентом стала частная компания ООО «Альфачип», разрабатывающая сверхбольшие интегральные схемы (СБИС). Ее учредители имеют 7-летний опыт успешного сотрудничества с Отделением полупроводниковых приборов компании Motorola (США). Сверхбольшие интегральные схемы составляют основу современной электронной и вычислительной техники, техники связи, изделий бытовой электроники. В ОЭЗ г. Дубны Московской области планируется развивать информационные и ядерно-физические технологии. Здесь будет создан крупнейший в России центр программирования, который сможет конкурировать с аналогичными центрами в Индии и Китае. Зарегистрированы первые резиденты, учредителями которых являются ведущие российские компании, успешно развивающие научно-технологические направления, определяющие облик особой экономической зоны в г. Дубне. В области информационных технологий резидентом уже стала компания «Люксофт-Дубна», которая создана группой IBS. Объем ее услуг в 2005 году составил около 1 млрд. рублей. Объем работ планируется увеличить до 5 млрд. рублей к 2011 году за счет создания здесь центра программирования и IT-аутсорсинга для России, США и Европейского союза, компаний Boeing, Motorola и др. Резидент ООО «Управляющая компания «Дубна-Система» будет специализироваться в разработке ионно-плазменных технологий и внедрении нанотехнологий в производство новых материалов. ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге создается с участием институтов Российской академии наук и университетов. Ее специализация: точное и аналитическое приборостроение, медицинская техника, разработка программных продуктов, электроники и средств связи, биотехнологий и новых материалов. Первые резиденты: ЗАО «Транзас» и ЗАО «Транзас Технологии». Учредитель ОАО «Транзас», основанный в 1990 году, сегодня имеет в штате более 1200 сотрудников по всему миру и планирует перенести штаб-квартиру и НИОКР в особую экономическую зону. ОАО «Транзас» занимает около 30-40 % мирового рынка электронно-картографических систем и электронных карт для судовождения, его системами оснащены погранслужбы и ВМФ десятков стран: России, США, Швеции, Германии, Индии, Великобритании, Чили, Перу, Колумбии и др. К 2006 году 75% самолетов гражданской авиации России были оборудованы Системой раннего предупреждения приближения к земле производства «Транзас» в полном соответствии новым стандартам Международной организации гражданской авиации (ICAO). Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 3 июня 2006 года подписан Федеральный закон № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающий: использование бюджетных средств для создания не только инженерной, транспортной, социальной, но и инновационной инфраструктуры; увеличение до трех квадратных километров площади технико-внедренческой особой экономической зоны; создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории России. Таким образом, завершен еще один этап работы по развитию и совершенствованию механизма особых экономических зон. В РосОЭЗ уже поступили обращения от 43 субъектов Российской Федерации, активно осуществляющих разработку проектов ОЭЗ указанного типа, несколько из них достаточно хорошо проработаны и имеют хорошие перспективы. В целях реализации закона согласованы с федеральными органами исполнительной власти и внесены в Правительство Российской Федерации проекты постановлений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Правила оформления и подачи заявок на создание ОЭЗ, Положение о порядке проведения конкурса по отбору заявок на создание ОЭЗ, Положение о наблюдательном совете особой экономической зоны в части туристско-рекреационных ОЭЗ. В Правительство Российской Федерации 30 июня 2006 г. № 9417-ГГ/Ф7 внесен проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в части внесения изменений в Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации и в Положение о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами в части создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа, которые проработаны с аппаратом Правительства Российской Федерации. Просим поддержать. Минэкономразвития России планирует объявить с 1 августа 2006 года открытый конкурс по отбору заявок на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа, а в конце III квартала – второй конкурс на создание ОЭЗ промышленно-производственного типа. Учитывая указания Президента Российской Федерации, особое внимание при отборе проектов промышленно-производственных особых экономических зон будет уделено регионам Урала, Сибири и Дальнего Востока. В целях реализации следующей ступени развития особых экономических зон Минэкономразвития России и РосОЭЗ, совместно с Минтрансом России разработали проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с целью законодательного закрепления создания портовых особых экономических зон на территории морских и речных портов, грузовых терминалов международных аэропортов (проект федерального закона прошел все стадии согласования и уже несколько месяцев находится в Минфине России). Идея создания портовых зон была поддержана Президентом Российской Федерации 3 апреля 2006 года на совещании с участием Минэкономразвития России, Минфина России, РосОЭЗ и его территориальных органов, однако до настоящего времени нет положительного заключения Минфина России на проект упомянутого закона. Имеется устное замечание Минфина России о том, что нужно уже сейчас определить все затраты. Однако это вряд ли возможно, поскольку пока еще нет результатов конкурсов и отсутствует проектно-сметная документация, которые необходимы для строительства объектов в портовых зонах. Минэкономразвития России и РосОЭЗ провели 13 презентаций проекта российских ОЭЗ в 17 странах мира, Первый Московский Международный Форум «Особые экономические зоны в Российской Федерации. Инвестиционный фонд России» 16-17 мая 2006 г., состоявшийся в Центре международной торговли в г. Москве, а также десятый Санкт-Петербургский международный экономический форум, состоявшийся 13-15 июня 2006 г. По результатам этой работы мы наблюдаем активно растущий интерес к особым экономическим зонам в Российской Федерации со стороны представителей деловых кругов, промышленников и предпринимателей, а также потенциальных инвесторов: как отечественных, так и иностранных. / Пресс-служба Министерства экономического развития и торговли РФ
|