Кузнецов Михаил Иванович, Директор Союза развития наукоградов России, академик РАЕН Инновационное развитие экономики, заявленное is посланиях Президента России Федеральному Собранию, действительно является по сути единственной возможностью для России занять в глобальном мировом экономическом пространстве XXI века подобающее место и сохранить (или восстановить) статус Великой державы. Эксплуатируемые и экспортируемые природные ресурсы (прежде всего нефть и газ) и продукты их первичной переработки (металлы) принципиально не могут быть основой для этого, более того, ставят Россию в зависимость от развитых стран мира. Не говоря уже о том, что значительная часть сверхприбыли от их продажи не попадает в государственный бюджет. Впрочем, проблема использования гигантского ресурса, который по экспертным оценкам составляет 20-30 млрд долл. — примерно треть российского бюджета — и присваивается в виде приватизированной природной ренты, требует отдельного рассмотрения. В то же время в России имеется мощный интеллектуальный и научно-технический потенциал, который в настоящее время востребован в весьма незначительной степени, прежде всего в силу беспрецедентного падения производства, произошедшего в девяностые годы, особенно в наукоемком секторе промышленности. Оценки этого потенциала как устаревшего, громоздкого, лишнего, имевшие место в некоторых аналитических и высших управленческих кругах России в 90-е годы, не выдерживают критики. "Утечка мозгов" из России и "охота" зарубежных фирм за российскими молодыми учеными, аспирантами и даже студентами в сочетании с использованием "утекающих" разными способами российских разработок говорит как раз об их высоком уровне и актуальности. Исторические накопления Кроме нескольких крупных городов, значительная часть научного и наукоемкого промышленного потенциала сосредоточена в наукоградах, которые создавались в 30-х, 50-х и 70-х годах специальными постановлениями высших органов власти страны для решения важнейших государственных задач научно-технической и, прежде всего, оборонной направленности. Многие из них до последнего времени не показывались на картах, не упоминались в справочниках и имели специальные кодовые, часто "номерные", названия. В списке наукоградов к карте, на которой показано их расположение на территории России, некоторые из этих прежних названий указаны в скобках. Эти города и сегодня открыты относительно — о них стали больше говорить.и писать, но они имеют установленный законом особый статус Закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) с рядом ограничений. Сегодняшние наукограды весьма различны по масштабу, характеру, видам деятельности. Есть города с численностью населения более 200 тыс. (Бийск, Дзержинск, Зеленоград, Комсомольск-на-Амуре), а население таких городов, как Балашиха, Дими-тровоград, Ковров, Королев, Ми-асс, Мичуринск, Северск превышает 100 тыс. человек. Около 100 тыс. человек имеют Железногорск, Жуковский, Новоуральск, около 70 тыс. человек — Дубна, Петергоф, примерно 50 тыс. — Спежинск, Фрязино, 30 тыс. — Краснозна-менск, Мирный, примерно 20 тыс. — Пущино, Радужный, Черноголовка и, наконец, 6,5 тыс. — Приморск; поселки: Кольцово —11 тыс., Звездный Городок — 6 тыс., Оболенск — примерно 5 тыс., Орево — около 1,5 тыс. человек. По характеру и профилю научных комплексов наукограды подразделяются па монопрофильные, моноориентированные и комплексные. Типичным примером монопрофильного наукограда является Оболенск, социально и инфраст-руктурно обеспечивающий один Государственный научный центр — Научно-исследовательский и нститут прикладной микробиологии. К этому же типу можно отнести Бе-лоозерский, Кольцово, Краспозна-менск, Менделееве, Протвино, Снежинск и другие. Моноориентированные наукограды имеют несколько градообразующих предприятий одной сферы научно-технической деятельности. Это, например, Жуковский, в котором расположены крупнейшие исследовательские и испытательные комплексы авиационного профиля, Черноголовка — научный центр Российской академии наук с исследовательскими институтами и лабораториями в области химической физики; моноориентированными являются также Краснообск, Пу-щино, Юбилейный. Наиболее характерным примером комплексного наукограда является Дубна, где кроме Объединенного института ядерных исследований имеются научные, конструкторские и научно-производственные центры авиакосмического, прибо-ростроительного, судостроительного профиля, международный университет. К этому же типу относятся Климовск, Ковров, Комсомольск-на-Амурс, Королев, Обнинск, Реутов. К комплексным наукоградам можно отнести также ряд академгородков научных центров РАН. В то же время многие наукограды, имея преобладающие направления деятельности, расширяют спектр специализаций как в фундаментальной, так и в прикладной науке. Это хорошо видно на примере европейской части России (см. Таблицу). Условия жизни во всех наукоградах, как правило, были значительно лучше, чем в окружающих территориях, многие из них имели хорошие связи со столицей (наукограды Московской области, Обнинск) или ближайшими крупными городами. Для Северска это был Томск, для Кольцове и Краспооб-ска — Новосибирск, для Железио-горска и Зеленогорска — Красноярск, для Соснового Бора — Ленинград. Все это создавало условия для "притечки" умов" и обеспечивало научным организациям и производственным предприятиям наукоградов постоянное пополнение специалистами. "Стратегия" реформ Сложившаяся в последние годы в результате государственно-общественного реформирования России ситуация может быть охарактеризована как системный кризис. Наиболее общими его характеристиками, имеющими принципиальное значение для городов, в которых "живет наука", являются следующие: - масштаб федерального госу дарственного влияния существенно уменьшился: только но официаль ным данным с 1990 внутренние за траты па исследования и разработ ки уменьшились в России более чем в 10 раз (по экспертным оцен кам — в 30-40 раз), при этом и доля ассигнований на науку в це лом в расходах федерального бюд жета снизилась с 5,7% в 1993 г. до 2,7% в 1998 г. и менее 2% в год в 2000-2002 годах; - увеличилось число субъектов политики: активную роль стали иг рать администрации городов и об ластей, их представительные орга ны; - появилось много системно не проработанных и не согласующих ся между собой решений и норма тивно-правовых актов различных уровней при одновременном отсут ствии ряд крайне необходимых; - государство длительно не выплачивало многомесячные долги предприятиям по выполненным государственным заказам; - существенно уменьшился общий объем производства во всех отраслях экотюмики (в наиболыттей степени в наукоемких отраслях промышленности). Такие условия отнюдь не способствовали развитию науки и наукоемкой промышленности. Положения принятой в 1996 г. Доктрины развития российской науки о науке как национальном достоянии и о приоритетности ее развития остались, к сожалению, всего лишь декларациями. (Лишь в 2002 году принят системный документ "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", реализацию которого еще предстоит развернуть). Общий спад производства достиг такого уровня, что спрос на внутреннем рынке на наукоемкие технологии, продукты и услуги практически отсутствует, власти федерального и регионального уровня пока не слишком озабочены его стимулированием. Долгосрочные проекты — 5-10 лет па разработку новых технологий — пока не интересны субъектам российского "рынка". Они готовы получать лишь быстрые доходы с того, что есть, что близко лежит, а механизмы поддержки инноваций у нас пока отсутствуют. Кадровый кризис Как показывают социологические исследования, проводимые много лет Союзом развития наукоградов России и Лигой содействия оборонным предприятиям, особая проблема — надвигающийся кадровый кризис. Сказывается пресловутая "утечка умов". Среди отъезжающих за рубеж возрастная группа 30-45 лет составляет три четверти, остальные 25 % примерно поровну поделены между возрастом до 30 лет и после 45 лет. По данным Центра исследований и статистики науки среди работающих в науке возрастная группа 30-39 лет составляет в России 15%, в США — 36%, в то время как возрастная группа 50-59 лет — 26% и 14%, соответственно. Ряд научных организаций все в счет отъезда и ухода лучших, так что только количественное изменение состава не дает полного представления о масштабах потерь. Часть потенциальных ученых уходит в другие сферы еще до начала работы — непосредственно после окончания ВУЗов или еще во время учебы. Крупнейшие западные компании учредили ряд стипендий лучшим студентам вузов России. Опросы студентов показывают, что многие из них намерены работать за рубежом. По оценкам социологов таких и среднем по России 5-10%, а в некоторых вузах и больше. Научная деятельность, особенно в технической сфере становится все более непрестижной. Это порождает также снособразную "утечку умов" — еще до прихода в науку. Если 7-8 лет назад 70% руководителей говорили о нехватке экономистов, финансистов и бухгалтеров, то сейчас (2002 год) 80-85% из них отвечают, что им нужны научно-инженерные кадры высокой квалификации и высококвалифицированные рабочие. Конечно, в наукоградах население обычно связано с одним или несколькими научными и научно-промышленными градообразующими предприятиями и квалифицированным специалистам трудно найти другую работу. Поэтому интеллектуальный потенциал предприятий наукоградов сохранился в большей степени по сравнению с большими городами. Но здесь и острее ощущают необходимость в образовании, подготовке и переподготовке кадров. В Международном университете "Дубна", образованном всего 8 лет назад, но уже имеющем филиалы в других наукоградах, учатся студенты из 19 районов и городов Московской области. Путинский государственный университет готовит высококлассных биологов, приглашая студентов старших курсов из других вузов России, а также выпускников вузов для получения второго высшего образования, обучения в магистратуре и аспирантуре, используя для этого потенциал институтов Путинского научного центра РАН. Сейчас много говорят о необходимости создания исследовательских академических университетов, а в Пущино именно такой университет в 2002 году уже отметил свое 10-летие. Если мы действительно озабочены инновационным развитием, необходимы серьезные решения в сфере профессионального образования и стимулирование привлечения хорошо подготовленных молодых специалистов в наукоемкие производства, НИИ и КБ, включая вопросы обеспечения возможности иметь жилье, решения проблем с армейской службой и т.д. И, хотя еще есть те, кто может передавать знания и опыт, остается не так уж много времени для интенсификации, стимулирования и поддержки этих процессов. Спасение утопающих... Уже в начале 90-х стало ясно, что "грядут большие перемены", поэтому был создан Союз развития наукоградов для выработки согласованных позиций по важнейшим вопросам их жизнедеятельности. Десятилетнее взаимодействие российских городов науки между собой, с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ по вопросам развития местного самоуправления, сохранения и использования их научно-технического и образовательного потенциала для инновационного развития страны позволили сформировать основы государственной политики в отношении наукоградов, ее нормативного правового обеспечения и накопить некоторый позитивный опыт: - был принят и действует федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации"; - реализован программныйпринцип развития муниципальныхобразований — наукоградов, согласованный населением, городскимиэлитами и органами власти всехуровней; - предусмотрены договорныеусловия реализации программ развития наукоградов (ПравительствоРФ — руководящие органы власти субъектов РФ — органы местного самоуправления); - появился опыт, заделы ипредложения по использованиюи механизмам использования земель и недвижимости для целейразвития; - накоплен позитивный опытучастия населения в реализациикрупных инфраструктурных проектов по жилищному строительству,телефонизации и т.д.; - созданы и создаются центрыинновационной деятельности по ряду сфер применения инноваций(Жуковский, Кольцово, Красноар-мейск, Обнинск, Реутов, Троицк); - реализуется объединение наукоградов с "промышленными" и"сельскохозяйственными" муниципальными образованиями в территории перспективного научно-технического развития. Хотя ряд объективных (вопро сы налогообложения, землевладения и землепользования) и субъективных причин (чрезвычайно медленное рассмотрение документов в бюрократических структурах федеральных министерств и ведомств) но многих случаях обостряют отношения между различными субъектами деятельности, тем не менее, процессы управления развитием в наукоградах становятся более системными. Сегодня, завтра... Активный интерес стали проявлять к наукоградам губернаторы и представительные органы Субъектов Федерации. В январе 2003 года меры но совершенствованию государственной политики в области развития наукоградов как элементов национальной инновационной системы были рассмотрены с участием Президента на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям. В настоящее время статус "Наукоград Российской Федерации" имеют города Обнинск, Дубна и Королев, а непосредственно после заседания Совета этот статус был присвоен поселку Кольцово (Новосибирская обл.). Многие города подготовили свои программы развития и другие документы для получения такого статуса. Наиболее продвинулись в этой работе Жуковский, Заречный (Свердловской обл.), Красноар-мейск, Петергоф, Пущино, Реутов, Северск, Сосновый Бор, Троицк, Фрязино, Черноголовка, Юбилейный. Готовят программы развития Бийск, Димитровоград, Протвино и др., "осознали" себя наукоградами и подготовили программы развития Комсомольск-на-Амуре и Мичуринск, начата разработка программы наукоградского развития в Апатитах (Кольский научный центр РАН), заявил о разработке своей программы Ковров. Сейчас становится крайне актуальным упрощение процедур рассмотрения программ развития наукоградов и других документов для присвоения статуса "Наукоград Российской Федерации". Необходимо обеспечить не столько финансирование городской инфраструктуры наукоградов, сколько стимулировать инновационную деятельность на их территории. Опыт Дубны, Обнинска, Кольцове и других наукоградов показывает, что небольшое государственное финансирование инновационных проектов при грамотной политике позволяет привлечь многократно большие ресурсы из негосударственных источников. Нужно также регламентировать формы поддержки наукоградов, которые не являются муниципальными образованиями и не подпадают под действие закона "О статусе наукограда РФ" (это Зеленоград, Оболенск, Орево, Пересвет, многие академгородки научных центров РАН и др.). Особая задача — стимулирование инновационной деятельности на территориях, а также взаимодействия "научных" и "промышленных" муниципальных образований. Ряд решений принят по этим вопросам на региональном уровне. Это решения по созданию зон перспективного научно-технического развития: в Москве — решения по "особой экономической зоне" в Зеленограде; в Московской области --закон "О порядке присвоения отдельной территории Московской области статуса территории научно-технического развития" и решения областного правительства по созданию Территории научно-технического развития "Южное Подмосковье" (включает город Серпухов, Серпуховской район, а также наукограды Оболенск, Протвино и Пущино). Аналогичные решения готовятся в Новосибирской области. На федеральном уровне подготовлен проект закона об особых экономических зонах. Преимущественное создание таких стимулирующих инновационную деятельность зон в наукоградах и на территориях научно-технического развития позволило бы получить двойной эффект — использовать уже имеющийся потенциал и ускорить реализацию проектов. Очевидно, что основная задача в сфере политики в отношении наукоградов и территорий научно-технического развития, состоит не в "защите наукоградов от умирания", а в использовании их как своеобразной рассады, "точек роста", очагов инновационной, образовательной деятельности и экономического развития. Концентрация наукоградов и ихинтеллектуальный и научно-технический потенциал в Московскомрегионе, на Урале, в Сибири, Ленинградской области, Поволжье таковы, что они вполне могли бы,обеспечивая инновационные процессы в российской экономике,стать также и серьезным фактором регионального развития. К одному из ведущих факторов мирового развития, оказывающим существенное влияние на развитие высшего образования, следует отнести переход экономик промышленно-разиитых стран на путь технологического развития, доминирование науко- и интеллектуальноемких экономик, а также формирование на этой основе социально-экономического уклада постиндустриального общества. Россия встречает XXI век в условиях серьезных социально-экономических потрясений. Вместе с тем известно, что страны с устойчивым экономическим и социальным развитием, прочными позициями в мировом сообществе и на мировых рынках, высоким уровнем и качеством жизни населения характеризуются беспрецедентным по своим масштабам развитием высшего образования и растущим осознанием его жизненно важной роли в обеспечении своего процветания. В силу этого становится все более очевидным, что и наши возможности достойно встретить будущее и успешно справиться с возникшими проблемами — в значительной степени будут зависеть от мощи и направленности российского интеллектуального потенциала и, в конечном итоге, от состояния отечественного образования вообще и высшего образования, в частности. Это, в свою очередь, приводит к необходимости выработать такую стратегию преобразований российской высшей школы, ее адаптации к имеющимся реалиям, итогом которых должна быть высокоэффективная система образования, способная выполнить выпавшую на ее долю ответственную миссию и, при этом, учитывая состояние государственной финансовой системы, с наименьшими затратами. Проведенные за последние годы в МГТУ им. Н.Э. Баумана исследования показывают, что одним из целесообразных путей решения этой задачи является создание в России института исследовательских университетов, а в плане инженерно-технического образования — исследовательских технических университетов. Так, на опыте Гарвардского университета сложился современный исследовательский университет США, образование в котором складывается из двух элементов: первой ступени — в виде четырехгодичного колледжа — и второй ступени (последипломной), представленной исследовательскими школами, осуществляющими фундаментальные исследования и подготовку научных кадров, и профессиональными школами, где ведутся прикладные исследования и готовятся специалисты-практики. Окончание исследовательской школы дает степень магистра или, при соответствующем увейичении продолжительности образования, — степень доктора философии в соответствующей области знаний. В отличие от этих академических степеней окончившие профессиональные школы получают разные профессиональные степени (степень инженера, доктора медицины, доктора права и т. д.). Гарвардский университет, таким образом, сделался прототипом исследовательских университетов. По пути Гарварда пошли элитные университеты США, а со временем и многих других стран — Японии, Швеции, Нидерландов, Китая и др. Учреждение исследовательских университетов в этих странах имело для них первостепенное значение, обеспечив переход к выпуску высококвалифицированных специалистов исследовательскими и профессиональными школами. Интерес промышленных фирм к исследовательским университетам не ограничивался потребностями в квалифицированных кадрах нового качества. Особую заинтересованность к исследовательским университетам стали проявлять фирмы, специализировавшиеся на исследованиях и разработках. Расширение функций исследовательских университетов привело к дальнейшей модификации технологии учебного процесса — постепенно исследовательские школы стали сближаться с профессиональными . Одним из наиболее ярю примеров современного исслед вательского университета ел жит Массачусетский технолот ческий университет. Сегодня МТИ — один из л; ших университетов мира. Обра: вательная и исследовательская д< тельность, в основе которой лен принцип привязки к реальн проблемам, остается его глав* задачей. Приверженность МТИ к сое, нению образовательной деятельн ти с получением новых знаний здает плодородную почву для исс довательской работы. Именно этой почве произрастает целый серьезных научных открытий технических достижений, появ шихся на свет в стенах МТИ. С ди прошлых достижений — ра; ботка современной технологии ь сервирования пищевых продукп первый химический синтез не циллина и витамина А, разрабс системы инерциальной навига! современные технологии изгото ния протезов, высокоскорост фотосъемка, устройство намят! магнитных сердечниках, сделан возможным развитие ЭВМ. МТИ является одним из в щих исследовательских универс тов США. Проведенное недавне следование показало, что еж« ный экономический эффект от бретений и новых технологий, работанных в университете, со< ляет 20 млрд. долл. и 15000С вых рабочих мест. МТИ посто лидирует среди американских верситетов по количеству пате и ежегодно заключает около 7i говоров об авторских правах стными компаниями. Здесь ум< сказать, что одним из важне) критериев исследовательского верситета являются высоки торитет и широкое обществе признание. Перейдем к рассмотри проблемы исследователь университетов в России. Создавая в России институт исследовательских технических университетов, мы не должны повторять определенных ошибок, которые были допущены на этом пути в ряде стран. Для России особую настороженность должна вызывать опасность вырождения высшего профессионального образования на первой ступени в академическое. Это уже начинает проявляться в России в силу заимствования западных достижений без достаточного анализа. Действительно, в ряде престижных исследовательских университетов Запада последипломная ступень стала доминирующей, в связи с чем эти университеты перестроили работу первой ступени, превратив ее исключительно в подготовительную базу для продолжения образования. Бакалавр стал получать степень, не приобретая профессиональных знаний. Рассматриваемым университетам это было выгодно, поскольку количество последипломных студентов в них превосходило число бакалавров. Однако это привело к социальному неравенству образовательных возможностей населения — обнаружилось, что молодежь, оканчивающая профессиональные высшие учебные заведения, получает образование, неадекватное для продолжения обучения на последипломной ступени исследовательских университетов независимо от своих способностей и талантов. Отвечая на этот вызов, рядовые колледжи в погоне за контингентом заявили о подготовке в своих стенах бакалавров-выпускников не для массовых профессий, а исключительно для продолжения образования. Возникли известные, вплоть до массовых студенческих волнений, социальные осложнения в связи с трудоустройством и, наряду с этим, существенно возросли совокупные расходы на высшее образование из-за возникшей в силу этого избыточности программ. На исправление этого было затрачено много времени и средств. Нам следовало бы, при разработке нового поколения государственных образовательных стандартов для российских бакалавров, не повторить этот опыт, опираясь при этом на положения статьи 14 Закона Российской Федерации об образовании, согласно которой высшее образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Какой видится структура высшей школы России после поэтапного приведения ее в соответствие с современными требованиями. Она должна как можно полнее выявить и дать развиться имеющемуся в стране потенциалу талантливой молодежи. Поэтому развитие высшей школы должно идти по пути широкой диверсификации учебных заведений и интеграции образования па принципах превращения высшей школы в единую многоступенчатую систему во главе с исследовательскими университетами. Подготовка последипломных специалистов высокого уровня концентрируется в исследовательских университетах. Наиболее способные выпускники массовых вузов должны иметь доступ к качественному образованию, реализуя возможность продолжить учебу на более высоких ступенях исследовательских университетов. Такие возможности могут существовать при условии приемствениости учебных программ в вузах разного уровня. Но одного этого условия мало. Необходимо еще создание в академической структуре исследовательских университетов соответствующего учебного подразделения в виде одногодичного специального колледжа, обеспечивающего подготовку перспективных выпускников первой ступени из других вузов к продолжению обучения на исследовательской ступени. В процессе выполнения программы "Интеграция" разработана концепция российского исследовательского технического университета. При работе над концепцией показано, что проблемы дальнейшего развития системы высшего образования не могут быть решены без создания в стране института исследовательских университетов, интеграции в рамках исследовательских университетов фундаментальной науки и образования. Исследованы условия сохранения единой образовательной системы в России, проблемы диверсификации послесреднего образования и социального равенства образовательных возможностей молодежи. В ходе этого анализа разработан современный поход к созданию нового поколения государственных образовательных стандартов, подготовлен проектный вариант такого стандарта, отличающийся высокой степенью приемственности образования различного уровня, дающий возможность преобразовать высшее образование России в единую многоступенчатую систему. При этом должно учитываться, что технический исследовательский университет характеризуется наличием выпуска специалистов как на базовой, так и, непременно, на исследовательской ступенях образования по всем основным инженерным направлениям и по нескольким гуманитарным, социально-экономическим и естественнонаучным направлениям. Весьма желательно, чтобы все кафедры университета, включая общеобразовательные, общепрофессиональные, а также гуманитарные и социально-экономические, стали кафедрами, выпускающими специалистов исследовательской ступени образования. Для реализации этой цели на каждой кафедре обязательно наличие научно-исследовательских лабораторий и научно-исследовательских коллективов, а также наличие всей гаммы лекционных курсов последипломного уровня но всем направлениям подготовки исследовательской ступени. Необходимо, чтобы выпуск специалистов последипломной ступени составлял заметную долю от численности выпускников базовой ступени. Тем не менее должен широко практиковаться прием на исследовательскую ступень со стороны, обеспечивая тем самым системность образовательной структуры России. С целью приемственности научных знаний в исследовательском университете предусматривается последокторская ступень образования, т.е. существование на кафедрах достаточного числа вакансий, предоставляемых талантливым выпускникам, получившим степень доктора философии или кандидата наук, для научно-педагогической стажировки и дальнейшего развития своих перспективных исследований. В университете предусматривается наличие центра международного образования, обширных международных связей, включая совместную с зарубежными университетами и фирмами разработку научных исследований и проектов, в том числе в области образования. В плане разработки новой, характерной для исследовательского технического университета технологии учебного процесса, перед коллективом вуза и, в частности, перед коллективами пилотных кафедр поставлены многоаспектные задачи, которые решаются поэтапно. В частности, создано несколько кафедральных исследовательских лабораторий, обеспечивающих рабочие места для полноценных научных исследований в последипломном образовательном процессе. Широким фронтом осуществляется информатизация библиотеки университета, создан ряд научно-учебных центров совместно с Российской Академией Наук. Важный вопрос — совершенствование подбора молодежи для поступления в исследовательский университет на первый курс и на продолжение образования на последипломном уровне. Сформулированы условия, которым должен удовлетворять поступающий в исследовательский технический университет, включающие не только общепринятые требования к уровню знаний, но и требования, предусматривающие социальную, психологическую и интеллектуальную зрелость будущего студента и разработаны соответствующие принципы отбора. На основании исследовании и соответствующего апробирования можно утверждать, что развитая система довузовской подготовки в исследовательском техническом университете позволяет в значительной степени повысить уровень подготовленности студентов - первокурсников к учебе. В связи с этим были разработаны теоретические основы проектирования согласованных образовательных программ в системе непрерывного образования школа-вуз. На примере разработки пересмотренного содержания одной учебной дисциплины показано, каким образом на основе системоло-гического подхода могут быть реализованы согласованные требования к содержанию непрерывного образования. Подготовлены версии таких сквозных программ. Особо стоит вопрос о разработке нормативной базы приема абитуриентов в исследовательский университет, перевода студентов из других вузов на базовую и исследовательскую ступени образования. На эту проблему необходимо взглянуть с более широких позиций, с точки зрения эффективности развития человеческих ресурсов в интересах всей страны, а не одного отдельно взятого университета. Дело в том, что уровень социального равенства образовательных возможностей сегодня служит важнейшим, признанным во всем мире, показателем экономической эффективности системы образования. Нельзя допустить, чтобы развитие образовательной системы пошло по пути эскалации неравенства возможностей, которое препятствовало бы росту социальной и образовательной мобильности, отбору лучших, ограничивало переход от одной специальности к другой и затрудняло возможности подключиться к образованию на более поздних этапах обучения. Здесь мы сталкиваемся с дилеммой. С одной стороны, исследовательский технический университет предъявляет к обучающимся в нем весьма высокие требования. Поэтому вопрос о более высоком качестве обученности абитуриентов и о рациональной технологии его достижения за счет дову- подготовки силами самого университета стоит весьма остро. С другой стороны, не теряем ли мы многих истинно талантливых юношей и девушек, не располагающих возможностями пройти такую усиленную подготовку по причинам, не зависящим от их способностей и дарований. Представляется очевидным, что сама структура исследовательского университета, принятая в нем технология учебного процесса должна гарантировать успешное и эффективное продвижение по образовательной траектории как тех студентов, которые были приняты в университет по критериям обученности высокого уровня, так и тех, кто был принят при не столь высокой обученности по критериям таланта и одаренности, подтверждающим способности к обучению по напряженным программам исследовательского университета. Для таких случаев в университете должны быть предусмотрены возможности обязательного прохождения (наряду с регулярными занятиями по общему учебному плану) соответствующих компенсирующих дисциплин, предусматриваемых индивидуальными учебными планами. Такой подход широко применяется в лучших исследовательских университетах мира. В их учебных планах легко обнаружить соответствующие "корректирующие" учебные курсы для младших студентов. Что касается лиц, получивших степень бакалавра в других вузах, и желаю щих продолжить образование но программе последипломной ступени исследовательского университета, то для них в его структуре предусматривается так называемый "университетский колледж", в котором реализуется кратковременный учебный процесс по освоению учебных дисциплин, знание которых при-: знаио недостаточным. Этот зару-: бежный опыт, который не трудно перенести на российскую почву, : окупится расширением образовательных возможностей для талантливой молодежи в интересах всего российского общества. Для решения этих задач в МГТУ им. Н.Э. Баумана проводятся исследования по разработке соответствующих об-разовательных технологий, намечены планы их реализации. Резюмируя вышесказанное, можно дать такое определение и сформулировать такие критерии российского исследовательского университета. Российский исследовательский технический университет — комплексное высшее учебное заведение интеграционного типа, сочетающее в себе функции научно-исследовательского учреждения, выполняющего в крупных объемах фундаментальные и прикладные исследования в областях, определяющих развитие научно-технического прогресса, с деятельностью образовательного учреждения, ориентированной на передачу новым поколениям новейших достижений науки, техники и технологии и готовящих элитарных специалистов всех уровней на основе единства учебного процесса и научных исследований. Теперь о критериях исследовательского технического университета. 1) Наличие и постоянное развитие авторитетных научных и научно-педагогических школ. Высокий авторитет и общественное признание университета на федеральном уровне. 2) Исследовательский университет характеризуется наличием выпуска специалистов на базовой и последипломной ступенях по всем основным инженерным направлениям и по основным направлениям гуманитарного и социально-экономического, а также естественнонаучного циклов. Необходимость этого критерия следует из того, что в противном случае становится невозможной реализация учебного процесса по технологии, характерной для исследовательского университета: междис-циплинарность, широкие возможности по индивидуализации учебных планов за счет включения в них фундаментальных дисциплин любой специальности. 3) На каждой кафедре обязательно наличие научно-исследовательской лаборатории либо (для гуманитарных кафедр) научно-исследовательских коллективов, непосредственно в составе самой кафедры, либо в составе науч-но-иссследовательских институтов университета. 4) Тесная связь с отделениями и институтами РАН: лаборатории института, находящиеся под научно-методическим руководством РАН; совместные научно-учебные центры; филиалы кафедр в институтах РАН и т.д. 5) Весьма желательно, чтобы в исследовательском университете все кафедры, включая общеобразовательные (физика, химия, математика), общепрофессиональные, а также гуманитарные и социально-экономические, являлись выпускающими кафедрами на последипломной ступени. Тем самым констатируется научный уровень кафедр, гарантируется отсутствие разрыва между уровнем развития науки в соответствующей области и уровнем преподавания, повышается естественнонаучный, общепрофес-сиоиальный, социально-экономический и гуманитарный уровень подготовки специалистов и вузе и обеспечивается повышение теоретического уровня проводимых в университете прикладных исследований. 6) Выпуск специалистов последипломной ступени должен составлять не менее половины от численности выпускников базовой ступени. При этом на последипломную ступень практикуется широкий прием со стороны. 7) Развитая система целевой аспирантуры и докторантуры, готовящих научные и педагогические кадры высшей квалификации для научных учреждений и университетов России. 8) Наличие в университете системы последокторской ступени образования (то есть существование на кафедрах или в научно-исследовательских подразделениях достаточного числа вакансий, предоставляемых талантливым выпускникам, получившим степень доктора философии или кандидата наук, для научной стажировки и дальнейшего развития своих перспективных исследований). 9) Наличие при университете центра международного образования, обширных международных связей, включая совместную с зарубежными исследовательскими университетами разработку проектов иесследований, в том числе в области образования. 10) Информационные технологии. Исследовательский университет должен иметь магистральный доступ к глобальным информационным сетям. Возможность работы студентов в едином информационном пространстве. Дистанционное образование. Международное признание университета. Ведение масштабных научных исследований по заказам иностранных компаний. Современная материальная база для научных ис- следований, развитый парк вычислительной техники для ведения учебного процесса и научных исследований. 11) Важным критерием ис-следовательского универ-ситета является наличие иерархии научно-исследовательских подразделений, в числе которых научные и научно-учебные центры (кафедральные, факультетские, совместного пользования), научно-исследовательские институты, базы, полигоны, опытное производство и др. Важнейшим показателем деятельности этих подразделений является наличие ярко выраженной связи их деятельности с научно-исследовательской и образовательной деятельностью кафедр исследовательского университета. Необходимо учитывать априорный характер рассмотренных критериев, вытекающий из теоретических положений, выработанных в ходе предварительных исследований и, следовательно, подлежащих уточнению и расширению в ходе практической реализации программы. Таким образом, необходимо такая эволюция системы образования, которая привела бы ее в соответствие с современными требованиями и создала условия для интеграции вузовской и академической науки, реализации междисциплинарного подхода к подготовке специалистов, мобилизации всех общественных сил на восстановление престижа образования и интеллектуального труда. Необходимо сформировать программу приоритетной поддержки исследовательских технических университетов России, которые призваны составлять ее национальное достояние. |