В соответствии с законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» регистрация товарного знака производится на основании заявления, поданного в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. По общему правилу по дате подачи правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака устанавливается его приоритет. Понятие приоритета в Законе не раскрывается, однако анализ правовых норм позволяет сделать вывод, что под приоритетом понимается преимущественное право на регистрацию товарного знака по сравнению с другими заявителями этого же или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении однородных товаров и услуг. Более ранняя дата приоритета позволяет заявителю получить первенство во времени и реализовать это право в отличие от других заявителей, у которых дата приоритета более поздняя. В то же время п. 3 ст. 9 Закона предусматривает возможность установления приоритета товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств – участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если подача заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты. Таким образом, факт участия в международной выставке и использования при этом обозначения позволяет добиться преимущества при регистрации товарного знака. Заявитель, желающий воспользоваться правом выставочного приоритета, обязан указать это при подаче заявки на товарный знак или в течение двух месяцев с даты подачи заявки направить в Федеральную службу по интеллектуальной собственности ходатайство об испрашивании выставочного приоритета (п. 4 ст. 9 Закона). В обоснование своих требований ему необходимо представить документ, подтверждающий правомерность испрашивания такого приоритета. Представленный заявителем документ должен подтверждать статус выставки как официальной или официально признанной международной, организованной на территории одного из государств – участников Парижской конвенции и содержать наименование лица, экспонировавшего товары, обозначение, перечень обозначенных им товаров (экспонатов), а также дату начала открытого показа экспонатов на выставке (п. 2.12.4 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания). Документ подписывается уполномоченным лицом соответствующей выставки. С первого взгляда кажется, что процедура установления выставочного приоритета проста и не представляет для заявителя особых трудностей, но на практике все может оказаться сложнее. Поскольку документ, подтверждающий факт участия в выставке, предоставляется дирекцией выставочного комитета, то для его получения заинтересованное лицо должно к ней и обратиться. В свою очередь, выставочный комитет представляет обратившемуся лицу официальное письмо с указанием всех реквизитов, необходимых в соответствии с п. 2.12.4 Правил для установления Федеральной службой по интеллектуальной собственности выставочного приоритета. Однако на этой стадии у заинтересованного лица и возникают первые трудности. Так, организационный комитет выставки, сославшись на отсутствие точной и документально подтвержденной информации об экспонировавшемся товаре и использовавшемся для его маркировки обозначении, может отказать обратившемуся лицу в предоставлении официального письма с указанием в нем всех обязательных реквизитов. Вместо этого он может предоставить лишь письмо об участии заинтересованного лица в выставке. Данных о внешнем виде обозначения и перечне товаров письмо содержать не будет. Выходом из сложившейся ситуации мог бы стать официальный каталог выставки, располагающий подробной информацией о каждом участнике выставки. Но, к сожалению, и в нем может не быть информации об экспонировавшемся товаре и обозначении, использовавшемся для его маркировки на выставке. Например, участник представлял несколько товарных знаков и не все из них указал в каталоге. В таком случае возможности использовать информацию из каталога для подтверждения притязаний на установление выставочного приоритета у заявителя не будет. Естественно, что письмо выставочного комитета, не содержащее данных об экспонировавшихся товарах и обозначении, использовавшемся для их маркировки, не будет принято федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в качестве документа, подтверждающего правомерность испрашивания выставочного приоритета. Таким образом, вполне реальна ситуация, в которой лицо, участвовавшее в международной выставке, подав заявку на регистрацию товарного знака, по объективным причинам не сумеет воспользоваться правом выставочного приоритета. К счастью, выход есть. Российское законодательство предусматривает возможность подтверждения фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и экономической деятельности. Раздел IV Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации регулирует особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел. В частности, глава 27 АПК РФ содержит нормы, позволяющие заинтересованному лицу обратиться в арбитражный суд за защитой прав и законных интересов, существование которых в силу различных обстоятельств является неопределенным. Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона о товарных знаках субъектом права на товарный знак выступает юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, то организации и индивидуальные предприниматели вправе обращаться в арбитражные суды за защитой своих прав, в том числе и с заявлениями об установлении фактов, имеющих юридическое значение для осуществления ими этих прав. В соответствии со ст. 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Важным для установления факта, имеющего юридическое значение, является условие, согласно которому устанавливаемый факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Поскольку, как указывалось выше, факт участия в международной выставке и использования при этом обозначения позволяет добиться преимущества при регистрации товарного знака, установление его судом влечет за собой возникновение преимущественного права на регистрацию товарного знака. К тому же этот факт имеет юридическое значение для возникновения прав в предпринимательской деятельности – возникновение исключительного права на товарный знак. Таким образом, все условия о подведомственности, необходимые для принятия арбитражным судом к рассмотрению дела об установлении факта участия лица, обратившегося с заявлением в суд, в международной выставке и экспонирования на ней товаров, маркированных тем или иным обозначением, можно считать выполненными. Необходимо обратить внимание на то, что срок испрашивания выставочного приоритета ограничен двумя месяцами с даты подачи заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, а срок предоставления материалов, подтверждающих обоснованность требований об установлении выставочного приоритета, составляет три месяца с даты подачи заявки. То есть возможность установления выставочного приоритета по поданной заявке ограничена тремя месяцами. В свою очередь, АПК РФ устанавливает, что срок рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции не должен превышать трех месяцев. Немаловажен и тот факт, что вступление решения арбитражного суда в силу происходит по истечении месяца со дня его принятия (ст. 180 АПК). Вступившее в законную силу решение суда должно быть представлено в материалы заявки до истечения трех месяцев со дня ее подачи. В противном случае, даже если суд установит нужный заявителю факт, превышение необходимого срока сделает невозможным установление выставочного приоритета. В связи с этим огромное значение имеет безошибочная подготовка судебного заявления, которая поможет избежать недопустимо длительного для заявителя срока рассмотрения заявления в суде. Тогда дело может быть рассмотрено в течение 1,5 месяцев. Не станем подробно останавливаться на всех требованиях к содержанию заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение: они достаточно четко изложены в ст. 220 АПК РФ. Коснемся лишь тех моментов подготовки заявления, выполнение которых обусловлено спецификой дела об установлении факта участия в международной выставке. Приведенные ниже комментарии направлены главным образом на устранение причин, обязывающих суд оставить дело без движения (ст. 128 АПК) и, следовательно, способных увеличить срок его рассмотрения. П. 2 ст. 221 АПК РФ устанавливает, что при подготовке к судебному разбирательству судья определяет круг заинтересованных по делу лиц, права которых может затронуть решение об установление факта, имеющего юридическое значение, извещает этих лиц о производстве по делу, рассматривает вопрос о привлечении их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. Поскольку решение арбитражного суда об установлении факта участия заявителя в международной выставке станет основанием для установления Федеральной службой по интеллектуальной собственности выставочного приоритета по заявке на товарный знак, то именно прав и обязанностей этой службы коснется судебное решение. Следовательно, именно ее заявителю необходимо привлечь в качестве третьего лица (заинтересованной стороны). Поэтому вместе с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, необходимо представить суду подтверждение отправки копии заявления со всеми приложениями Федеральной службе по интеллектуальной собственности. В соответствии с п. 1 ст. 220 АПК РФ вместе с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, заявителю необходимо предоставить суду доказательства невозможности получения необходимого документа, установленного п. 2.14.4 Правил от лиц, в чью компетенцию входит его выдача. Как уже было сказано, документ, подтверждающий участие заявителя в выставке, предоставляется дирекцией (организационным комитетом) выставки. Поэтому в случае отказа организационного комитета выдать заявителю необходимый документ, последнему желательно получить отказ в письменной форме и представить его в качестве доказательства суду. Если по каким-то причинам дирекция выставки не желает предоставить отказ в письменной форме, заявителю необходимо ходатайствовать перед судом об истребовании необходимого доказательства, то есть отказа в выдаче документа, удостоверяющего участие заявителя в международной выставке. Необходимо помнить, что при подаче такого ходатайства, которое может быть подано вместе с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, заявитель обязан указать, для установления какого факта предназначена истребуемая информация, причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. Не менее значимой частью судебного заявления является обоснование позиции заявителя. Бесспорно, главными при установлении факта участия заявителя в международной выставке будут доказательства, это подтверждающие. Поэтому важно как можно тщательнее их подготовить. Так, помимо различных документов, свидетельствующих об участии в выставке (договоров, рекламных буклетов), доказательства могут составлять фото- и видеосъемка. При подготовке фото- или видеоматериалов важно, чтобы они содержали кадры, позволяющие суду связать их с этой выставкой. Арбитражный суд принимает также свидетельские показания. Заявителю не менее важно правильно сформулировать требования, обращенные к суду. Дело в том, что нередко выставочная экспозиция по объективным причинам не может вместить все товары производимые экспонентом (участником). Например, когда экспозиционная площадь небольшая, а производимый товар крупногабаритный (автомобили, мебель и т.п.) или его ассортимент достаточно широк. Поэтому на выставке производитель вынужден ограничиться только частью производимых товаров, а остальную часть представить в рекламно-информационных буклетах. А оказание производителем тех или иных видов услуг, как правило, и вовсе бывает отражено только в рекламных буклетах, плакатах и иных информационных материалах. В связи с этим возникает необходимость использовать в заявлении такие формулировки, которые позволят суду их принять и удовлетворить требования заявителя. Так, в отношении услуг, которые в основном указаны в рекламных материалах, заявителю следует просить суд «установить факт указания в рекламных материалах услуг по…» и перечислить их виды. В отношении той части товаров, которая по объективным причинам не экспонировалась, но была указана в рекламных материалах, можно использовать схожую формулировку: «просим установить факт указания в рекламных материалах…» и перечислить конкретные товары. Здесь необходимо небольшое пояснение. Буквальное толкование п. 3 ст. 9 Закона о товарных знаках и п. 2.12.4 Правил позволяет сделать вывод, что право установления выставочного приоритета может быть реализовано лишь в отношении товаров, но не услуг. То есть правом воспользоваться выставочным приоритетом (при соблюдении всех условий) может лицо, заявившее на регистрацию товарный знак лишь в отношении товаров. А заявитель, подавший заявку только в отношении услуг, вовсе лишен права испрашивать выставочный приоритет. Стоит признать такое толкование указанных норм ошибочным. В соответствии со ст. 1 Закона товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак) – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполненных работ или оказываемых услуг (далее – товары) юридических или физических лиц. То есть знак обслуживания по своему правовому режиму не отличается от товарного знака. Об этом свидетельствует, в частности, отсутствие в Законе, иных нормативных актах каких-либо норм, распространяющих свое действие только на товарные знаки или только на знаки обслуживания. В связи с этим законодательство не ограничивает прав лица, подавшего заявку на регистрацию товарного знака в отношении услуг, на установление по ней выставочного приоритета. В заключение хотелось бы отметить, что вступившее в законную силу решение суда обязательно к исполнению органами государственной власти. Поэтому, имея на руках вступившее в законную силу решение арбитражного суда, подтверждающего правомерность испрашивания выставочного приоритета, заявитель сохранит возможность установить более раннюю дату приоритета по заявке на товарный знак. Багиров Заур, Юридическая фирма "Лабзин и партнеры" /"Патенты и лицензии", №10, 2004/ |