Налог с оборота после присоединения Эстонии к Европейскому Союзу



Основной принцип внутреннего рынка Евросоюза – всячески содействовать свободному движению товара. Поэтому торговля внутри ЕС должна быль для предпринимателя значительно проще, чем торговля с третьими государствами. Главное ясное отличие – отсутствие таможни (как таможенного контроля, так и оформления таможенных документов) для торговых сделок с пересечением границ между странами-членами.
Таможенные декларации замещаются декларациями об обороте в Европейском Союзе, на основании которых облагается налогом товарообмен между странами-членами. Физический контроль товаров при товарообмене между странами-членами не проводится, но, независимо от этого, ведется проверка товаров путем ведения бухгалтерского учета, при котором налоговый департамент основательно проверяет правильность сделок и бухгалтерский учет предприятий.

Продажа товара между странами-членами облагается налогом с оборота по ставке 0%, если покупатель товара является обязанным по налогу с оборота другой страны-члена, при этом у покупателя возникает обязанность начисления налога с оборота по ставкам своей страны-члена с приобретения товара у другой страны-члена. То есть, продавец декларирует оборот товара между странами-членами с нулевой ставкой в своей обычной декларации об обороте, рассчитывает от него налог с оборота и при этом также вычитает начисленный налог с оборота как включенный налог с оборота (за исключением, если покупатель должен применять пропорциональный вычет). Если товар продается резиденту другой страны-члена, не зарегистрированному как обязанный по налогу с оборота, продажа облагается налогом по стандартной ставке страны продавца (или, в случае определенных товаров, по пониженной ставке).

Основное условие применения нулевой ставки состоит в том, что получатель товара должен быть зарегистрирован в стране своего месторасположения в качестве обязанного по налогу с оборота, а продавец знает регистрационный номер покупателя. Для проверки регистрационного номера покупателя можно использовать общую для ЕС систему обмена информацией в сфере налога с оборота VIES (VAT information exchange system). Для этого существует открытый банк данных по адресу
http://europa.eu.int/comm/taxation_customs/databases/ vies_en.htm.

Двумя основными целями системы VIES и является, во-первых, позволить предпринимателю непосредственно получать подтверждение правильности регистрационного номера своих бизнес-партнеров/клиентов, а во-вторых, предоставить управляющему налогом возможность администрировать и проверять внутрисоюзный товарооборот. Из системы VIES предприниматель получает все же лишь ответ да/нет на вопрос, действителен ли номер, система не выдает соответствующих номеру данных.
Если номер VAT бизнес-партнера из страны-члена недействителен, эстонское предприятие выставляет своему бизнес-партнеру счет с действующей в Эстонии ставкой НСО (18%) получателю товара. При условии, что эстонское предприятие не знало об этом и выставило бизнес-партнеру счет с нулевой ставкой НСО, не получив подтверждения обязанности по налогу с оборота бизнес-партнера (получателя товара), обязанность по налогу с оборота переходит эстонскому продавцу, который не может вычесть включенный налог с оборота, поскольку эстонское предприятие не может через бухгалтерского учета подтвердить, что товар продан в другую страну-член, так как бизнес-партнер не является обязанным по налогу с оборота в другой стране-члене.
Это условие, которое обязаны помнить и эстонские предприниматели, поскольку может возникнуть множество ошибок, урезающих в конечном итоге прибыль предприятия.
Вводится изменение в отчетности, по которому дополнительно к ежемесячной декларации об обороте продавцу придется представлять также квартальные отчеты о товарообороте между странами-членами, в которых указывается оборот товара по каждому покупателю.

С точки зрения налогообложения важно, прежде всего, определить место возникновения оборота. И здесь крупных изменений не предвидится. То есть, продажа товара считается состоявшейся и оборот возникшим в Эстонии, если товар становится доступным или транспортируется получателю в Эстонии или отправляется из Эстонии. Это, все же, общее правило, а ниже мы опишем сделки, при которых в виде исключения оборот считается возникшим в стране назначения товара – дистантная продажа и продажа инсталлируемого (устанавливаемого) товара.
Еще следует заметить, что отправка принадлежащего предпринимателю товара без сделки по продаже (например, тамошнему филиалу или на склад) рассматривается также как облагаемый налогом по нулевой ставке оборот между странами-членами. Если отправляющий товар предприниматель еще не зарегистрирован в стране назначения в качестве обязанного по налогу с оборота, обязанность регистрации для него возникает, если стоимость товара, отправляемого с целью предпринимательства, превышает предельную ставку приобретения из другой страны-члена товара соответствующей страны-члена (в Эстонии 160 000 крон).

Дистантная продажа (distance selling)

Дистантная продажа – это специальная схема налогообложения, применяемая при продаже товара и отправке его продавцом или за него покупателю в другой стране-члене, не зарегистрированному в качестве обязанного по налогу с оборота (например, частному лицу). Наиболее типичным примером дистантной продажи является продажа по почте/каталогу. Схема предоставляет возможность при определенных условиях применять нулевую ставку налога с оборота в стране отправления товара, независимо от того, зарегистрирован ли покупатель.
Условием является то, что продаваемый товар также отправляется продавцом или за него и что продавец зарегистрировался в стране назначения как обязанный по налогу с оборота. Поэтому на продавце лежит обязанность декларировать товарооборот в государстве назначения. Каждая страна-член ввела предельную ставку, при превышении которой у продавца возникает обязательство регистрации в стране назначения и применения схемы дистантной продажи. Однако всегда можно зарегистрироваться и до момента, когда предел будет превышен. Предельная ставка дистантной продажи ощутимо выше обычного предела регистрации и не может быть ниже 35 000 евро (ок. 548 000 эстонских крон). Схема дистантной продажи не применяется при продаже новых транспортных средств и инсталлируемых товаров.

Продажа инсталлируемого или монтируемого товара

Продажа товара с инсталляцией – второй тип сделки, при которой оборот считается возникшим не в стране отправления, а в государстве назначения, то есть, в государстве, где товар инсталлируется (устанавливается). Как правило, это налогооблагаемый оборот продавца в стране назначения. То есть, у продавца возникает обязанность зарегистрироваться в качестве обязанного по налогу с оборота в соответствующем государстве (при условии, что оборот превышает предел регистрации) и декларировать продажу товара как свой налогооблагаемый оборот. В данном случае это не приобретение товара в другом государстве, поскольку и продажа считается состоявшейся в стране назначения, просто продавец освобождается от обязанности по НСО при обратном налоге с оборота.
При применении специального налогообложения продажи инсталлируемого товара рассматривается также удельное значение инсталляции.

Купля-продажа новых транспортных средств

В единой системе обложения налогом с оборота в ЕС сделки, осуществляемые с новыми транспортными средствами, регулируются отдельно от купли-продажи прочего товара. При продаже нового транспортного средства из одной страны-члена в другую налог с оборота уплачивается всегда в той стране-члене, в которой транспортное средство регистрируется и поступает в постоянное пользование.
В качестве нового транспортного средства рассматриваются дорожные транспортные средства и не используемые для предпринимательства суда и самолеты, проданные в течение трех (для дорожных транспортных средств – шести) месяцев с момента их первичного принятия в пользование и не использованные свыше установленного ограничения.
Продавец нового транспортного средства декларирует продажу с нулевой ставкой как товарооборот между странами-членами, но, в отличие от иного подобного оборота, в данном случае тому сопутствуют еще некоторые дополнительные обязательства, например, указание в счете, что это продажа товара, соответствующего условиям нового транспортного средства, и приложение копии счета к декларации о налоге с оборота, и т. д. Вывоз транспортного средства из страны-члена продавца должен быть подтвержден.
Зарегистрированный в качестве обязанного по налогу с оборота покупатель рассматривает покупку нового транспортного средства как обычное приобретение товара в другой стране-члене.
Покупатель-частное лицо (или не зарегистрированное в качестве обязанного по налогу с оборота юридическое лицо) должен в течение предусмотренного срока обратиться в центр регистра транспортного средства, с полученными там данными первичного осмотра он обращается в Налоговый департамент/Таможенный департамент и уплачивает соответствующий налог с оборота, после уплаты налога транспортное средство регистрируется в центре регистра.

Схема треугольника, или сделки АВС

При схеме треугольника товар продается из страны-члена А в государство В и из В в страну С, причем товар сам передвигается из государства А в страну С. В этом случае налогообязанный считает продажу в стране-члене А товарооборотом между странами-членами, а С – приобретением товара из другой страны-члена. В должен декларировать товарооборот между странами-членами, т. е. продажу (указав, что это – схема треугольника), но у него не возникает приобретение товара в другой стране-члене и обязанности по налогу с оборота с него.

Продажа облагаемых акцизом товаров

При продажи акцизного товара из одной страны-члена в другую налогообложение производится всегда в стране потребления товара, независимо от проданного количества. При продаже зарегистрированному налогообязанному применяются правила обычно и продажи между странами-членами – с одной стороны оборот с 0%, с другой стороны – приобретение товара. В случае товара, продаваемого физическому лицу (или не зарегистрированному в качестве налогообязанного юридическому лицу), если продавец сам отправляет товар покупателю (дистантная продажа), у продавца сразу возникает налогооблагаемый оборот в стране назначения и обязанность регистрации там в качестве налогообязанного. Если физическое лицо покупает акцизный товар в государстве продавца и провозит его в личном багаже в свое государство, никакие специальные правила здесь не применяются, продажа считается внутригосударственным оборотом и покупатель уплачивает налог с оборота как часть продажной цены. Количественные ограничения по ввозу товара между странами-членами не применяются, частным лицам разрешено ввозить товар для личного потребления (без ограничений).


Источник: Интернет-сайт Эстонской Торгово-промышленной палаты