Учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения


Для увеличения валового национального продукта и скорейшего освоения новой техники и технологии с 2006 года осуществляется учет результатов научно-технической деятельности (РНТД). ФГУ НИИ РИНКЦЭ в 2005 - 2006 гг. выполнил комплекс работ по формированию государственной системы учета РНТД: разработаны нормативно-методическая база и программно - аппаратный комплекс, обеспечивающие взаимодействие и работу всех участников процесса учета РНТД.

Принципиальной особенностью научной и научно-технической продукции является то, что помимо материальной составляющей (отчет, документация, образец) она содержит интеллектуальную (творческую) составляющую, представляющую собой научные, конструкторские, технические, технологические и иные аналогичные решения (далее - результаты научно-технической деятельности (РНТД)), которая принципиально может многократно использоваться для различных целей без «износа и разрушения» и ее ценность для практического применения может возрастать со временем.
В условиях рыночной экономики права на РНТД являются специфическим товаром, при этом их обладатель может:
    - предоставлять третьим лицам, или передавать третьим лицам на возмездной основе,
    - включать в состав имущества предприятия,
    - вносить в уставной капитал акционерных обществ, а также использовать иными способами в хозяйственном и гражданском правовом обороте.

Создание РНТД обычно проводится в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР), значительное количество которых финансирует государство.

До конца последнего десятилетия XX века никакого учета этих результатов и контроля за их использованием не проводилось.

Сложившейся ситуацией воспользовались отдельные лица и организации, которые смогли бесплатно приватизировать указанные результаты. Однако целью присвоения являлась их продажа, а не промышленное освоение. Сохранившиеся же научные организации не могли ими воспользоваться, так как вынуждены были решать проблемы выживания в связи с резким сокращением финансирования науки государством.

В результате возникли нелегальный рынок интеллектуальной собственности и проблема утечки научно-технических результатов, созданных за счет средств федерального бюджета.

Осознание этой ситуации проходило в течение пяти лет (с момента принятия Патентного закона) и в значительной степени было инициировано утечкой конкурентоспособных оборонных технологий.

В 1998 году появились два указа Президента Российской Федерации [1,2], которые изменили государственную политику в области прав на РНТД, созданные за счет бюджетных средств Российской Федерации, а также средства бюджета СССР, а в 2005 г Правительством Российской Федерации были приняты постановления от 4 мая № 284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» и от 17 ноября 2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» было утверждено «Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета», а также внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Российской Федерации [3], которые привели это постановление в соответствие с действующей государственной политикой.

Государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета (далее – РНТД) осуществляется в целях реализации государственной политики в области создания и использования указанных результатов в хозяйственном и гражданском правовом обороте.

Объектами учета баз данных заказчиков являются конкретные РНТД, включающие в себя описание индивидуальных особенностей объекта учета, позволяющих отличать его от других объектов.

Основой государственного учета РНТД является ведение баз данных заказчиков и единого реестра результатов научно-технической деятельности.
Сведения, содержащиеся в базах данных заказчика и реестре, являются федеральным информационным ресурсом.

Для реализации решений указанных постановлений в ФГУ НИИ РИНКЦЭ под руководством Роснауки в 2005-2006 гг. был развернут комплекс работ по формированию государственной системы учета РНТД. На сегодняшний день разработаны определенная нормативно-методическая база и программно- аппаратный комплекс, обеспечивающие взаимодействие и работу всех участников процесса учета РНТД. Ведение этих баз данных осуществляется в режиме онлайн с обеспечением удаленного подключения пользователей для доступа к базам данных через Интернет, а также на бумажных носителях. Указанные сведения формируются и уточняются в течение всего срока действия прав Российской Федерации на использование объекта учета.

В целом, результаты функционирования системы учета РНТД Роснауки показывают, что разработанная система справляется с поставленными перед ней задачами, а работа автоматизированной системы государственного учета РНТД по формированию базы данных РНТД Роснауки можно считать успешной.

Литература:
    1. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».
    2. Указ Президента Российской Федерации и от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».
    3. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности».





Автор:

Евстафьев В.Ф., д.т.н., профессор, «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы»
ФГУ НИИ РИНКЦЭ, г. Москва, Российская Федерация, yev@ extech.ru





Источник: Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций