Процесс установления приоритетов в научно-технической политике

Христиан Холланд, Руд Смитс

Краткая классификация деятельности по предвидению и программированию исследований в странах ОЭСР

Австралия
Наука и техника в Австралии занимают относительно невысокое место в повестке дня, а установление научно-технических приоритетов не координируется из единого центра. К сожалению, все передовые методы установления приоритетов имеют здесь тенденцию попадать на бесплодную почву. И тем не менее ASTEC, наиболее важный консультативный орган по НТП в федеральном правительстве, предпринял исследование по предвидению научно-технического развития, которое, безусловно, не является неуместным в плане включения социальных потребностей в исследовательскую систему ("Согласование развития науки и техники с будущими потребностями в 2010 г."). Один важный элемент формулирования стратегии разрабатывается в крупнейшем исследовательском центре Австралии: CSIRO. Здесь, в сотрудничестве с ASTEC, руководство отобрало 17 технологий, учитывая внутренний потенциал и осуществимость, прежде чем окончательно распределить 1.5% своего общего бюджета между различными подразделениями в соответствии с новыми приоритетами. Здесь в известной мере поддерживается ориентация на пользователей, выраженная в виде обязательства CSIRO получать 30% своего дохода от продаж своих услуг на рынке, а не из государственного бюджета. Социальные темы, помимо экономических, по-видимому, не будут играть существенную роль при формулировании стратегии CSIRO.

Бельгия
Для Бельгии характерно (слишком) большое число советов и комитетов, играющих ту или иную роль в разработке и осуществлении НТП. Этому в значительной мере способствуют государственные реформы (все еще находящиеся в полном разгаре). Общая тенденция состоит в передаче еще больших полномочий регионам. Федеральное правительство (финансирующее 36% всех государственных исследований и разработок) взяло на себя ответственность за несколько тематических исследовательских программ и принимает участие в международных исследовательских проектах. Региональные власти осуществляют свою собственную НТП и управляют соответствующими институтами. На федеральном уровне государственные исследовательские организации представлены не столь хорошо. Исследования сильно привязаны к университетским исследовательским группам. Как выяснилось из бесед с представителями VITO (Фламандского института технологических исследований) и IWT, в Бельгии, по-видимому, пока не ведутся институционализированные исследования по предвидению научно-технического развития. Однако интерес к деятельности по предвидению растет как на федеральном, так и на региональном уровне. Тем не менее представляется, что этот интерес направлен больше на такие виды деятельности, которые напоминают "наблюдение за развитием технологий". Весьма вероятно, однако, что положение дел постепенно изменится благодаря созданию Dienst voor Wetenschappelijk en Technische Informatie (Службы научно-технической информации), своего рода наблюдательной организации, которая будет играть определенную роль и в области предвидения. Эта служба была создана по инициативе Diensten Wetenschappelijke, Technologische en Culturele Aangelegenheden (Федерального управления по научным, техническим и культурным вопросам). В Бельгии сейчас проводятся также стратегические исследования (выполняемые и другими организациями, помимо научно-технических), которые могут оказать влияние на структуру будущей НТП. Например, Nationale Raad voor Daurzame Ontwikkeling (Национальный совет по устойчивому развитию) недавно опубликовал рекомендательный доклад, который может оказать влияние на будущую НТП в этой области. Во Фландрии наилучшей базой является парарегиональная независимая IWT. В состав этой организации входит, помимо прочего, Vlaams Technology Observatorium (Фламандская технологическая обсерватория), которая, вероятно, будет заниматься работами по предвидению. Еще одним хорошим опорным пунктом во Фландрии является Vlaamse Raad voor het Wetenschapsbeleid (Фламандский совет по научной политике), консультативный орган, который также заказывает исследования. Такая организация, как Vlaams Fonds voor Wetenschappelijk Onderzoek (Фламандский фонд научных исследований), финансирующий исследовательские программы, выполняемые университетами, является больше управленческим органом, чем организацией, содействующей определению стратегии научно-технического развития. В Валлонии, которая обычно отстает от Фландрии, региональный комитет по научной политике (DGDRE) планирует заняться работами по предвидению и деятельностью, напоминающей "наблюдение за развитием технологий".

Дания
В научно-технической системе Дании, как и в национальной инновационной системе в целом, существует несомненно сильная традиция диалога и консультаций (помимо прочего, путем раннего развития и последующей институционализации оценок технологий; например, хорошо известные консенсусные конференции, на которых значительную роль сыграл Датский технологический совет). Это привело к публичным дискуссиям по вопросам науки и техники, которые прошли также на относительно высоком качественном уровне. В начале 90-х годов и научная, и техническая политика радикально изменила направление. Техническая политика больше уже не связана просто со стимулированием крупномасштабных технологических программ, теперь она также сосредоточивает внимание на организационной инновации, управлении технологией, людских ресурсах и т.д. В области исследовательской политики новая национальная стратегия исследований была сформулирована совсем недавно в докладе "Исследования в перспективе", представленном в 1996 г. относительно новым Министерством исследований и информационных технологий. Вполне ясно, что намерение заключается в том, чтобы улучшить порядок установления приоритетов в исследованиях, а также в большей мере согласовать исследования с потребностями общества. Это также привело к изменениям во взаимоотношениях организаций, связанных с исследовательской политикой. Прежде всего, было принято решение создать Институт изучения исследовательской деятельности и исследовательской политики, которому будет также поручено содействование проведению высококачественных публичных дискуссий по вопросам исследовательской политики. Этот институт будет включен в состав вышеупомянутого министерства. Изменения, которые должны привести к более четкому разграничению задач, были также произведены в структуре консультативных советов и исследовательских советов. Совет по исследовательской политике Дании (Danmarks Forskningsrad) консультирует министра и парламент по основным вопросам исследовательской политики. Законодательством предусмотрены широкие консультации в связи с рекомендациями, представленными этим советом. Исследовательские советы (Statslige Forskningsrad) и консультативные комитеты по исследованиям (Offentlige Forskningsudvalg) обладают равными правами и в основном проявляют активность в отдельных секторах (по министерствам). Теперь консультативные советы, как ожидается, будут сотрудничать более активно. В настоящее время продолжают существовать все шесть исследовательских советов, однако имеется намерение перейти к новой, упрощенной структуре.
Различные источники и контакты информировали нас, что в явно выраженном виде работа по предвидению ни в каких формах в Дании не ведется. Однако рассматривается возможность их проведения по предвидению, в большей мере ориентированных на спрос. К работам прогнозного типа приближаются, во-первых, подход с исследованием "ресурсных областей", принятый Министерством торговли и промышленности, и, во-вторых. Национальная исследовательская стратегия, разработанная Министерством исследований и информационных технологий.
При подходе с исследованием "ресурсных областей" выделяются восемь кластеров (например, "медицина/охрана здоровья" или "продукты питания"), а затем проводится структурированный диалог (контрольные группы и рабочие группы), в ходе которого обсуждаются рамочные условия, на которые может быть оказано воздействие, со сторонами, вовлеченными в деятельность кластера. На сегодняшний день этот диалог позволил разработать инициативные меры. Одним из элементов, выявленных в этом контексте, был вклад, который упомянутый диалог вносит в разработку национальной исследовательской стратегии Дании (например, определение областей исследований, нуждающихся в усилении, и предложения об организации определенных исследовательских программ). Большое внимание уделяется информированию как сторон, вовлеченных в деятельность кластера, так и общественности в целом.
Разработка национальной исследовательской стратегии состояла из трех отдельных этапов. Первым этапом был доклад "Исследования в перспективе". Изложенная в этом документе стратегия основывалась на двух опорах: прежде всего на определении потребностей в исследованиях и исследовательских потенциалов и, во-вторых, на выработке стратегии для основных игроков в исследовательской системе. Ясно, что в качестве исходного пункта здесь была взята ориентация на пользователей ("исследования должны иметь значимость для клиентов или пользователей как в мире исследований, так и вне его, и результаты исследований должны быть сообщены этим клиентам" и, несколько далее, "правительство готово к открытому диалогу о приоритетах общества"). На основе этого документа были также проведены широкие публичные дискуссии. Второй этап' нацеливался на выявление потребностей пользователей и точек зрения на различные области исследований. Результаты этого этапа были изложены в сжатом виде в докладе "Потребность общества в исследованиях", который, пожалуй, ближе всего подходит к тому, что может считаться датским исследованием по предвидению развития науки и техники. Третий этап включал общий обзор исследовательского ландшафта Дании и разработку стратегических документов для четырех групп наук (гуманитарных, социальных, естественных и технических наук, что соответствовало имеющимся четырем исследовательским советам), а также для двух областей - охраны окружающей среды и энергетики. Эти документы служат основой для принятия решений. Подобные же документы для сельскохозяйственных наук и медицинских наук были подготовлены ранее.

Германия
Большая часть работ, предпринимаемых на национальном уровне в Германии, основывается на методологии предвидения, например Deutscher Delphi-Bericht zur Entwicklung von Wissenschaft und Technik (N 1 и 2). Хотя основная точка зрения носит главным образом технологический характер, определенное внимание уделяется также социальным аспектам. На более низком уровне агрегирования предпринимается очень мало инициативных шагов. Хотя отдельные крупные компании, BASF например, действительно применяют методологию предвидения, они не обнародуют полученные результаты. Привлекают интерес "мини-Дельфи", поскольку они проводились на низком уровне агрегирования. Несколько отраслей и федеральных земель предложили FhG-ISI изучить, какое влияние оказали их работы в области предвидения на исследовательскую политику (OSV, 1996). Одним из примеров этого служит исследование, выполненное по заказу фармацевтической фирмы "Янссен Фармасьютикалс" (Die Zukunft des deutschen Gesundheitswesens aus der Sicht von Arzten und Experten).
Одним из главных координирующих органов в Германии является Deutsche Forschungsgemeinschaft, распределяющий фонды на фундаментальные исследования и консультирующий министерства, хотя при этом он не пользуется методами предвидения. Мах Planck Gesellschaft, Fraunhofer Gesellschaft, Grossforschungseinrichtungen и институты Blaue Liste устанавливают свои приоритеты самостоятельно и пользуются большой степенью автономности. Министерство обеспечивает эти организации программой (обычно достаточно крупной), а затем они сами решают, в рамках условий программы, кто что делает. Существует также Wissenschaftsrat, орган, координирующий исследовательскую политику как правительств земель, так и федерального правительства, а также научно-исследовательского сообщества. Этот орган также дает консультации относительно исследований, выполняющихся в университетах и исследовательских институтах. Он принял решение организовать исследования по предвидению, ориентированные на развитие науки, в отличие от исследований по методу Дельфи, ориентированных на развитие техники, с тем чтобы получить возможность оказывать большее влияние на исследовательские организации (OCV, 1996). Technologierat (совет, использующий исследования по предвидению в качестве механизмов) несет ответственность за программирование фундаментальных исследований в рамках министерства ВМВ + F.

Финляндия
Финляндия быстро увеличивает свои расходы на исследования и разработки - как правило, путем финансирования исследований через Центр разработок Финляндии (TEKES) и Академию Финляндии. Она также является страной, вкладывающей крупные средства в производство знаний, в частности в развитие высокотехнологичных областей науки и техники (включая информационные и коммуникационные технологии). Это, как правило, структурировано в тематические исследовательские программы. В этом контексте в инновационной системе Финляндии заметное место занимает сильный кластер здравоохранения и социальных программ.
Финляндия мало что нового может предложить в области исследований по предвидению. Министерство торговли и промышленности недавно завершило исследование "Перспективы развития технологий для Финляндии" (текст этого доклада имеется только на финском языке). Определенную роль играет также Совет по научно-технической политике Финляндии (Seppala of Ormala), недавно опубликовавший доклад "Финляндия: общество, основанное на знаниях". Имеются четыре исследовательских совета, в известной степени сопоставимые с нидерландскими секторальными советами. Эти советы сгруппированы под эгидой Академии Финляндии (и входят в состав Министерства образования) и проявляют активность в следующих областях: "Культура и общество", "Естественные науки и техника", "Здоровье" и "Окружающая среда и естественные науки". Эти советы главным образом финансируют университетские исследования на основе заявок. Академия также ведет работу, которую можно лучше всего охарактеризовать как "наблюдение за развитием технологий". Экспертиза в области предвидения постепенно накапливается в VTT (Организация по прикладным научным исследованиям).

Франция
Механизм предвидения используется во Франции на регулярной основе, тем не менее результаты относительно низки. Национальное исследование по методу Дельфи, выполненное BETA, как и "Les 100 technologies cles pour l'industrie francaise a l'horizon 2000" ("100 ключевых технологий для французской промышленности до 2000 г."), начатое в 1995 г. по инициативе Министерства промышленности, в конечном итоге мало повлияло на установление приоритетов в проводящихся во Франции исследованиях.
Принятие решений относительно приоритетов в проводящихся во Франции исследованиях находится в значительной мере в руках самих основных исследовательских институтов (Grand Organismes). Такие организации, как UNSERM (здравоохранение), INRA (французский эквивалент DLO), CNRS и CEA (энергетика), опираются на внутреннюю экспертизу при разработке стратегии своей деятельности. Раз в четыре года составляется Contract d'Objectifs, в котором они раскрывают свои исследовательские планы и при этом относительно мало консультируются с внешними организациями.
Каждый раз, когда возникает новая проблема, создается новая организация. Эти организации затем составляют перечень проблем и в последующем устанавливают приоритеты в исследованиях. В этой связи заслуживают упоминания "Agences" (агентства). Эти относительно долго существующие (в течение нескольких лет) организации имеют свои собственные бюджеты, позволяющие им финансировать научно-исследовательские проекты. Например, в области здравоохранения мы видим Agence pour le SIDA (СПИД) и Agence pour le Genome. Все эти организации обладают особыми стратегической компетенцией и полномочиями (a 'delegation).

Греция
Главным пауком в греческой научно-технической паутине является Генеральный секретариат по исследованиям и технологии (GSRT), чья работа состоит в установлении приоритетов в области исследований. GSRT был учрежден примерно 10 лет назад и входит в состав Министерства промышленности, энергетики и технологии. Помимо прочего, GSRT играет главную роль в составлении пятилетних программ развития науки и техники (PDST). GSRT также содействовал созданию целого ряда различных потенциально интересных организаций. В их число входят FORTH (Foundation of Research and Technology Hellas, партнерство университетских исследовательских центров и институтов, расположенных неподалеку от университетов) и, возможно, более специализированные компании, так называемые компании регионального технического развития, очень сильно привязанные к промышленности. Предвидение и оценка технологий, как представляется, являются в Греции одним и тем же делом. Вполне ясно, что в том, что касается предвидения, Греция следует за другими странами. Единственное выполненное (национальное) исследование по предвидению было начато в 1992 г. под названием "Исследования по предвидению воздействия технологического развития к 2000 и 2010 гг.". Оно было выполнено по методу Дельфи и ни в коей мере не могло считаться крупным успехом: это было рядовое исследование, лишь в малой степени повлиявшее на принятие практических мер в плане привлечения потенциальных пользователей. Результаты были опубликованы GSRT: MIET, GSRT (1994-1995), Technological Impact Foresight Studies by the Year 2000 and 2010 (краткое изложение результатов 11 исследований).

Ирландия
Что касается НТП, то Ирландия скорее следует за развивающимися в других странах тенденциями, чем сама устанавливает их. Ирландская инновационная система в значительной степени основывается на высокоразвитой системе высшего образования и систематическом интенсивном привлечении крупной промышленности в различные развивающиеся сектора. Главным пауком в ирландской паутине организаций и учреждений в области науки и техники является FORFAS. FORFAS входит в состав Министерства предпринимательства и занятости, и его задача заключается в том, чтобы "содействовать предпринимательству, науке и технике в целях экономического и социального развития в Ирландии". Это ведомство выступает также в качестве посредника между министерством, с одной стороны, и исполнительными службами - с другой, включая FORBAITH. Последняя сходна с нидерландскими инновационными центрами и, соответственно, нацелена на оказание поддержки торговле и промышленности в таких областях, как управление, разработка продуктов, финансирование и - последнее, но не менее важное - использование научно-технических достижений. В 1996 г. вышла в свет Белая книга о науке, технике и инновации, в которой было объявлено о нескольких изменениях в НТП. Одним из наиболее важных из них в интересующем нас плане являлось, вероятно, учреждение правительством нового независимого консультативного органа в области науки и техники, а именно Консультативного совета по науке, технике и инновации (STIAC), состоящего из 25 членов из академического мира и промышленности. Ясно, что главная задача этого совета заключается в обеспечении правительства консультациями по различным областям НТП. В дополнение к этой задаче, носящей явно выраженный экономический характер, этот совет также призван играть определенную роль в других сферах общественной деятельности (упоминаются такие области, как технология и окружающая среда, исследования по совершенствованию системы здравоохранения, социальные и экономические последствия перехода к информационному обществу) и, таким образом, формировать стратегическое планирование на среднесрочную и в особенности долгосрочную перспективу. Ответственность за ведение секретарских, канцелярских и административных дел STIAC возлагается на FORFAS.
Одна из первых мер, предпринятых этим консультативным органом, состояла в развертывании работ по предвидению. Намечалось вести работу на основе имеющихся описаний наиболее перспективных технологий и интенсивных консультаций с представителями торговли и промышленности, высшей школы и групп пользователей. Предполагалось также ознакомиться в этом плане с опытом Новой Зеландии, Австрии и Великобритании. Разработка некоторых разделов была начата лишь недавно, а завершение работы в целом планировалось на май 1998 г. В остальном вопросам предвидения уделяется здесь, в Ирландии, (пока) мало внимания.

Италия
Италия проводит фрагментарную НТП. Это частично обусловлено тем, что здесь мало осознается важность инновационной деятельности в международной экономической обстановке для конкурентоспособности страны. И тем не менее, несмотря на отсутствие интегрального подхода к экономике, технике и политике, большинство механизмов политики все же сфокусировано на повышении конкурентоспособности торговли и промышленности. Хотя в недавнем прошлом были выполнены два исследования по предвидению, они дали мало результатов. Относительно важной считается работа Фонда Росселли. Министерство университетских и технологических исследований (MURST) отводит установлению приоритетов одно из первых мест (пока еще не опубликованного) в документе о политике Италии в области науки и техники (рамочной программе). Министерство консультируется по вопросам НТП с Национальным советом по науке и технике (CNST). Основным органом, финансирующим научные исследования в Италии, является Национальный исследовательский совет (CNR), поддерживающий более 300 исследовательских институтов и университетов, проектов и частных лабораторий. Фонд прикладных исследований и Фонд технологической инновации финансируют прикладные исследования. Имеется программа стимулирования исследований в области продуктов питания и сельского хозяйства, а также в области разработки медицинской техники для лечения кардиологических заболеваний. Программирование осуществляется в рамках этой схемы.

Япония
НТП Японии характеризуется систематическим подходом, направленным на повышение экономического роста путем дерегулирования и открытия рынков. Фундаментальные исследования занимают одно из первых мест в перечне приоритетов, как и поддержка новых технологий, таких, как информационные технологии.
Япония ведет поиск новой модели для своей стратегии в области исследования и разработок с тем, чтобы лучше подготовиться к новым тенденциям, которые возникнут в экономике с высоким интеллектуальным компонентом и в обществе, способной к устойчивому развитию. Государственный бюджет на исследования и разработки будет увеличен по крайней мере на 5% в 1998 г. (в противоположность сокращениям в других странах). Япония намного превосходит другие страны по опыту работ по предвидению. Первое исследование по прогнозированию технологического развития было проведено еще в 1971 г. Сегодня многие организации и ведомства ведут исследования по предвидению, чтобы облегчить выработку своей стратегии. Ни в одной другой стране предвидение не признано столь широко и не применяется столь широко, как в Японии, поскольку оно является механизмом, отлично вписывающимся в японскую культуру консенсуса. Совет по науке и технике несет ответственность за выработку НТП и консультирует непосредственно премьер-министра. Затем Агентство по науке и технике проводит эту политику в жизнь и выделяет средства на фундаментальные исследования университетам, национальным лабораториям и т.д. Это агентство также заказало пятый Прогноз развития технологий в Японии, исследование по методу Дельфи, служащее одним из источников информации, которую упомянутый выше Совет использует в качестве основы для формулирования будущей НТП.

Новая Зеландия
Действуя вопреки всем тенденциям, правительство Новой Зеландии в 1989 г. начало работу над более централизованным методом принятия решений по установлению приоритетов при финансировании науки и техники. Наиболее важной конкретной мерой в этом направлении была передача задач по координации Министерства научных и промышленных исследований Фонду исследований, науки и техники. По традиции правительство всегда уделяло большое внимание исследовательской политике, ориентированной на рынок; эта тенденция была продолжена фондом как центральным органом, принимающим решения.
В то время как фонд консультируется с экспертами, заказывает обзоры и проводит исследования с целью облегчения установления приоритетов, в стране пока не существует ни в какой форме надежной ориентации на пользователя. Ни деловые круги, ни исследовательские институты не могут оказать сколько-нибудь заметного влияния на распределение государственных средств. Решения о будущей стратегии принимаются наверху; в исследовательской стратегии Новой Зеландии отчетливо виден лейтмотив, заключающийся в том, что приоритеты устанавливаются на основе потребности экономики в исследованиях. Фонд науки как общественного блага (орган, распоряжающийся 60% всех государственных ассигнований на исследования и разработки) выполнил в начале 90-х годов исследования по предвидению в целях совершенствования установления приоритетов на среднесрочную перспективу.

Норвегия
SINTEF (контрактный исследовательский институт, являющийся филиалом Тронхеймского университета) в последние два года выполнил несколько работ по предвидению. Отчеты о них имеются только на норвежском языке. Одним интересным примером было исследование по управленческим проблемам, в котором на основе консультаций (всего было проведено 150 интервью) разработана долгосрочная стратегия исследований для SINTEF, проведен целенаправленный поиск способов включения работ по предвидению в качестве механизма как в уже выполняющиеся, так и во вновь начинаемые программы. В конечном итоге было сформулировано 18 комбинаций сочетаний технологий и рынка.
В 1993 г. пять норвежских исследовательских советов (NTNF - промышленность, NORAS - социальные исследования, NAVF - общие фундаментальные исследования, NFFR - рыболовство, NLVF - сельское хозяйство) были объединены в NFR (Исследовательский совет Норвегии). NFR распределяет примерно 70% всех средств, выделяемых на исследования в Норвегии, и дает консультации по вопросам исследовательской политики. В 1996 г. был опубликован доклад "Исследования для будущего", в котором перечислялись установленные приоритеты. Установление приоритетов в исследованиях считается в NFR проблематичным. Решения принимаются на дезагрегированном уровне региональными и программными комитетами, обычно в связи с программами для определенной области технологии. Подходам, нацеленным на решение вновь возникающих научных проблем, и предложениям со стороны общества в целом уделяется мало внимания.

Австрия
Австрийская научно-техническая система характеризуется доминированием университетских исследований (60% государственных расходов на исследования и разработки). Помимо университетов, другими основными исследовательскими учреждениями являются Национальный исследовательский центр Зайберсдорф (австрийская организация прикладных научных исследований, находящаяся сейчас в тяжелом финансовом положении) и Австрийская академия наук. Управление исследованиями носит фрагментарный и динамичный характер. Министерство транспорта и науки руководит Fonds zur Fordering der wissenschaftlichen Forschung, а Министерство экономики руководит Forschungsforderingsfonds fur die gewerbliche Wirtschaft. В одном из последних анализов австрийской системы исследований и разработок указывалось, помимо прочего, что общая стратегия и осуществление политики были неудовлетворительными, что механизмы для прикладных исследований отсутствовали либо были недостаточно разработанными, и это относилось также к взаимодействию между исследованиями, обществом и торговлей и промышленностью. Между тем были выдвинуты предложения (в докладе, озаглавленном Forschung und Wettbewerb - Technologieoffensive fur das 21. Jahrhundert) сконцентрировать ответственность за политику в области исследований и разработок в рамках правительства. Это означало бы передачу ответственности за упомянутые выше фонды Buro fur Forschung und Technologie (которое, вероятно, должно будет подчиняться не одному из министерств, а непосредственно канцлеру). На это бюро, как предлагается, должна быть возложена также ответственность за управление третьим фондом (Fonds fur Kompetenzzentren, Impulsprogramme und Regierungsinitiatieven). Дискуссии относительно места этого бюро в структурах власти и о порядке его финансирования все еще продолжаются.
Наиболее значительным исследованием в области предвидения является "Доклад о предвидении по методу Дельфи", за подготовку которого отвечала ITA (организация ТА Академии наук). На начальном этапе подготовки этого доклада в качестве экспертов, помимо промышленников, ученых и государственных служащих, привлекались также группы пользователей. Доклад будет завершен в 1998 г.

Португалия
Управление наукой и техникой в настоящее время подвергается изменениям. Руководство исследованиями в государственных организациях находится в руках различных министерств, а собственно исследовательская работа ведется в основном в государственных лабораториях. Например, Министерству экономики подчиняется Национальный институт инженерных работ и промышленной технологии (INETI), Министерству сельского хозяйства - Национальный институт сельскохозяйственных исследований. Еще два года назад координирующую роль играл Национальный комитет по научно-техническим исследованиям (JNIST), подчинявшийся государственному секретарю по науке и технике. На JNIST возложена особая ответственность за участие в программах ЕС и других международных исследовательских программах. Когда к власти пришло новое правительство, было создано Министерство науки и техники и появились сообщения, что будет также выделен отдельный бюджет на исследования и разработки. JNIST и его задачи были поглощены новым министерством. Министерство науки и техники также играет координирующую роль, т. е. формирует политику в области исследований и разработок для каждого сектора и соответствующих министерств. Национальные исследовательские лаборатории подвергнутся оценке в рамках политики модернизации. Нам не удалось установить в Португалии никаких структур, подобных (нидерландским) секторальным советам или (секторальным) проектам по предвидению.

Испания
Планирование исследований не организованo в Испании симметрично. Лишь в 1986 г. была опубликована первая Белая книга по НТП. Хотя центральное правительство занимает господствующее положение в этой сфере, в настоящее время разрабатываются региональные инициативы в области технической политики. Сейчас действует III Национальный план исследований и разработок на 1996-1999 гг., нацеленный на увеличение расходов на исследования и разработки с тем, чтобы довести их до общеевропейского уровня. Одним важным препятствием на пути развития инновационной деятельности в Испании является, очевидно, огромный разрыв между научными исследованиями и потребностями торговли и промышленности. Технологическая экспертиза все еще не используется активно многими компаниями, не говоря уже о поисках возможностей использовать технологию для смягчения социальных проблем.
Различные проекты по предвидению и секторальные исследования организуются и выполняются Национальным агентством по оценкам и предвидению (ANEP) Министерства образования и культуры. Основным видом деятельности ANEP являются исследования по предвидению. Агентство по финансированию исследований недавно также предприняло шаги, напоминающие организацию работ по предвидению. Составлен перечень исследований по предвидению, осуществляющихся сейчас в Испании. Главным консультативным органом является Межминистерская комиссия по науке и технике (CICYT). В Испании не существует органов, подобных нидерландским секторальным советам. Программирование исследований организуется в основном самими исследовательскими организациями; они объединены в структуру, напоминающую французский CNRS.

Соединенные Штаты
Американская администрация пытается использовать свою техническую политику для создания благоприятного климата для технологической инновации, а установление приоритетов оставляет на долю рынка. Действительно, вплоть до 90-х годов в США не имелось никакой связной политики в области федеральных исследований, и поэтому было невозможно делать конкретные выборы для определенных исследований. Когда в технологической мощи Соединенных Штатов стали заметными трещины, возникла большая потребность в работах по предвидению в области исследований с тем, чтобы решительно укрепить технологическую базу торговли и промышленности. Например, в 1990 г. Конгресс возложил на Управление научно-технической политики (OSTP) обязанность готовить доклад экспертной группы о национальных критических технологиях через каждые два года вплоть до 2000 г. Последний такой доклад был опубликован в 1995 г. Для того чтобы создать инвестиционный портфель, который обеспечивал бы оптимальное использование технологической мощи Соединенных Штатов, Министерство торговли в 1990 г. подготовило перечень из 12 нарождающихся технологий. Это еще одно исследование, возобновляемое через каждые два года (четвертый доклад в этой серии был опубликован в 1996 г.). Оба эти исследования по предвидению имеют сильно выраженную технологическую ориентацию, но ограниченную социальную направленность. Исследование "Критическая связь" (ОТА, 1990) занимает особое место, потому что оно в существенной степени было социально ориентировано, но в то же время имело четко выраженную цель оценки технологий. Это исследование, содержащее размышления о том, каким образом общество может воспользоваться ключевыми технологиями, подобными ИТ, и как влияют на формирование НТП различные взгляды на ИТ (также в области исследований).
Немногочисленными игроками в этой сфере являются OSTP и такие организации, как Национальный научный фонд. Национальный исследовательский совет. Национальные институты здоровья, НАСА, Национальный институт стандартов и технологии и др. OSTP - это небольшое агентство, консультирующее Белый дом. Другие организации сами проводят исследования и/или выделяют субсидии на исследования и, таким образом, выполняют важную функцию программирования. Все они функционируют самостоятельно. Управление оценок технологий (ОТА), которое прежде консультировало Конгресс, было также одной из важных организаций. Тем не менее эта организация была расформирована в результате сокращений, проведенных в начале 90-х годов. Меры экономии по-прежнему играют важную роль в этой области политики, что свидетельствует о том, что существование выбора становится все более и более необходимым.

Великобритания
Английская инновационная система характеризуется сильно развитой традицией фундаментальных исследований, ограниченным числом неуниверситетских государственных научных учреждений, существенной долей исследований военной направленности и несколько затрудненной связью между предложением знаний и спросом на них. Увеличение объема исследований, финансируемых ЕС, в 80-х годах привело к сокращению их финансирования на национальном уровне. Для технологической сферы, в частности, характерны традиция оценки и ряд инновационных мер, особенно в области передачи технологии.
Великобритания относительно поздно начала исследования по предвидению. Воспользовавшись опытом других европейских стран, Великобритания в 1994 г. начала проводить программу исследований по предвидению, добившуюся с тех пор значительного успеха, которым она сопровождается до сих пор. Это Вдохновляющий успех как с точки зрения (комбинации) применяемых методов, так и с точки зрения мер, принимаемых на основе полученных результатов. За организацию этой программы отвечало Управление науки и техники (OST), на которое возложена общая ответственность за НТП. Оно также финансирует исследовательские советы, такие, как NERS, EPSRC, BBSRC, PPARC, ESRC. Эти исследовательские советы, как в действительности и другие организации, в настоящее время используют результаты центрального исследования по предвидению (или специальных исследований, наиболее близких им по тематике) в качестве отправного пункта для своего собственного стратегического планирования. Они поступают так, чтобы избежать необходимости проходить самим через весь процесс предвидения. Королевский институт международных дел недавно представил результаты исследования по предвидению, проводившегося с использованием метода сценариев и носившего название "Время неопределенности". Работы по предвидению, выполняемые в торговле и промышленности (в тех случаях, когда они не являлись органической частью центральной программы исследований по предвидению), в основном характеризуются применением метода "сканирования" технологий.

Швеция
Если где и можно найти какой-либо динамизм в (ре)программировании исследований, так это в Швеции. В настоящее время ведется работа над предварительным исследованием для национальной программы по предвидению, организуемой Королевской шведской академией технических наук и NUTEK. Цель заключается в том, чтобы начать диалог между промышленностью, политическим руководством и исследовательским сообществом для выработки единого взгляда на технологическое развитие в Швеции. В начале этого года был также учрежден парламентский комитет с целью формулирования новой политики в области исследований для Швеции. Определение приоритетов является важным пунктом в повестке дня этого комитета, как и включение социальных аспектов в исследования (ESTO через Интернет, 1997). Большой объем работ по предвидению со значительным эффектом выполняется также в области охраны окружающей среды Шведским агентством по охране окружающей среды и другими организациями.

Швейцария
В НТП Швейцарии упор традиционно делается на общую поддержку фундаментальных и прикладных исследований, а в последнее время и на распространение технологий. Число программ, ориентированных на конкретные сектора, здесь ограничено. Приблизительно 28% (относительно) высоких расходов на исследования и разработки ложатся на федеральное правительство и на кантоны. Большая часть государственных ассигнований на исследования и разработки распределяется через Швейцарский национальный научный фонд (FNRS) и Комиссию по технологии и инновации (CTI). В консультациях по технической политике определенную (хотя и скромную) роль играют также советы по науке. Одной из наиболее интересных функций Schweizerische Wissenschaftsrat, помимо участия в программе ТА, является, вероятно, система раннего оповещения в научной политике (FER), выполняющая функцию, напоминающую предвидение в научной политике. Согласно данным ОЭСР (OECD, 1996, р. 179), создание Группы по науке и Агентства по исследованиям в 1990 г. (в рамках министерства?) могло внести существенный вклад в осуществление национальной стратегии в области исследований. Определенную роль в технической политике в Швейцарии играют два департамента, а именно, Федеральный департамент внутренних дел и Федеральный департамент народного хозяйства. CTI, упомянутая выше, содействует передаче технологии.
Хотя были начаты некоторые виды работ, напоминающие предвидение, никакого формализованного исследования по предвидению пока не проводилось. Тем не менее, помимо Schweizerische Wissenschaftsrat и министерских директоратов, занимающихся осуществлением НТП, существуют две другие потенциально интересные партнерские организации: Центр Сент-Галля по исследованиям будущего и Фонд будущего.

Международные организации

ОЭСР
Международные программы исследования будущего
В дополнение к обычным видам деятельности по предвидению в различных областях (энергетика, сырьевые материалы, население и т.п.) ОЭСР в 1990 г. начала осуществление широкомасштабной программы по оказанию поддержки правительствам, торговле и промышленности в принятии долгосрочных решений в области экономики, общества и техники. Эта программа состоит из четырех частей: "Форум для будущего" (серия конференций с ограниченным числом участников, на которые приглашаются высшие государственные служащие, крупные менеджеры и выдающиеся ученые для обсуждения определенных вопросов - например, авиация или инвестиции в инфраструктуру), "Будущие проекты" (анализ результатов этих конференций), "Информационная база" (система документов для исследований будущего) и "Сеть" (600 человек).
[Информация через Интернет: http://www/oecd.org/sge/au/index.htmll. Не имеет прямого влияния на приоритеты исследований и разработок; главным образом экономическая ориентация; весьма полезный, интересный банк данных об исследованиях будущего.]

Европейский Союз
В одном из важных стратегических документов по НТП показано, что исследования по предвидению (пока) не играют сколько-нибудь существенной роли в установлении приоритетов в области исследований. Ни в Зеленой книге по инновации (1995), ни в Белой книге "Рост, конкурентоспособность, занятость: вызовы и пути движения в XXI век" механизм предвидения не используется. Однако в Зеленой книге подчеркивается необходимость совершенствования координации исследований в ЕС путем, помимо прочего, использования механизма предвидения. Деятельность в области организации раундов консультаций по вопросам развития науки и техники и поощрения исследований по предвидению социально-экономической ориентации будет, вероятнее всего, осуществляться в рамках сети ASTPP (частью которой является TNO/STB). В идеальном случае результаты работ по предвидению в странах ЕС должны привести к разработке Пятой рамочной программы. Однако до этого пока еще далеко, и в настоящее время невозможно выявить какое-либо исследование по предвидению в странах ЕС, которое носило бы четко выраженный программный характер. Европейская Комиссия просто не готова устанавливать приоритеты в политике в области исследований, используя прозрачность и консультации, и в ближайшее время будет использовать внутренние политические процессы принятия решений.
Источник: незавершенная работа, которую выполняют Пим ден Хертог, Имке Лимпенс и Руд Смитc из TNO-CTPS для Нидерландского комитета секторальных советов.

Информика.ру