Инновации: гранты, технологии, патенты
Портал
информационной поддержки
инноваций и бизнеса

Расширенный поиск
ГлавнаяО проектеРекламаКонтактыРассылка
НОВОСТИ
28-01-2019 Как отключить Мобильный банк Сбербанк: способы и тонкости
Сервис для мобильных телефонов от Сбербанка был разработан специально для упрощения предоставления услуг, разгрузки очередей в филиалах и расширения возможностей и функционала дистанционной системы... »

21-12-2018 Какая цена биткоина ждет в будущем
Что будет с биткоином в ближайшем будущем? Этим вопросом многие люди интересуются почти с самого момента его появления. Сначала при выходе криптовалюты в свет наблюдался мощнейший скачек цены вверх, а потом началось... »

17-12-2018 Преимущества использования сайта https://jobsavior.com/ при поиске работы
Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности по трудоустройству многих людей. Разместив свое резюме на специализированной веб-площадке соискатель подходящей... »

[Все новости]
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГРАНТЫ
ПАТЕНТОВЕДЕНИЕ
ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС
ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
АНАЛИТИКА
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МОСКВЫ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И КОНКУРСЫ
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИЙ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
МЕРОПРИЯТИЯ
КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
ВИДЕО
Первая Всероссийская конференция «ГОСГРАНТ»...
Просмотр:   видео для модема    видео для выделенной линии  
[Все видеосюжеты]

Авторское право

Вверх / Патентоведение / Авторское право /
Отвечая на вопросы, с которыми авторы наиболее часто обращаются за юридической консультацией в РОПАС, мы преследуем следующие основные цели:
- доведение до наиболее широкого круга авторов и участников кинопроизводства основных правовых понятий и проблем, связанных с соблюдением авторских прав в российской аудиовизуальной сфере;
- разъяснение или изложение общих схем решения тех или иных правовых случаев (проблем), связанных с нарушением авторского права на аудиовизуальные произведения;
- развитие сотрудничества авторов и правозащитных организаций, а также формирование цивилизованного, основанного на знании законодательства, подхода авторов к пониманию и защите своих авторских прав на произведения в аудиовизуальной сфере.
Составляя достаточно развернутые ответы на отдельные вопросы авторов мы исходили из того, что хоть краткость и сестра таланта, но порой именно она (сестра-краткость) своей поверхностностью вводит людей, не сведущих в конкретной сфере, в страшные заблуждения. Чем чревато последнее - объяснять не надо...

Вопрос: Что такое авторское право и чем оно регламентируется законодательно?
Авторское право (в широком смысле) представляет собой совокупность (систему) законодательно-нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (как бы - авторское право в узком смысле), а также фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (так называемые - смежные права). /см. ст. 1 ЗОАП/.
К основным российским источникам (нормативно-правовым актам), регламентирующим отношения в рассматриваемой сфере, относятся:
- Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г.) - далее ЗОАП. Этот закон играет центральную роль в регулировании рассматриваемых отношений в России.
- Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных";
- Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.);
- Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (с изм. и доп. от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.).
Существует еще целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемые нами вопросы в тои или иной мере:
- Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров";
- Федеральный Закон от 01 деабря 1995 г. № 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации";
- Кодекс об административных правонарушениях;
- Уголовный кодекс РФ;
- Постановление Правительства РФ № 218 от 21 марта 1994 г. "О минимальных ставках авторского вознаграждения зап некоторые виды использования произведений литературы и искусства";
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ № 396 от 28 апреля 1993 г. "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации" и другие.
Большое значение для правового регулирования авторских прав имеет международное законодательство (международные договоры), которое, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет абсолютный приоритет над российским законодательством, хотя оно не так часто применяется у нас на практике в силу обобщенности формулировок, норм и ряда других причин. Как правило, положения международных договоров более подробно и адаптировано для нашей страны раскрыты в российских нормативно-правовых актах. Основными международными конвенциями по авторскому праву являются:
- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт от 24 июля 1971 года);
- Всемирная конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве 6 сентября 1952 года и дополнительные Протоколы 1, 2, 3 (ратификации, принятия и присоединения по состоянию на 1 02. 1994 года);
- Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских прав и смежных прав стран СНГ от 24 сентября 1993 года, а также ряд двусторонних соглашений в этой области.

Вопрос: Что такое - произведение и аудиовизуальное произведение, защищаемые авторским правом?
Само понятие "произведения" в ЗОАП и в других нормативно-правовых актах, регламентирующих авторское право, не раскрыто. Вместе с тем, из содержания понятия можно сделать вывод о том, что "произведение" - это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме. Творческая деятельность - это, главным образом, деятельность человеческого мозга, имеющая идеальный характер (например, - придумывание игровой мизансцены, психологической характеристики ее героев и т.д.). Но сам результат этой деятельности предстает перед зрителями в материальной форме (например, - заснятый материал сыгранной артистами мизансцены). Именно выраженный в какой-либо материальной (объективной) форме идеальный образ (продукт) и может быть защищен авторским правом.
Причем, стоит различать "произведение", состоящее из представляемых автором в звуках, персонажах, логических связках, сценарных ходах и т.д. идеальных объектов (образов), выраженных (или отображенных) с помощью материального носителя (пленки, бумаги, цифрового носителя и т.д.) и сам носитель - материальный объект, в котором произведение выражено или заключено. Само "произведение" защищается авторским правом, а материальный объект - носитель, - охраняется правом собственности.
Под "произведением" как объектом защиты авторского права понимается любое произведение науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства этого произведения, а также способа его выражения. А также любая часть произведения (включая его название), которая соответствует вышеизложенным требованиям и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права (ст. 6 ЗОАП)
Произведениями, являющимися объектами авторского права являются:
- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- другие произведения (ст.7 ЗОАП).
Аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (ст. 4 ЗОАП).

Вопрос: На какие произведения распространяется, а на какие не распространяется авторское право, и какими правами обладает автор?
Авторские права распространяются на любые произведения, являющиеся объектами авторского права (смотри предыдущий ответ).
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (ст. 6 ЗОАП).
Не являются объектами авторского права (т.е. также не подлежат защите авторским законодательством):
- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
- произведения народного творчества;
- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст. 8 ЗОАП).
Обычно, в том числе и в ЗОАП, все авторские права делят на два вида:
1 - личные неимущественные: право авторства; право на имя; право на обнародование и право на защиту репутации автора;
2 - имущественные права: это право автора осуществлять или разрешать большое разнообразие использования произведения, как-то:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
- публично показывать произведение (право на публичный показ);
- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
- сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
- переводить произведение (право на перевод);
- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку) (ст. 16 ЗОАП).

Вопрос: Кто такой Автор аудиовизуального произведения? Кто такой - Правообладатель авторских прав?
В соответствии со ст. 13 ЗОАП, авторами аудиовизуального произведения являются:
- режиссер-постановщик;
- автор сценария (сценарист);
- автор музыкального произведения, специально созданного для данного произведения (композитор).
Автор является неизменным правообладателем личных неимущественных прав. А имущественные права он может передать по авторскому договору физическому или юридическому лицу, которое в силу договора получает право распоряжаться частью или всеми переданными ему имущественными правами на произведение и, соответственно, становится правообладателем на полученные по авторскому договору права.

Вопрос: Какой срок действия авторского права?
В соответствии со статьей 27 ЗОАП, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора (то есть - фактически все неимущественные права, кроме права на обнародование) охраняется бессрочно.
Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
К сожалению, указанного в последнем параграфе органа пока в России не образовано.
Это общее правило по срокам, но существует ряд особенностей исчисления сроков охраны авторских прав, которые даны ниже.

Вопрос: Каков срок охраны произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом?
Законом установлено, что авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.
Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общее правило, указанное выше.

Вопрос: Каков срок охраны произведений, созданного в соавторстве?
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Вопрос: переходит ли авторске право по наследству?
Да, переходит по наследству.
Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (т.е. неимущественные права), но наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются.

Вопрос: Когда возникает авторское право и в чем смысл регистрации произведения?
В соответствии со ст. 9 ЗОАП, авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания, то есть, с момента придания произведению какой-либо объективной формы: литературного сценария, заявки, отрывка съемки или даже просто фотографии и т.д.
Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей: депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства и т.п.
Но, понимая некие "тонкие стороны" человеческих отношений и желая заранее обеспечить доказательства своего авторства, автор или иной владелец авторских прав может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях - и в государственных организациях.
Наиболее распространенной для авторов аудиовизуальных произведений является регистрация, осуществляемая Российским обществом правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС).
При этом, авторам надо иметь ввиду, что ни РОПАС, ни какая другая регистрирующая организация не проверяют, охраняется ли регистрируемый объект авторским правом. Суть регистрации - удостоверение факта наличия данного произведения в данное время и его сохранение.

Вопрос: Иногда продюсеры (представители студии) настаивают на заключении с Автором определенной формы договора, утверждая, что это типовой договор. Как быть ?
Система "типовых договоров", на которые ссылаются иногда заинтересованные лица, действовала до 1993 г. (до принятия ЗоАП), о чем как раз и говорится на стр.30 книги Е.Э. Чуковской "Аудио-визуальный бизнес. Договорное регулирование", М., 1999. В настоящее время как таковых "типовых договоров" в бывшем их понимании, то есть - обязательных для соблюдения в авторском праве, не существует. Существует множество так называемых типовых договоров, под которыми понимается не обязательность их формы соблюдения сделки (соблюдение буквы закона), а типичные - обычно применяемые пункты в договорных отношениях между сторонами (между продюсером и сценаристом, режиссером и т.п.).
Конечно, определенные пункты в авторском договоре необходимо соблюдать в силу требований ЗОАП (смотри, например, ст. 31, 32, 33 ЗОАП). Но все возможные и необходимые, с точки зрения любой из сторон, условия договора могут быть учтены в договоре в любом объеме и в любой приемлемой формулировке. Более того, - чем подробнее прописан Ваш договор, тем легче разрешать возникающие впоследствии проблемные ситуации.


Ответы на вопросы подготовлены и представлены директором РОПАС
Ровкиным Вадимом Валерьевичем
и юристом РОПАС
Страданченковым Александром Симоновичем.
Телефоны для связи - (812)314-80-35; (095)254-74-07.

Web: http://www.unikino.ru/rlaw.php

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
Бесплатные сервисы онлайн
Инновационные проекты малого бизнеса
на 16.02.2019
USD66,7044+0,1615
EUR75,2492+0,2021
БВК70,5496+0,1798
Все валюты

ВАШЕ МНЕНИЕ
Какое состояние сейчас в большей степени характерно для малого бизнеса?
 Рост
 Стабильность
 Снижение
 Уход в тень
 Закрытие
Предложите опрос
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Все ссылки
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100