Смотрите подробности керхер купить на сайте. . Информационный портал о медицине

Особенности российской сертификации



Автор:

Гончаров Эдуард Наумович, генеральный директор Учебно-консалтингового центра "Международный Менеджмент, Качество и Сертификация"



Чтобы было понятно широкому читателю, поясню: сертификация - это специальная проверка уполномоченных на то компетентных и независимых структур подтверждать соответствие продукта установленным требованиям. При этом следует добавить, что результатам сертификации можно верить, если изготовитель, продавец и уполномоченная структура будут честны перед нами, потребителями, и перед собой, гражданами нашего отечества, работающими на его благо. А вот последнего-то и нет!

Недавно я приехал по приглашению в Великие Луки на один из заводов. Меня попросили рассказать, как организуется проектирование продукции в соответствии с международным стандартом. Просьба завода показалась мне странной, т.к. завод имел сертификат, подтверждающий соответствие организации проектирования этому стандарту. После нескольких уточняющих вопросов я понял, что организация разработки на этом предприятии никакого отношения к стандарту не имеет. Тогда я спросил, как же завод получил сертификат соответствия? Вопрос риторический. Ситуация мне известна: для получения сертификата нужно иметь не продукцию, не систему менеджмента качества или производство, соответствующие стандарту, а желание иметь сертификат и деньги.

Многим может показаться, что это - мелочи? Вовсе даже нет. Вспомните трагедию в аквапарке. Нас убеждают в том, что произошла ошибка при проектировании. На самом деле - мы упорно не хотим выполнять требования международных стандартов в части менеджмента безопасности и подсовываем всем купленые сертификаты, якобы свидетельствующие о нашей большой заботе общественной безопасностью.

Почему же так случилось? Для объяснения причины я расскажу следующую историю.

В свое время вышло Постановление правительства о лицензировании деятельности по производству военной техники. На это Постановление работники Министерства экономики возлагали большие надежды. Я не однажды слышал от них объяснения, какое важное для государства и предприятий значение оно имеет. Но смущало то, что в числе требований для получения лицензии было заявлено наличие эффективной системы качества. Мне казалось, что государство должно беспокоиться о сохранении государственной тайны, об экологической, пожарной, финансовой безопасности. Что же касается качества продукции, то этот вопрос, на мой взгляд, находится в компетенции взаимоотношений заказчика и исполнителя.

Дальше все прояснилось. Вслед за Постановлением появилось разъяснение Министерства экономики, что документом, удостоверяющим наличие и эффективность системы, может быть заключение или сертификат на систему, выданный уполномоченными организациями. Эти организации, уполномоченные федеральными ведомствами свидетельствовать наличие и эффективность системы качества, начали расти как грибы после дождя.

Коснулось это Постановление и меня лично. Меня пригласили в Министерство экономики и предложили начать обучение специалистов предприятий, которым ответственные работники министерства "порекомендуют" приехать ко мне в организацию. О таком повороте судьбы я мог только мечтать. Однако мой восторг тут же укротили. Цена содействия - откат практически всех заработанных за обучение денег благодетелям.

Тысячи предприятий были втянуты в лицензирование. Сама лицензия финансово необременительна. Однако действия, сопутствующие ей, включая сертификацию системы качества, стоят ежегодно миллиарды рублей. При этом, я подозреваю, немалая часть их оседает в карманах чиновников. Но не это пугает. Была бы польза от такого кровопускания. Жизнь показывает, что пользы нет вовсе - одни разрушения. Действительно, система менеджмента качества создается не за месяц и не за год. А вот лицензия нужна завтра. Таким образом, мы спровоцировали ситуацию, в которой самый простой выход - купить сертификат. При этом страдают предприятия, которые отвлекаются на пустые дела, подменяя деятельность по созданию системы деятельностью по приданию внешнего благообразия. Страдают заказчики, которые теперь в отчаянии заламывают руки и с удивлением спрашивают, как случилось, что сертификаты соответствия имеют все, а снаряды рвутся в стволах, вертолеты опрокидываются, люди гибнут в авариях.

Теперь вспомните, как в 1992 году нам сертификацию подсунули как очень эффективное средство защиты от недобросовестных изготовителей и продавцов. Вот уже более десяти лет под руководством федеральных ведомств контролируется все и вся. Однако нас постоянно озадачивают тем, что алкогольная сертифицированная продукция на 50% есть опасный для жизни фальсификат. Нам ответственные работники пожарной инспекции предписывают покупать огнетушители и тут же добавляют: "Но они на 70 % являются бесполезной подделкой". Мы постоянно слышим, что сертифицированные лекарства на 30% вовсе не лекарства, а лишь бесполезные наполнители. Так что, нас обманывали? Да, нас обманывали. Нигде в мире сертификация не выполняет функции защиты. Она свидетельствует о том, что испытанный образец продукции соответствует нормам безопасности. А будет ли реальный продукт в магазине соответствовать этим нормам, гарантировать сертификация не может. Это только может гарантировать изготовитель. А принять на себя эту ответственность может заставить только ответственность по закону. В нашей стране эти законы никак не препятствуют низкому качеству.

Особый разговор о квалификации тех, кто сертифицирует. Это не праздный вопрос, т.к. от него зависит признание нашей сертификации. Ни для кого не секрет, что результаты нашей сертификации, например, в Европе, не признаются.

Однажды я командировал известных экспертов на предприятие, для которого мы разрабатывали документацию системы. Прежде чем приглашать экспертов немецкого органа по сертификации, я решил убедиться в том, что предприятие готово к сертификации. Когда мне представили отчет, я понял, что предприятие подготовилось к сертификации. Однако, прежде чем принять решение, я попытался уточнить результат. И тут оказалось, что самые главные требования менеджмента не проверялись и не выполняются. Я притормозил европейскую сертификацию. Но каково же было мое удивление, когда узнал, что по результатам инициированной мною проверки предприятию был выдан российский сертификат. Я потребовал объяснений. Объяснение было - эксперты руководствовались долгом патриота.

Комментарии:

Е. Колобашкина, Британский институт стандартов (российское отделение), департамент сертификации систем менеджмента качества

"Основной вопрос, затронутый в статье - "качество управления", о котором так много говорят и так мало в действительности делают. А между тем, это то основное звено, потянув за которое, можно поднять страну.

Качество управления относится не только к компаниям, готовящимся к сертификации, но и к сертифицирующим организациям.

Качество менеджмента деятельности самого органа по сертификации приобретает первостепенное значение. Низкая компетентность, нарушение этических принципов в угоду клиенту, неумение организовать свою работу и несоблюдение правил при проведении сертификационных работ - все это приводит к появлению сертифицированных компаний без системы менеджмента или с системой, которая не отвечает требованиям стандарта. Основная цель сертификации не выполняется: затрачены ресурсы, но качества нет ни в продукте, ни в менеджменте."

В. Кричевский, СЖС Восток Лимитед, департамент сертификации систем менеджмента качества

"Уже общим местом стало утверждение, что причиной практически всех наших проблем является низкая эффективность процесса управления. Причем это происходит на всех уровнях - от рабочего звена до государства.

В конце 90-х годов в правительстве была принята линия на повышение конкурентоспособности и эффективности управления путем внедрения систем менеджмента качества по международным стандартам (МС) ИСО серии 9000. В кратчайшие сроки было создано более 60 (!) органов по сертификации систем при Госстандарте. Управление процессом было потеряно мгновенно. Во-первых, огромное количество органов по сертификации создало превышение предложения над спросом. Во-вторых, были снижены требования к самим органам по сертификации. Это, в свою очередь, привело к снижению требований к системам менеджмента. Персонал многих предприятий, получивших сертификаты Госстандарта, имеет смутное представление о том, что такое система менеджмента качества по МС ИСО 9001:2000. В итоге топ-менеджеры предприятий высказывают мнение, что система менеджмента качества ничего не дает. Во всем мире СМК дает колоссальный взрывной эффект повышения эффективности работы предприятий, а в России не дает ничего. Парадокс!

Необходимо принять быстрые, решительные меры по реформированию сложившийся в стране системы сертификации."





Источник: "Стандарты и Качество", № 11, 2004