Инновационная деятельность промышленных предприятий России



Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации совместно с территориальными комитетами государственной статистики провел в I полугодии 2003 года очередное выборочное конъюнктурное обследование инновационной деятельности промышленных предприятий России.

В ходе опроса выявлялись и обобщались мнения руководителей предприятий об основных целях и результатах инновационной деятельности, источниках финансирования, а также факторах, сдерживающих внедрение нововведений на предприятиях различных отраслей промышленности, форм собственности и численности занятых.

В обследовании приняли участие свыше 700 предприятий 11 укрупненных отраслей промышленности из 23 регионов России.

Под инновационной деятельностью в обследовании подразумевается деятельность организации, направленная на разработку и внедрение новых или значительно усовершенствованной продукции и технологий.

Основные итоги

Результаты обследования промышленных предприятий свидетельствуют о том, что с ростом предпринимательской активности в отрасли в Iполугодии 2003 года наблюдалось некоторое оживление инновационной деятельности. Так, с 26% во II полугодии 2002 года до 32 % в Iполугодии 2003 года возрос удельный вес предприятий, осуществляющих инновации.

Среди обрабатывающих отраслей промышленности самая высокая доля инновационно-активньгх предприятий по-прежнему сохранялась в машиностроении и металлообработке - 47% предприятий, а также химической и нефтехимической промышленности - 36% предприятий (во II полугодии 2002 года соответственно35% и 38%).

Возросли масштабы инновационной деятельности и в других отраслях, ориентированных на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. В частности, в Iполугодии в пищевой и легкой промышленности доля инновационно-активных предприятий составила 27% (против 20% во IIполугодии 2002 года). За этот же период увеличилась на 10 процентных пунктов (п.п.) и составила 33% доля инновационно-активных организаций в промышленности строительных материалов.

Более высокая инновационная активность характерна для крупных промышленных компаний с численностью занятых свыше 3000 человек, где до 60% предприятий осуществляют нововведения. Предприятия этой группы лучше обеспечены собственными финансовыми средствами, обладают более высоким научно-техническим потенциалом, зачастую имеют собственную исследовательскую базу и более квалифицированный персонал.

Для инновационно-активных предприятий характерен более высокий спрос на выпускаемую продукцию, которая поставляется не только на внутренний рынок, но и на внешний. Так, в целом по выборке, на внешний рынок выходят около 60% промышленных предприятий обрабатывающих отраслей, среди инновационно-активных промышленных предприятий - более 70%. Рост спроса на промышленную продукцию на внешнем рынке в Iполугодии 2003 года в целом по выборке отмечен у 9% организаций, у инновационно-активных предприятий этот показатель выше - 18% организаций.

При заключении экспортных сделок предприятия, активно внедряющие инновации, также имеют заметное преимущество. В первой половине 2003 года 15% из них увеличили объем экспортных сделок, для 50% объем остался неизменным, у 17% предприятий объем экспортных сделок сократился. Для промышленности в целом эти показатели ниже - соответственно - 9%, 36% и 11% организаций.

Высокая конкуренция на рынке отечественных товаропроизводителей вынуждает предприятия внедрять инновации. Так, по мнению респондентов, мотивацией проведения инноваций для 76% промышленных предприятий в Iполугодии 2003 г являлась высокая конкуренция на внутреннем рынке (во IIполугодии 2002 года - 72%).

Значима и конкуренция на внешнем рынке. В частности, в Iполугодии, также как и ранее, более чем для 40% промышленных предприятий конкуренция на внешнем рынке была побудительным мотивом инновационной деятельности.

Во многом инновационной активности способствуют требования предприятий-смежников и заказчиков. Так, возросла с 35% во IIполугодии 2002 года до 44% в Iполугодии текущего года доля промышленных предприятий, которым предприятия - смежники и заказчики предъявляют требования обновления производства.

Для 36% промышленных фирм побудительным мотивом проведения инновационных мероприятий в Iполугодии 2003 года служило наличие собственных научно-технических разработок (против 32% во П полугодии 2002 года).

Вместе с тем, слабое воздействие на инновационную деятельность промышленных предприятий оказывают государственные программы в данной области. Так, по мнению большинства (95%) опрошенных руководителей, «участие в программах государственной поддержки» не оказало значимого воздействия на инновационную активность предприятий.

Продукция инновационно-активных предприятий обладает более высокой конкурентоспособностью на товарных рынках как внутри страны, так и на рынках других стран. Современный уровень конкурентоспособности промышленной продукции пока нельзя назвать высоким, однако внедрение технологических инноваций укрепляет позиции отечественного промышленного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Результаты инновационной деятельности промышленных предприятий

Основным результатом инновационной деятельности промышленных организаций в Iполугодии 2003 года предприниматели так же, как и ранее, считают повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции(80% инновационно-активных предприятий), а также освоение новых видов продукции (78%).

На каждом втором обследованном предприятии в Iполугодии 2003 года (как и во IIполугодии 2002 года), отмечено снижение себестоимости продукции за счет внедрения инновационных мероприятий.

Вместе с тем следует отметить, что практически не изменился по сравнению со IIполугодием 2002 года удельный вес организаций, у которых зафиксирован рост объема продаж инновационной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

На внутреннем рынке лучшие результаты по росту объема продаж инновационной продукции в Iполугодии 2003 года наблюдались на предприятиях промышленности стройматериалов (49% инновационно-активных предприятий), химической и нефтехимической промышленности (41%), пищевой промышленности (39%).

Заметное продвижение инновационной продукции отечественного производства на зарубежные рынки отмечено в отчетном периоде только в химической и нефтехимической промышленности (45% организаций в Iполугодии 2003 года против 26% во П полугодии прошлого года).

Снизилась по сравнению со П полугодием 2003 года на 4 п.п. доля предприятий, у которых зафиксирован рост прибыли за счет реализации инновационной продукции. В целом по выборке удельный вес таких инновационно-активных предприятий составил 36%.

Наиболее высокие показатели роста прибыли от внедрения инноваций отмечены в химической и нефтехимической промышленности (44% инновационно-активных: предприятий), а также в промышленности строительных материалов (41%).

Практически каждому четвертому инновационно-активному предприятию в результате внедрения современных технологий удалось снизить вредные выбросы в окружающую среду.

Затраты на инновационную деятельность. Источники финансирования инновационной деятельности
Уровень технологического развития отрасли в немалой степени оценивается по объему расходов, выделяемых на научные исследования и разработки. Среди обрабатывающих отраслей промышленности наиболее высока доля предприятий, затративших в Iполугодии на инновации до 5% от общего объема реализованной продукции, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности -46% инновационно-активных предприятий, пищевой отрасли - 26%, в химической и нефтехимической промышленности - 22%.

Наименьшие затраты на инновации осуществляют предприятия легкой промышленности.

Главным источником финансирования инновационной деятельности для большинства (89%) промышленных предприятий, по оценкам респондентов, остаются собственные финансовые средства.

Возросла доля промышленных организаций, использующих кредиты коммерческих банков для финансирования инноваций - с 25% во IIполугодии 2002 года до 42% в текущем периоде..

Среди предприятий различных отраслей промышленности кредитные средства чаще использовали предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (свыше 70% инновационно-активных предприятий), химии и нефтехимии, промышленности строительных материалов (по 60%), пищевой промышленности (40%) и реже - в легкой промышленности (13% инновационно-активных предприятий отрасли).

Наиболее интенсивно - почти в три раза (с 5% до 14%) возросла доля промышленных предприятий, использующих для финансирования инновационной деятельности средства заказчиков. Более активными в использовании средств заказчиков были предприятия химической и нефтехимической промышленности (22%), а также легкой промышленности (18% организаций).

Доля бюджетных средств в инновационных затратах предприятий остается невысокой и не превышает 5%. Среди предприятий обрабатывающих отраслей в отчетном периоде государственное финансирование НИОКР было отмечено только в химической и нефтехимической промышленности (9% предприятий), а также в машиностроении и металлообработке (5%).

Иностранные инвестиции как источник финансирования инновационной деятельности по-прежнему не имели широкого распространения на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности. Только на незначительном количестве предприятий машиностроения и металлообработки (3% организаций) инновационная деятельность в Iполугодии 2003 года осуществлялась с участием иностранного капитала.

Наибольшая доля инновационных затрат в промьппленности (40%) связана с приобретением новых машин, оборудования и установок, необходимых для технологического обновления производства. Больше, чем в среднем по совокупности обследованных предприятий, расходуется средств на закупку оборудования в лесной,

деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 55% от общего числа организаций, осуществляющих инновации, легкой промышленности (50% предприятий).

На научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы приходится 16%-18% всех затрат на инновации. Выше, чем в среднем по отрасли, доля затрат на НИОКР в легкой промышленности (24%), машиностроении и металлообработке (18%). Пятая часть затрат (21%) направляется предприятиями на освоение и внедрение нововведений.

Остается невысокой доля затрат на маркетинговые исследования рынка инновации, а также на правовую защиту НИОКР (по 6% организаций).

Факторы, сдерживающие инновационную деятельность
Среди факторов, ограничивающих инновационную деятельность, по мнению руководителей промышленных предприятий всех отраслей, доминирующими по-прежнему оставались финансовые проблемы: недостаток собственных финансовых средств (56% организаций), высокий процент коммерческого кредита (20% организаций).

Практически для каждого пятого предприятия ограничением служит длительный период окупаемости нововведений, для 15% - высокий экономический риск подобных мероприятий.

Во II полугодии 2003 года не ожидается существенной активизации инновационной деятельности в промышленном секторе. На большей части (54%) предприятий не предполагается никаких изменений, на 13% прогнозируется увеличение масштабов инновационной деятельности, у 12% - снижение.

Одновременно руководители каждого пятого обследованного промышленного предприятия не смогли ответить на вопрос об инновационной деятельности их организаций в ближайшей перспективе.

Фонд поддержки
стратегических исследований и инвестиций
Уральского Федерального округа