Для государства стимулирование инновационной деятельности является без преувеличения наиболее приоритетным направлением экономической политики, так как именно уровень научно-технологического развития во многом определяет долгосрочные стратегические преимущества страны, в значительной мере именно от степени «инновационности» экономики зависят перспективы развития государства. Основной задачей инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства является оказание содействия субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах развития инновационного предприятия или научно-технического проекта. Очевидно, что наиболее «критическим» для высокотехнологичной компании является именно период становления. В то же время экономическая отдача от инновационного проекта может быть получена только на последних этапах его реализации, когда налаживается серийное производство инновационной продукции. При этом на начальных этапах проекта необходимы существенные инвестиции, характеризующиеся в большинстве случаев высокими рисками. Именно поэтому во всех развитых странах малым фирмам, реализующим инновационные проекты, оказывается диверсифицированная, всесторонняя государственная поддержка. В современных российских условиях видится необходимым выстраивание системы государственных организаций, способной обеспечить «сквозную» поддержку малых наукоемких предприятий. При этом очевидно следует сконцентрировать внимание на координации деятельности уже существующих организаций, оказывающих содействие развитию инновационной деятельности. В отдельных сегментах поддержки у инфраструктурных организаций различных типов наблюдается не располагающее к эффективной деятельности дублирование функций, в некоторых – взаимное дополнение, обуславливающее существование возможностей для координации и кооперации. На каждом из этапов становления (которые можно условно выделить почти для каждого инновационного предприятия и сформулировать основные особенности развития на каждой из стадий) компании важно представлять, какие формы поддержки она может получить и какими видами услуг может воспользоваться. В этом смысле существенным является не только выстраивание такой структуры поддержки, при которой на любом из этапов жизненного цикла высокотехнологичной компании, она может воспользоваться в той или иной форме поддержкой государства, но и повышение степени доступности информации об инфраструктуре, а также повышение прозрачности ее деятельности. Основными задачами, стоящими перед инфраструктурой поддержки инновационного предпринимательства, в соответствии с основными проблемами этой сферы экономической активности, являются:
Инновационная инфраструктура является своеобразным мостом между результатами научных исследований, разработок и рынком, государством, бизнесом. В деятельности организаций поддержки целесообразно в первую очередь ориентироваться на использование механизмов, способных привлекать к реализации инновационных проектов коммерческие финансовые институты и представителей среднего и крупного бизнеса. В связи с тем, что основной проблемой малых инновационных предприятий остается недостаток финансирования на ранних этапах жизненного цикла, в первую очередь следует выделить организации, оказывающие финансовую поддержку инновационным проектам. На этом поле в первую очередь следует выделить Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российский фонд технологического развития. Также к инфраструктуре поддержки малого инновационного предпринимательства следует отнести организации, занимающиеся регулированием смежных, тесно связанных с инновационной деятельностью, сфер экономической активности. В частности, в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, действуют две основных организации – Роспатент и ФАПРИД. Кроме того, в регионах, как правило, присутствует значительное число технопарков, инновационно-технологических центров и инновационных инкубаторов, оказывающих услуги по аренде офисных и производственных помещений, сопровождению проектов, консультационные и другие услуги. Нехватка существующих видов и форм поддержки проявляется как в недостатке координации между государственными организациями и недостаточностью объемов предоставляемых ими услуг, так и в существенном количественном недостатке отдельных типов инфраструктурных организаций. В связи с этим предлагается сконцентрировать усилия на развитии кооперации различных государственных организаций, предоставляющих схожие услуги, а также стимулировать создание на федеральном и региональном уровнях следующих организаций:
Автор: Шамрай Александр Александрович, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства |