Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства


Для государства стимулирование инновационной деятельности является без преувеличения наиболее приоритетным направлением экономической политики, так как именно уровень научно-технологического развития во многом определяет долгосрочные стратегические преимущества страны, в значительной мере именно от степени «инновационности» экономики зависят перспективы развития государства. Основной задачей инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства является оказание содействия субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах развития инновационного предприятия или научно-технического проекта.

Очевидно, что наиболее «критическим» для высокотехнологичной компании является именно период становления. В то же время экономическая отдача от инновационного проекта может быть получена только на последних этапах его реализации, когда налаживается серийное производство инновационной продукции. При этом на начальных этапах проекта необходимы существенные инвестиции, характеризующиеся в большинстве случаев высокими рисками. Именно поэтому во всех развитых странах малым фирмам, реализующим инновационные проекты, оказывается диверсифицированная, всесторонняя государственная поддержка.

В современных российских условиях видится необходимым выстраивание системы государственных организаций, способной обеспечить «сквозную» поддержку малых наукоемких предприятий. При этом очевидно следует сконцентрировать внимание на координации деятельности уже существующих организаций, оказывающих содействие развитию инновационной деятельности. В отдельных сегментах поддержки у инфраструктурных организаций различных типов наблюдается не располагающее к эффективной деятельности дублирование функций, в некоторых – взаимное дополнение, обуславливающее существование возможностей для координации и кооперации.

На каждом из этапов становления (которые можно условно выделить почти для каждого инновационного предприятия и сформулировать основные особенности развития на каждой из стадий) компании важно представлять, какие формы поддержки она может получить и какими видами услуг может воспользоваться. В этом смысле существенным является не только выстраивание такой структуры поддержки, при которой на любом из этапов жизненного цикла высокотехнологичной компании, она может воспользоваться в той или иной форме поддержкой государства, но и повышение степени доступности информации об инфраструктуре, а также повышение прозрачности ее деятельности.

Основными задачами, стоящими перед инфраструктурой поддержки инновационного предпринимательства, в соответствии с основными проблемами этой сферы экономической активности, являются:

  1. Расширение спроса на высокотехнологичную продукцию со стороны потребителей.
  2. Расширение круга потенциальных инвесторов за счет представителей рынка венчурного инвестирования, а также за счет среднего и крупного бизнеса.
  3. Оказание финансовой поддержки на самых ранних стадиях становления инновационных проектов.
  4. Помощь в поиске партнеров и оказание различного рода услуг по «сопровождению» реализации инновационных проектов.
  5. Помощь в получении доступа к наиболее доступным офисным и производственным помещениям.
  6. Информационная поддержка.

Инновационная инфраструктура является своеобразным мостом между результатами научных исследований, разработок и рынком, государством, бизнесом. В деятельности организаций поддержки целесообразно в первую очередь ориентироваться на использование механизмов, способных привлекать к реализации инновационных проектов коммерческие финансовые институты и представителей среднего и крупного бизнеса.

В связи с тем, что основной проблемой малых инновационных предприятий остается недостаток финансирования на ранних этапах жизненного цикла, в первую очередь следует выделить организации, оказывающие финансовую поддержку инновационным проектам. На этом поле в первую очередь следует выделить Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российский фонд технологического развития. Также к инфраструктуре поддержки малого инновационного предпринимательства следует отнести организации, занимающиеся регулированием смежных, тесно связанных с инновационной деятельностью, сфер экономической активности. В частности, в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, действуют две основных организации – Роспатент и ФАПРИД. Кроме того, в регионах, как правило, присутствует значительное число технопарков, инновационно-технологических центров и инновационных инкубаторов, оказывающих услуги по аренде офисных и производственных помещений, сопровождению проектов, консультационные и другие услуги.

Нехватка существующих видов и форм поддержки проявляется как в недостатке координации между государственными организациями и недостаточностью объемов предоставляемых ими услуг, так и в существенном количественном недостатке отдельных типов инфраструктурных организаций. В связи с этим предлагается сконцентрировать усилия на развитии кооперации различных государственных организаций, предоставляющих схожие услуги, а также стимулировать создание на федеральном и региональном уровнях следующих организаций:

  1. Инновационные биржи технологий.
    Биржи технологий должны выполнять роль «места встречи» спроса и предложения на рынке высокотехнологичной продукции при активном участии государства в формировании самого института биржи.
  2. На уровне регионов – центры внедрения инноваций.
    Одна из наиболее актуальных для малых инновационных предприятий проблем – это проблема неопределенности относительно спроса на создаваемую ими продукцию. Одним из путей решений указанной проблемы является создание на региональном уровне организаций, осуществляющих стимулирование отдельных (приоритетных для региона) направлений инновационной активности путем размещения государственных заказов на высокотехнологичную продукцию – центров внедрения инноваций. Создание подобных центров способно в некоторой мере устранить неопределенность относительно спроса на продукцию малых предприятий, стимулировать развитие приоритетных отраслей, а также централизованно определять направления и механизмы внедрения инноваций на региональном уровне власти.
  3. На уровне регионов – центры коллективного пользования высокоспецифичным оборудованием.
    Необходимость использования в процессе разработки и производства инновационной продукции высокоспецифичного оборудования (в подавляющем большинстве случаев запретительно дорогого для малых предприятий) является существенным ограничением для реализации инновационных проектов. В то же время опыт ИТЦ демонстрирует существенную отдачу от применения технологий «коллективного пользования» (большинство ИТЦ предоставляют в коллективное пользование низкоспецифичное оборудование - копировальную технику и т.п.). В связи с этим целесообразным выглядит формирование в регионах систем отраслевых центров коллективного пользования высокоспецифичным оборудованием.
  4. На уровне регионов - инновационно-технологические центры, технопарки и инкубаторы технологии отраслевой направленности.
    Количество организаций указанного типа лишь в незначительной степени удовлетворяет спрос малых инновационных предприятий. В связи с этим очевидна необходимость создания новых организаций и совершенствования действующих. При создании новых инновационно-технологических центров, технопарков и инновационных инкубаторов целесообразным видится применение двух основных подходов:
    1) Создание ИТЦ, технопарков, инновационных инкубаторов при ВУЗах, которые подобных организаций в данный момент не имеют, но обладают существенным инновационным потенциалом.
    2) Создание отраслевых ИТЦ, технопарков, инновационных инкубаторов, в том числе не при ВУЗах.
    Следует также отметить, что наиболее целесообразно стимулирование создания подобных организаций в крупных городах, обладающих значительным количеством высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, высоким инновационным потенциалом.
  5. На региональном уровне - центры по трансферу технологий. Безусловно, одну из определяющих ролей в формировании научно-технологического потенциала государства играют высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты. Для стимулирования инновационной, предпринимательской активности в ВУЗах и НИИ видится целесообразным создание в их составе отдельных структурных подразделений – центров по трансферу технологий. Такие центры потенциально могут выполнять функции по принятию решений относительно коммерческого использования интеллектуальной собственности, создаваемой организацией, в частности – относительно направлений использования результатов интеллектуальной деятельности (самостоятельное коммерческое использование, продажа и т.д.). В ВУЗах подобные центры могут также выполнять функции по внедрению в обучение дисциплин, относящихся к наиболее востребованным и перспективным с рыночной точки зрения направлениям научно-технического знания.



Автор: Шамрай Александр Александрович, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)