Коммерческая концессия представляет собой один из новых институтов российского гражданского права. Можно отметить определенное сходство концессии с франчайзингом, франшизой.
Использование института коммерческой концессии Коммерческая концессия позволяет правообладателю наиболее выгодно развивать свой бизнес, избавляя от необходимости открывать филиалы или создавать новые юридические лица на отдаленных территориях и нести расходы на приобретение основных средств и в то же время предоставляя правообладателю возможность осуществлять практически полный контроль над деятельностью пользователя. Пользователь концессии может снизить предпринимательский риск и ускорить развитие собственного бизнеса, что обеспечивается хорошей коммерческой репутацией правообладателя в соответствующей сфере деятельности. В то же время для потребителя коммерческая концессия может иметь и отрицательные стороны, связанные с возможной ошибкой с его стороны относительно личности продавца товара или его производителя, а также исполнителя услуг. Кроме того, использование института коммерческой концессии в случае злоупотребления ограничительными условиями может представить угрозу развитию свободной конкуренции. Защита интересов потребителя концессии обеспечивается посредством:
Договор коммерческой концессии Поскольку предметом этого договора является не отдельное исключительное право, в частности право на использование изобретения, полезной модели, товарного знака и т.п., а комплекс таких прав, договор коммерческой концессии следует отличать от лицензионных договоров, предусматривающих передачу права на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности. Договор коммерческой концессии следует также отличать от договоров комиссии и агентских договоров. Следует указать, что договор коммерческой концессии вообще нельзя отнести к договорам об оказании услуг, поскольку он по своей правовой природе ближе всего к договорам о передаче имущества (в виде имущественных прав) в пользование. В итоге к рассматриваемому договору, помимо норм главы 54 ГК, применяются также нормы ГК и иные нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с созданием и использованием соответствующих объектов интеллектуальной собственности. Стороны договора коммерческой концессии - правообладатель и пользователь. В качестве обеих сторон договора могут выступать только специальные субъекты - коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 статьи 1027 ГК). Предмет договора коммерческой концессии - передаваемый правообладателем пользователю комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Договор коммерческой концессии может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока. Существенным условием договора коммерческой концессии является конкретизация предмета договора путем указания на тот объем, в котором пользователь может использовать комплекс исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Способы определения этого объема могут быть различными. В частности, возможно установление в договоре минимального и (или) максимального объема использования. Договор может быть заключен с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности. Форма и регистрация договора коммерческой концессии Согласно п. 1 статьи 1028 ГК договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора коммерческой концессии влечет его ничтожность. Договор коммерческой концессии подлежит специальной регистрации органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. Регистрация договора коммерческой концессии не является государственной, поэтому договор вступает в силу в отношениях между сторонами договора с момента достижения ими соглашения. Но в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации. Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, договора коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем. Если договор коммерческой концессии предусматривает использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, такой договор подлежит также регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1203 "О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях" (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4541) таким органом исполнительной власти являлось Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Сведения о зарегистрированных договорах коммерческой концессии и зарегистрированных изменениях, внесенных в зарегистрированный договор коммерческой концессии, вносятся соответственно в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ, Государственный реестр промышленных образцов РФ, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ. Источник: |