Сова В. Н., г. Пермь Рассматриваются методологические основы синтеза механизмов экономического развития предприятий научной сферы на базе функционального представления их подразделений. Задача обоснования рациональной структуры подразделений предприятия научной сферы актуальна, поскольку ее решение упрощает управление ими с позиций размещения, функционирования и осуществления взаиморасчетов при совместном исполнении отдельных заказов. Интуитивно ясно, процедура нахождения искомой структуры должна опираться на установленный ассортимент научной продукции и технологию его производства, касающуюся состава и задействования производственного оборудования и специалистов соответствующего направления. Особенностью производства продукции научно-технического характера является использование того или иного рода носителей научно-технической информации, способных играть роль отделообразующих объектов: – хранилища нормативно-технической документации; – научно-технические библиотеки; – хранилища патентной информации; – автоматизированные информационно-поисковые системы; – международные информационные сети и др. Это обстоятельство позволяет определить перечень функционально-ориентированных отделов в управлениях ЦНТИ, соответственно: – отдел нормативно-технической информации; – отдел научно-технической библиотеки; – отдел патентной информации; – отдел автоматизированной поисковой системы; – отдел международных информационных сетей и др. Однако использование каждого типа научно-технической информации должно быть поддержано технологически обоснованной инфраструктурой дополнительного оборудования: сканер, слайд-сканер, эпидиоскоп, ксерокс, принтер, факс, компьютеры, и специалистов соответствующего профиля: специалисты информационного поиска на носителях, специалисты тематического информационного поиска, специалисты по отправке научно-технической продукции клиентам, библиотекари. На основе математической модели системы оплаты труда в центрах научно-технической информации в современных условиях разработана и исследована четырехуровневая модель взаимодействия активных элементов организационной системы между «Росинформресурсом», Центром, подразделениями, работниками и клиентами, допускающая оптимальное решение в идентифицированных механизмах стимулирования. Основными этапами реализации функционального подхода принято считать: функциональное представление, описывающее каждую из элементарных функций системы в виде преобразования в некотором пространстве ее состояний, разработку правил композиции (задание множества правильных слов в алфавите множества функций), решающих задачу анализа отдельных поведений системы, и построение формальной системы выбора правильных слов, перечисляющей наиболее эффективные варианты достижения системой заданных целей функционирования – задачу синтеза. Несмотря на уже имеющийся опыт внесения основных положений функционального подхода в отдельные виды промышленных предприятий, для центров научно-технической информации данный инструмент исследования создавался по достаточно оригинальной схеме, учитывающей специфику производства системы информационных услуг, например, отсутствие как такового сырья и его переработки, невозможность создания заблаговременного запаса готовой продукции, диктовка рыночных цен по ряду услуг, как проявление черт монополизма, большое число видов информационных услуг и их параметрическая неповторимость в широком смысле. Функциональное представление подразделений по разработанной методике может служить фундаментом для построения ряда алгоритмов имитационного исследования характеристик экономико-производственной системы, необходимых для параметрического уточнения механизмов стимулирования, таких как крутизна и точка излома на каждом линейном интервале кусочно-линейных функций, описывающих производственные и затратные механизмы, а также все виды ограничений на них, связанные со спецификой и контекстностью факторов оснащенности подразделений материальной базой и укомплектованности их сотрудниками. Цели исследования системы определяют условия имитационного моделирования, которые складываются из следующих компонент: – исходное состояние системы, характеризующее ее способность выполнять предусмотренные услуги: комплексный и качественный состав техники, информационной базы и помещений; состав и уровень профессионализма сотрудников; аналогичные данные о смежных подразделениях; – характеристики спроса на услуги за рассматриваемый период: интенсивность запросов по каждому виду услуг; категории клиентов по возможностям оплаты заказов; динамика спроса; – производственная обстановка: уровень госфинансирования; бюджет рабочего времени, выделяемого на предпринимательскую деятельность с учетом наличия госзаказа и внутренних задач; – характеристики потока заказов на информационные услуги: ассортимент; вид неопределенности (детерминированный, интервальный, случайный, нечеткий); стратегия удовлетворения заказов. Возможные цели моделирования. 1. Мониторинг предпринимательской деятельности. 2. Оценка производственных и затратных показателей на заданных потоках заказов. 3. Получение оптимальных решений в задачах оптимального распределения заказов. 4. Поддержка управленческих решений. Административный мониторинг деятельности сотрудников управления научно-технической информации показал, что в отделах патентной информации и международных информационных сетей, специалисты не в полной мере склонны заниматься предпринимательской деятельностью в течение всего свободного от основных обязанностей времени. А сотрудники остальных отделов (нормативно-технической документации, центральной научно-технической библиотеки и автоматизированных информационно-поисковых систем) «слишком увлеклись» ею, пренебрегая работой по планам отделов. |