Кондиционер hitachi hitachirbg.ru.

Инновации - конкурентоспособность - лидерство (Аналитический доклад ЦСКП)

ОБЩИЕ ТЕЗИСЫ

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях глобальной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.
Углубление финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение обуславливают стратегический ориентир развития России – «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором.
Фактически, конкурентоспособность национальной экономики означает способность страны как геополитического субъекта обеспечивать самостоятельное политическое развитие и удерживать устойчивые позиции в экономическом соперничестве с другими странами.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

В широком смысле, национальная конкурентоспособность – это режим экономической деятельности, гарантирующий стране источники доходов в том виде и объеме, в каком это необходимо для национальной программы развития, при условии, что речь идет о рыночной конкурентной экономике и демократической политической системе.
В более узком смысле национальная конкурентоспособность – это способность субъектов экономической деятельности конкретного государства в условиях глобальной экономики вести успешную борьбу за рынки и ресурсы, опираясь на имеющиеся преимущества и обеспечивая реализацию долгосрочных, выраженных через политические механизмы, целей общества, развитие экономики и ее устойчивость к шокам.
С учетом сказанного особую актуальность и значимость приобретает задача полноценного и эффективного вхождения России в мировую экономику, повышения уровня конкурентоспособности страны в целом и хозяйствующих субъектов в частности. Это требует самой широкой дискуссии по данной проблематике, выявления особенностей конкуренции в условиях становления «новой» экономики, а также анализа предпосылок и ограничений формирования конкурентных преимуществ России.
Национальная конкурентоспособность является главным показателем, отражающим состояние экономики страны и перспективы ее экономического развития. В условиях ускоренного развития научно-технической революции и крупномасштабного трансграничного перемещения капитала, глобализации рынков и производства конкурентоспособность товаров, предприятий и стран все в большей степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять новые технологии.

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Концепцию национальной конкурентоспособности можно сформулировать как повышение роли «интенсивных» факторов (инновации, человеческий капитал, новые формы управления и пр.), формирование устойчивых конкурентных преимуществ, а также выявление стратегических направлений и инструментария государственной экономической политики для решения указанной задачи.
Одним из важнейших инструментов повышения национальной конкурентоспособности является стратегическое планирование промышленной политики и определение приоритетных направлений развития национальной экономики. Выбор национальных приоритетов в промышленной политике – тонкая и сложная задача. России необходимо сделать непростой выбор национальной перспективы с учетом возрастания значения высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью. В условиях накопившегося технологического отставания от развитых стран нерационально только самим, без различных форм кооперации, партнерства с субъектами экономической деятельности других стран пытаться иметь весь спектр наукоемких продуктов. Необходимо в первую очередь поддерживать и развивать те отрасли, те виды продуктов в которых Россия либо уже является, либо реально может стать мировым лидером, а также отрасли, критически важные для национальной безопасности, опираясь на наши национальные преимущества – научно-техническую креативность и способность создавать и эксплуатировать сверхсложные технические системы.

ИННОВАЦИИ

Целью российской инновационной политики должно стать создание эффективных механизмов использования отечественного инновационного потенциала, а также привлечение современных иностранных технологий, которые в сочетании с российскими природными ресурсами, человеческим и научно-техническим потенциалом способны повысить общую конкурентоспособность страны. Условием такого развития должны стать, во-первых, выделение нескольких основных точек роста среди конкурентоспособных российских высокотехнологичных отраслей. Научный потенциал может стать базой для создания кластеров производств, основанных на знаниях, но произойдет это только в случае фундаментальной реформы научно-исследовательских институтов, базирующейся на интеграции науки, образования и бизнеса.
Инновационная политика (не нося декларативный характер) должна быть сконцентрирована на следующих моментах:

  • Максимальное приближение прикладной науки к производству и бизнесу, полная ориентация НИОКР на конечный результат в форме внедрения результатов в производство.
  • Внедрение различных схем государственного и частного финансирования НИОКР, грантовое финансирование проектов на конкурсной основе.
  • Разработка и реализация налоговой политики, стимулирующей инновационную деятельность.
  • Защита интеллектуальной собственности и создание механизмов, стимулирующих ее эффективное использование (вплоть до выкупа государством патентов с целью внедрения разработок в производство).
  • Развитие инновационной инфраструктуры, создание новых и развитие существующих технопарков, инжиниринговых центров и т.п.
  • Создание Единой информационной системы инновационного развития, которая раскрывала бы весь комплекс процессов индустриально-инновационного развития страны.

Создание финансовых механизмов прямого взаимодействия государственного и частного капиталов и механизмов косвенного стимулирования инновационной деятельности. Создание условий для участия институциональных инвесторов и финансовых институтов в венчурном инвестировании, а также содействие развитию сети частных инвесторов и обеспечение ликвидности венчурных инвестиций.

Создание института профессиональных инновационных менеджеров-специалистов, владеющих принципами коммерциализации технологий, теорией и практикой правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, умеющих управлять инновационными и высокотехнологичными проектами.

СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

По-прежнему тормозится вопрос диверсификации экономики, одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед Россией. Для развития несырьевых и прежде всего высокотехнологических отраслей, в которых мы были бы способны конкурировать с ведущими мировыми корпорациями, необходимо объединить усилия бизнеса и государства в рамках партнерства на основе единых стратегий на 5-10 лет. Эти стратегии должны быть направлены на решение приоритетных задач, связанных с устранением «узких мест» развития отраслей и должны обеспечить их конкурентоспособность на глобальном рынке.
Совокупность таких стратегий в приоритетных отраслях и подотраслях российской экономики, сохранивших потенциал инновационности и конкурентоспособности на глобальном рынке, разработанных по инициативе министерств и ведомств в тесном контакте с бизнесом, способна стать основой российской промышленной политики на перспективу.
В 2004-2006 годы Правительство РФ уже предпринимало попытки разработки таких стратегий в некоторых отраслях, однако, данные документы не получились. Причин здесь несколько. Это и излишне широкое трактование отрасли, и пассивность ведомств (нежелание брать на себя напряженные обязательства и нести ответственность перед бизнесом), и недостаточная настойчивость в вопросах качества разрабатываемых стратегий, и неверие бизнеса в практическую реализуемость результатов такой работы, а также в то, что при переменах в Правительстве его обязательства перейдут к новому составу.
Представляется, что данная ситуация связана с тем, что понятие Public Private Partnership (PPP) – то есть общественно-частное партнерство - в нашей стране в последние годы было неоправданно сужено до понятия частно-государственного партнерства и из данных отношений «выпало» общество, что неоправданно.
Сегодня именно Дума в состоянии исправить эту ошибку, возглавить работу по формированию российской промышленной политики и добиться практических результатов как за счет жесткого общественного контроля по этому вопросу, так и путем обеспечения преемственности обязательств Правительства перед бизнесом как в области регулирования, так и финансирования за счет придания отраслевым стратегиям формы законов.
Практика других стран, например, таких как Франция, Италия, Япония, Южная Корея, Тайвань и Китай дали алгоритм совместной работы общества, государства и бизнеса, которые по конкретной подотрасли разрабатывают прогноз, и если он подтверждает возможности выхода на прочные конкурентные позиции, то:
- ставят цели на 10-15 лет, с возможностью корректировки в случае необходимости,
- выявляют системные проблемы, препятствующие их реализации и возможные пути достижения целей,
- анализируют возможные пути и выделяют критические точки, реализация которых необходима для успеха программы,
- пишут программу с указанием того, кто, что и когда должен сделать и что должно получиться,
- постоянно встречаются и обсуждают, корректируют действия в соответствии с получаемыми результатами.
При этом каждый из участников берет на себя решение тех вопросов, которые может решить:
- бизнес – вопросы поиска средств для инвестиций и работу по организации реализации стратегии;
- государство – законодательство, выдачу госзаказов на перспективу, регулирование (экономическое, правовое и техническое), возможно – инвестиции;
- общество – ориентиры развития, общественный контроль.
В связи с этим предлагается разработать и принять несколько законов:
1. О промышленной политике
Этот закон с простой мыслью, что по истечении переходного периода особая государственная поддержка будет обеспечена только тем подотраслям и отраслям, в которых совместно с бизнесом разработана и принята в виде закона стратегия на 10-15 лет.
В свою очередь, стратегия – это то, что не только получает силу закона, но и разработано в соответствии с законом.
2. Об отраслевой стратегии
Данный закон включил бы требования к содержанию, процедуре разработки, принятия и исполнения отраслевых стратегий.
Обязательным элементом такого закона станет введение в стратегии контрольных точек - milestones – на каждые ½ - 1 год, содержащих четкие показатели ожидаемых результатов с тем, чтобы можно было оценивать ход реализации стратегии и, в случае необходимости, предпринять необходимые корректирующие меры.

Стратегия развития должна представлять собой систему взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам программ и обеспечивающих мероприятий, за счет которых осуществляется эффективное решение системных проблемы – развязываются «узкие места», связанные со структурными ограничениями, препятствующими решению задач развития отрасли.
Реализация стратегий должна предполагать существенное улучшение стратегической конкурентной позиции соответствующей подотрасли российской экономики в условиях глобальной конкуренции.
Разработка стратегий развития должна учитывать принципы стратегического планирования.
3. Законы о стратегиях приоритетных отраслей и подотраслей.
Основным требованием к таким стратегиям, получающим форму закона, должно быть то, что ожидаемые результаты реализации стратегий будут «значимыми» в улучшении стратегической конкурентной позиции соответствующей подотрасли российской экономики в условиях глобальной конкуренции, все промежуточные этапы будут представлены в виде опорных точек, а обязательства Правительства и бизнеса будут конкретными и напряженными.

Такие законы дадут возможность Думе осуществлять действенный общественный контроль в интересах всего российского общества как за работой бизнеса, так и за работой Правительство с точки зрения реализации.
Работу над законами по отраслевым и подотраслевым стратегиям необходимо проводить в тесной увязке с работами по техническим регламентам, работой над перспективным бюджетом и стратегией социально-экономического развития России на перспективу.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПАРТИЕЙ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Концепция национальной конкурентоспособности нашла своё отражение в ряде решений съездов «Единой России», в программных документах, в законотворческой работе, в целом ряде конкретных действий. На это, в том числе, нацелен ряд специальных партийных проектов «Единой России».
Партия "Единая Россия" прилагает огромные усилия в содействия формированию современной инновационной экономики России. Ведется разработка предложений по приоритетам и механизмам реализации национальной научно-промышленной политики России, в т.ч. в таких областях, как нанотехнологии, развитие высокопроизводительной электронно-вычислительной техники и ее программного обеспечения, биотехнологии, наукоемкое судостроение, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика, ракетно-космическая техника, авиационная техника, возобновляемые экологически чистые источники энергии, технологии, обеспечивающие население чистой водой и экологически чистыми продуктами питания, развитие транспортной инфраструктуры и др.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Важным шагом в создании «налоговых стимулов» для внедрения инноваций стала поддержка законопроекта о поощрении развития инновационной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, освобождающего от налогов финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». Закон предусматривает освобождение от обложения налогом реализацию исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Законом также определяется перечень освобождаемых от налогообложения выполняемых организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукций и технологий. Увеличен объем отчислений, не облагаемых налогом с 0,5 до 1,5% от валовой выручки налогоплательщика, на формирование фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По налогу на прибыль организаций Закон предусматривает налоговые преференции для налогоплательщиков, деятельность которых направлена на создание новой или усовершенствование действующей техники и технологии.
Для отраслей, относимых к категории стратегических и критических, необходимо разработать законодательные механизмы, позволяющие использовать следующие меры стимулирования обновления и развития производства:

  • расширение возможности применения механизма налоговых каникул;
  • расширение перечня высокотехнологичного импортного оборудования, ввозимого без взимания импортных пошлин;
  • расширение возможности поддержки организаций-экспортеров наукоемкой промышленной продукции путем выделения финансовых средств на государственные гарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам под экспортные контракты;
  • реструктуризация просроченной задолженности по налогам и сборам для предприятий отраслей, относимых к категории стратегических и критических.

Модернизация здесь необходима уже потому, что до сих пор, по оценкам экспертов, налоговая среда такова, что сохранять старое энергоемкое, непроизводительное и экологически несовременное производство проще и выгоднее, чем создавать и внедрять новые технологии. С точки зрения налогообложения, по-прежнему, самым выгодным способом реинвестирования прибыли является текущий ремонт оборудования, а самым невыгодным – создание нового производства.

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Важным направлением является поддержка отечественных научных школ и стимулирование молодежи к научно-технической изобретательской деятельности. При поддержке фракции «Единая Россия» в Госдуме в бюджете на 2008-2010 годы увеличено финансирование науки: по сравнению с 2007 годом расходы на науку: в 2008 году увеличены – в 1,2 раза, в 2009 году – в 1,4 раза и в 2010 году – в 1,7 раза. По инициативе «Единой России» с 1 сентября 2007 года в полтора раза вырастет стипендия в вузах и социальные стипендии, готовятся специальные программы поддержки проектов, разработанных на базе университетов. По инициативе и при поддержке партии в 2008 году на фундаментальные исследования будет направлено 56 млрд. рублей, 33 млрд. на целевые программы, которые предусматривают заказы на прикладные исследования.
За эти годы по целому ряду направлений наукоемких проектов фракции «Единая Россия» удалось добиться значительного увеличения ассигнований, в частности, на строительство объектов атомной энергетики, развитие суперкомпьютеров, создание изделий для тяжелого автомобилестроения. По инициативе единороссов принята поправка к бюджету на 2007 год, в соответствии с которой целевым образом выделяются ассигнования на развитие отечественной судостроительной отрасли и создание «Объединенной судостроительной корпорации».

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

С этого года вступила в силу IV часть Гражданского Кодекса РФ, в которой воедино собраны разрозненные ранее законодательные нормы об авторских правах и интеллектуальной собственности, существенно усилены меры ответственности за нарушения в названной сфере, в том числе в связи с ожидаемым вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ЗОНЫ

В целях развития высокотехнологичных отраслей экономики и привлечения инвестиций в регионы создана законодательная база для производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных особых экономических зон с льготными условиями хозяйствования и налогообложения. Первыми создаются технико-внедренческие зоны в подмосковных городах Дубна и Зеленоград, в Санкт-Петербурге и Томске; промышленно-производственные зоны - в Елабуге (Татарстан) и Липецке.

СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

Осознавая важность для развития экономики страны крупных государственных холдингов, при поддержке и непосредственном участии «Единой России» законодательно созданы такие крупные Государственные корпорации как государственная компания «Роснефть», «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России», государственные корпорации «Росатом», «Ростехнологии», «Российская корпорация нанотехнологий».

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС

Одним из приоритетов формирования инновационной экономики «Единая Россия» считает поддержку научных, производственных и инжиниринговых компаний малого и среднего бизнеса. Именно такие компании могут обеспечить коммерциализацию технологий из области фундаментальной и отраслевой науки, решить многие социальные задачи по повышению качества жизни населения Российской Федерации. Массированное создание малых и средних инновационных компаний по всем уровням научно-производственной деятельности (взаимодополняющих государственные корпорации) позволит с одной стороны создать «технологический насос» для перекачки знаний и технологий в производство, с другой стороны создаст инновационную инфраструктуру, способную привлечь инвестиционные ресурсы частного бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание конкурентоспособной и саморазвивающейся инновационной экономики является крайне сложным и многосторонним проектом такого масштаба, который может оказаться не под силу по отдельности ни государственным, ни частным структурам, так же как и крупным корпорациям. Успех или неудача могут иметь долгосрочные последствия для нашей страны. Поэтому создание условий для развития в стране инновационной экономики должно обеспечить конкурентоспособность и экономический суверенитет.
Осознавая, что построение инновационной экономики новой России – одна из самых приоритетных задач, «Единая Россия» с максимальным уровнем публичности и использованием всех возможных интеллектуальных ресурсов в планировании берет на себя роль инициатора и координатора в осуществлении задачи такого масштаба. Позиция Партии "Единая Россия" состоит в том, что мы должны оставить будущим поколениям благоустроенную страну, работающие предприятия, развитую социальную сферу – все то, без чего Россия не может называться могучей и процветающей державой.




Cskp.ru, 23.01.2008