Ежегодный оборот на мировом рынке инновационных технологий и наукоемкой продукции, по данным РАН, составляет сейчас около 3 триллионов долларов. Это в несколько раз превышает оборот на рынке сырья, включая газ и нефть. К 2015 г. оборот рынка наукоемкой продукции может возрасти до 4-4,5 триллионов долларов. Россия занимает на этом рынке ничтожную долю - 0,3%, сохраняя тем не менее лидирующие мировые позиции в ряде областей науки (преимущественно в малозатратных областях исследований). Если в промышленно развитых странах нарастает дефицит квалифицированных специалистов, то из-за слабого развития инновационного предпринимательства Россия все больше превращается в международного научно-технического донора, поставляя за рубеж свой научный интеллект. По ряду причин социального, политического и экономического характера страны Латинской Америки заинтересованы привлекать в свою развивающуюся экономику не просто квалифицированных специалистов из России, а преимущественно созданные у нас передовые технологии. И в России, и в странах Латинской Америки сегодня решается одна и та же задача - структурная модернизация национального хозяйства, увеличение информационной емкости производства, насыщение и развитие инновационной составляющей. Страны Латинской Америки могут стать эффективными партнерами России в области научно-технического и инновационного сотрудничества, если правильно определить модель, схему этого сотрудничества. В данной статье характеризуются отдельные грани этой модели; саму модель сотрудничества еще предстоит построить. 1. Приоритетные направления научно-технического и инновационного сотрудничества; продвижение на рынки стран Латинской Америки созданной в России наукоемкой продукции. Исходя из анализа - принципов госполитики и соглашений Российской Федерации в области международного научно-технического и инновационного сотрудничества; - правовых норм, действующих в России и странах Латинской Америки; - реального опыта сотрудничества России с этими странами в научно-технической области; - перспективных российских разработок в области науки, техники и технологий по приоритетным для России направлениям; - спроса на них со стороны латиноамериканских стран - на период до 2010г. наиболее перспективными направлениями сотрудничества следует рассматривать топливно-сырьевой комплекс, энергетику, металлургию, химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение, транспортный и агропромышленный комплексы. Имеются также перспективы в реализации совместных проектов в аэрокосмической области, биотехнологиях, охране окружающей среды, борьбе с наркобизнесом, приборостроении, информатике и вычислительной технике, связи, медицинской технике, фармакологии и других сферах. Специфика продвижения российской наукоемкой продукции на рынки латиноамериканских стран зависит от характера того или иного направления. Топливно-сырьевой комплекс. Взаимодействие и передача технологий могут быть ориентированы на внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов минерального и органического сырья, повышения уровня его извлекаемости и разработки, а также создание высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки. Энергетика. Инновационная политика может сконцентрироваться на создании и использовании парогазовых установок для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых блоков с применением новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе. Целесообразно также обратить внимание на разработку эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии. Металлургия. Особая актуальность существует в создании сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо - и энергосбережение на всех стадиях, в расширении сортамента и повышении качества металлопродукции. Химическая и нефтехимическая промышленность. Особое внимание предлагается уделить материало - и энергосберегающим технологиям производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов новых поколений, технологиям производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающим малотоннажным химическим производствам на базе автоматизированных блочно-модульных систем. Машиностроение. Здесь может быть востребован российский опыт в технологическом перевооружении производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации. Транспортный комплекс. Технологическое сотрудничество может развиваться в обновлении железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, дорожных машин и оборудования. Агропромышленный комплекс. Сотрудничество в таких направлениях, как селекция, семеноводство, племенное дело в птицеводстве и животноводстве, совместные исследования в биотехнологиях растениеводства и животноводства. Борьба с эрозией почв, восстановление лесов. Производство комплектующих изделий, сборка, ремонт и техобслуживание сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. 2. Организация научно-технического и инновационного сотрудничества России и стран Латинской Америки. Главными структуроопределяющими инструментами на международном уровне являются межгосударственные и межправительственные соглашения по научно-техническому и инновационному сотрудничеству, двусторонние и многосторонние комиссии высокого уровня, контакты руководителей министерств и ведомств, определяющих стратегию партнерства России и стран Латинской Америки. На государственном уровне формируются различные организационно-правовые модели сотрудничества; для эффективности сотрудничества важно, чтобы эти модели были разнообразны, как по форме, так и по содержанию. Реализация межгосударственных программ сотрудничества в области фундаментальных и прикладных наук направлена на сохранение и развитие научных школ, совместное использование уникальных научных объектов и сооружений. Так, в ближайшее время в области фундаментальных исследований целесообразно:
а также реализовать ряд других инициатив. По мнению российских экспертов, возможно заключение соглашения между Правительством России и Межамериканским банком развития о создании совместного трастового фонда развития науки и технологий с целью: - финансирования операций по передаче российских технологий латиноамериканским странам, их практического внедрения и использования в промышленности континента; - организации доработки российских высокотехнологичных продуктов и их адаптации к реальным условиям латиноамериканских стран, а также возможной коммерциализации данных технологий на мировом рынке; - использования сотрудничества с Россией для укрепления в латиноамериканских странах собственной научно-технической базы; - совершенствования системы подготовки научных кадров и технических специалистов в процессе совместных исследований или посредством организации учебных программ в латиноамериканских учебных центрах или в российских научных центрах. Особую роль в формировании инновационной инфраструктуры сотрудничества должно играть установление связей между уже успешно действующими технопарками России с их латиноамериканскими аналогами, в частности: - Международного научно-технологического парка Московского государственного инженерно-физического института с Национальной ассоциацией научных исследований, развития и инженерных исследований инновационных компаний (Бразилия, ANPROTEC); - Научно-технологического парка "Волга-техника" Саратовского государственного технического университета с Бразильской ассоциацией предприятий по научно-исследовательским работам в области технологий (ABIPTI); - Научного парка "МЭИ" Московского государственного энергетического института с Национальной ассоциацией учреждений, поддерживающих инновационную деятельность (Бразилия) и др. Основной формой сотрудничества, обеспечивающей разработку и коммерциализацию инновационных проектов и получение достаточно быстрого экономического эффекта, является создание с латиноамериканскими компаниями совместных предприятий в сферах высоких технологий как для отработки пилотных моделей сотрудничества, так и для организации совместных наукоемких производств. Такие предприятия могут осуществлять совместную доводку новейших российских разработок до стадии коммерческого использования в странах Латинской Америки. Возможными партнерами по коммерциализации могут быть также организации-грантодатели, частные и государственные фонды промышленно развитых стран. Следует также активизировать контакты с аккредитованными в России латиноамериканскими фирмами с целью выявления новых партнеров для организации в стране совместных предприятий, консорциумов и других интеграционных структур в области науки, технологий и инноваций. В настоящее время в мире наблюдается возрастание роли регионального фактора, территориальных научно-производственных кластеров в формировании национальных конкурентных преимуществ. В связи с этим следует создать систему проведения экспертиз по оценке соответствия научно-технических потенциалов регионов России и стран Латинской Америки для организации их сотрудничества и продвижения российских технологий на зарубежные рынки. Для проведения экспертиз предстоит разработать методику оценки с использованием мировых классификаторов конкурентоспособности разработок и технологий , наукоемких товаров и услуг, а также уровня конкурентоспособности наукоемких отраслей российской экономики. Инновационные проекты обеспечивают повышение эффективности деятельности инновационных и производственных предприятий только при условии, что они основываются на прорывных фундаментальных и прикладных исследованиях и с самого начала ориентированы на коммерциализацию их результатов. Инновационные проекты разрабатываются и осуществляются при всех организационно-правовых формах научно-технического сотрудничества России и стран Латинской Америки. Различают три вида инновационных проектов: - независимые друг от друга, формируемые в одной из приоритетных отраслей сотрудничества; - зонтичные - проекты, объединенные в рамках определенных технологических отраслей, но имеющие самостоятельные цели и задачи; объединение облегчает процесс инициирования проектов и подбора партнеров; - кластерные - в отличие от зонтичных объединены единой целью и реализуют стратегические направления сотрудничества. При организации проектного сотрудничества следует принимать во внимание платежеспособность рынков стран - реципиентов. 3. Прогнозирование научно-технического сотрудничества России и стран Латинской Америки. Развитие интеграционных связей в сфере науки и техники на первом этапе осуществляется, как правило, на основе двух- и многосторонних соглашений, а затем - в рамках согласованной политики научно-технического сотрудничества заинтересованных государств. Согласование политики научно-технического сотрудничества должно предусматривать: - определение приоритетных направлений сотрудничества в ключевых областях науки и техники; - достижение единых стандартов и методологии организации научных исследований; - гармонизацию национальных законодательств в области экспортно-импортного контроля; - исключение дублирования в проведении исследований и разработок; - максимально полное использование имеющейся в странах инфраструктуры и ресурсов. Практическое использование достижений науки при создании наукоемкой продукции предполагает охват всех стадий жизненного цикла прохождения научной идеи от ее формулировки до использования основанной на ней продукции: фундаментальные исследования - прикладные исследования - опытно-конструкторские разработки - экспериментальная реализация - инновационная деятельность - производство - реализация потребителю - обслуживание продукта в эксплуатации - утилизация продукта. В соответствии с этим сотрудничество России и стран Латинской Америки должно строиться на долговременной основе и предусматривать организацию этого сотрудничества отдельно по каждой стадии жизненного цикла научной идеи. При составлении долгосрочного прогноза сотрудничества: - обеспечивается наращивание сотрудничества с заинтересованными государствами, расширение совместных исследований и разработок с целью получения новых знаний по актуальным проблемам фундаментальных и прикладных наук, укрепление позиций отечественных научных школ в мировой системе разделения труда в области науки, участие в решении глобальных проблем современности и применение зарубежного опыта для реформирования отечественной науки; - предусматривается использование мировой практики коммерциализации технологий, охватывающей весь инновационный цикл - от фундаментальных исследований до реализации конечной продукции на мировом рынке, включая маркетинг наукоемких товаров и услуг; - вырабатывается в рамках отношений со странами Латинской Америки стратегия регулирования глобальных интеграционных процессов в области науки, технологий, инноваций; - предусматривается развитие научной инфраструктуры и совместное со странами вхождение России в международные научно-технические программы. На основе долгосрочного прогноза подготавливаются предложения о семействах зонтичных и кластерных экспортоориентированных проектов. При проработке прогноза научно-технического и инновационного сотрудничества на среднесрочную перспективу оцениваются возможности и подготавливаются предложения по: - повышению уровня финансирования разработки критических технологий, которые обладают высоким потенциалом коммерциализации; - развитию инновационной инфраструктуры, стимулирующей практическое использование результатов НИОКР, в том числе путем стимулирования создания малых и средних инновационных компаний и технологического аутсорсинга во всех отраслях производства; - привлечению зарубежного венчурного капитала и частных иностранных инвесторов к финансированию инфраструктуры отечественной науки, рисковых проектов на территории России и стран Латинской Америки; - созданию эффективных механизмов коммерциализации технологий; - подготовке управленческих кадров для инновационного предпринимательства, совершенствованию технического образования на базе его сближения с сектором исследований, разработок и инноваций. Динамика расширения экспорта российской наукоемкой продукции и высоких технологий определяется непосредственно в рамках годовых прогнозов, проводимых на основе оценки реализации инновационных проектов и договоров на поставку научно-технической продукции и услуг. На основе указанной системы прогнозов сотрудничества России и стран Латинской Америки обеспечивается реализация государственной политики на латиноамериканском направлении: в стратегическом планировании НИОКР, выборе и поддержке проектов в сфере фундаментальных и прикладных исследований на прорывных направлениях науки и техники. 4. Стимулирование научно-технического и инновационного сотрудничества России и стран Латинской Америки и трансфера российских наукоемких продуктов и услуг на рынки стран Латинской Америки. Необходимым условием для достижения успеха в продвижении на рынки стран Латинской Америки наукоемкой продукции, созданной в России, является активное участие государства и финансовых структур в стимулировании торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России и стран Латинской Америки. В частности, необходима активная государственная поддержка представления отечественных демонстрационных проектов передовых технологий на международных выставках и ярмарках, а также расширения патентования за рубежом отечественных технологий. Для повышения эффективности механизмов финансирования и стимулирования сотрудничества России и стран Латинской Америки Центру научно-технического и инновационного сотрудничества предстоит выявлять препятствия для развития партнерства и межфирменной кооперации в области высоких технологий, наукоемких товаров и услуг и подготавливать с учетом зарубежного опыта предложения о совершенствовании механизмов: - совместного с латиноамериканскими партнерами финансирования проектов, исходя из того, что проекты международного партнерства государства и частного сектора должны финансироваться из средств госбюджета только в рамках национальных приоритетных направлений развития науки и технологий и только в случае дальнейшей коммерциализации технологий и их промышленного освоения зарубежным партнером преимущественно на территории России; - стимулирования создания научных, технологических и инновационных международных лабораторий, центров, научно-образовательных интегрированных структур с целью повышения международной мобильности ученых и развития международного научно-технического информационного обмена; - стимулирования прямых инвестиций в предприятия со смешанной формой собственности. В значительной части высокотехнологических отраслей преобладает смешанная форма собственности. Закон "О приватизации..." запрещает негосударственные инвестиции, ведущие к размыванию государственных пакетов акций; - взаимодействия с зарубежными некоммерческими фондами - грантодателями в целях ориентации грантовых потоков на поддержку российской науки в приоритетных областях; - привлечения иностранных инвестиций в сферу науки и технологий, в частности, посредством создания бирж инноваций, открытых торгов ценными бумагами наукоемких фирм; - поддержки импорта перспективных технологических комплексов посредством предоставления инвестиционных кредитов и гарантий. 5. Нормативно-правовые механизмы научно-технического и инновационного сотрудничества России и стран Латинской Америки. В России и странах Латинской Америки исторически сложились различные нормативно-правовые поля научно-технической деятельности. Организация их научно-технического сотрудничества неизбежно вскроет несоответствия в их законодательных нормах и потребует подготовки предложений по гарминизации с мировой практикой нормативной и договорно-правовой базы двустороннего и многостороннего сотрудничества. Особое внимание предстоит уделить согласованию российской системы сертификации и стандартизации с международными нормами и правилами и обеспечению соответствия экспортируемой и импортируемой высокотехнологичной продукции российским и международным стандартам; формированию договорно-правовой базы в области коммерциализации технологий, в частности, разработке набора типовых соглашений (договоров, контрактов) о проведении совместных с латиноамериканскими партнерами НИОКР; лицензионных и иных соглашений (о коммерческой тайне, использовании товарных знаков и пр.) в том числе в сфере биотехнологий, биоматериалов, компьютерных программ и интегральных схем, имеющих свою специфику. Потребуется разработка предложений и нормативных документов по учету и контролю за передачей латиноамериканским партнерам интеллектуальной собственности и технологий гражданского назначения, создаваемых в рамках международных технологических проектов с привлечением средств государственного бюджета, по учету и управлению интеллектуальной собственностью в качестве имущественного комплекса предприятий, приведение законодательства в сфере интеллектуальной собственности в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации, а также документами Всемирной организации интеллектуальной собственности. Необходимо совершенствование таможенной классификации в интересах обеспечения прозрачности технологического экспорта и импорта, а также таможенного законодательства по использованию различных режимов ввоза передовых технологий и обеспечению эффективной реализации совместных технологических проектов. По мере накопления опыта будут подготавливаться законодательные и другие нормативные предложения для рассмотрения в установленном порядке. Авторы: О.М. Юнь, Д. Сараса, Д.И. Панюшкин, С.И. Васильев, В.К. Венедихин Источник: |