Актуальные вопросы научно-технического и инновационного сотрудничества России и стран Латинской Америки


Ежегодный оборот на мировом рынке инновационных технологий и наукоемкой продукции, по данным РАН, составляет сейчас около 3 триллионов долларов. Это в несколько раз превышает оборот на рынке сырья, включая газ и нефть. К 2015 г. оборот рынка наукоемкой продукции может возрасти до 4-4,5 триллионов долларов. Россия занимает на этом рынке ничтожную долю - 0,3%, сохраняя тем не менее лидирующие мировые позиции в ряде областей науки (преимущественно в малозатратных областях исследований).

Если в промышленно развитых странах нарастает дефицит квалифицированных специалистов, то из-за слабого развития инновационного предпринимательства Россия все больше превращается в международного научно-технического донора, поставляя за рубеж свой научный интеллект. По ряду причин социального, политического и экономического характера страны Латинской Америки заинтересованы привлекать в свою развивающуюся экономику не просто квалифицированных специалистов из России, а преимущественно созданные у нас передовые технологии. И в России, и в странах Латинской Америки сегодня решается одна и та же задача - структурная модернизация национального хозяйства, увеличение информационной емкости производства, насыщение и развитие инновационной составляющей.

Страны Латинской Америки могут стать эффективными партнерами России в области научно-технического и инновационного сотрудничества, если правильно определить модель, схему этого сотрудничества. В данной статье характеризуются отдельные грани этой модели; саму модель сотрудничества еще предстоит построить.

1. Приоритетные направления научно-технического и инновационного сотрудничества; продвижение на рынки стран Латинской Америки созданной в России наукоемкой продукции.

Исходя из анализа

- принципов госполитики и соглашений Российской Федерации в области международного научно-технического и инновационного сотрудничества;

- правовых норм, действующих в России и странах Латинской Америки;

- реального опыта сотрудничества России с этими странами в научно-технической области;

- перспективных российских разработок в области науки, техники и технологий по приоритетным для России направлениям;

- спроса на них со стороны латиноамериканских стран -

на период до 2010г. наиболее перспективными направлениями сотрудничества следует рассматривать топливно-сырьевой комплекс, энергетику, металлургию, химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение, транспортный и агропромышленный комплексы. Имеются также перспективы в реализации совместных проектов в аэрокосмической области, биотехнологиях, охране окружающей среды, борьбе с наркобизнесом, приборостроении, информатике и вычислительной технике, связи, медицинской технике, фармакологии и других сферах.

Специфика продвижения российской наукоемкой продукции на рынки латиноамериканских стран зависит от характера того или иного направления.

Топливно-сырьевой комплекс. Взаимодействие и передача технологий могут быть ориентированы на внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов минерального и органического сырья, повышения уровня его извлекаемости и разработки, а также создание высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки.

Энергетика. Инновационная политика может сконцентрироваться на создании и использовании парогазовых установок для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых блоков с применением новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе. Целесообразно также обратить внимание на разработку эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии.

Металлургия. Особая актуальность существует в создании сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо - и энергосбережение на всех стадиях, в расширении сортамента и повышении качества металлопродукции.

Химическая и нефтехимическая промышленность. Особое внимание предлагается уделить материало - и энергосберегающим технологиям производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов новых поколений, технологиям производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающим малотоннажным химическим производствам на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

Машиностроение. Здесь может быть востребован российский опыт в технологическом перевооружении производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

Транспортный комплекс. Технологическое сотрудничество может развиваться в обновлении железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, дорожных машин и оборудования.

Агропромышленный комплекс. Сотрудничество в таких направлениях, как селекция, семеноводство, племенное дело в птицеводстве и животноводстве, совместные исследования в биотехнологиях растениеводства и животноводства. Борьба с эрозией почв, восстановление лесов. Производство комплектующих изделий, сборка, ремонт и техобслуживание сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.

2. Организация научно-технического и инновационного сотрудничества России и стран Латинской Америки.

Главными структуроопределяющими инструментами на международном уровне являются межгосударственные и межправительственные соглашения по научно-техническому и инновационному сотрудничеству, двусторонние и многосторонние комиссии высокого уровня, контакты руководителей министерств и ведомств, определяющих стратегию партнерства России и стран Латинской Америки. На государственном уровне формируются различные организационно-правовые модели сотрудничества; для эффективности сотрудничества важно, чтобы эти модели были разнообразны, как по форме, так и по содержанию.

Реализация межгосударственных программ сотрудничества в области фундаментальных и прикладных наук направлена на сохранение и развитие научных школ, совместное использование уникальных научных объектов и сооружений. Так, в ближайшее время в области фундаментальных исследований целесообразно:

  • Институту астрономии РАН восстановить комплекс работ на обсерваториях Эквадора и Аргентины как по вопросам фундаментальной науки, так и практическим потребностям российской космонавтики;
  • Институту вулканологии и сейсмологии ДВО РАН установить отношения с Мексиканским геофизическим союзом и Институтом геофизики Мексики по совместной тематике;
  • Институту математики РАН им. А.Стеклова установить научные связи с Институтом фундаментальной и прикладной математики Бразилии;
  • Российской академии сельскохозяйственных наук, Всероссийским НИИ растениеводства, картофельного хозяйства им. А.Г.Лорха рассмотреть вопрос о полноправном участии в работе Международного центра картофеля (Перу),

а также реализовать ряд других инициатив.

По мнению российских экспертов, возможно заключение соглашения между Правительством России и Межамериканским банком развития о создании совместного трастового фонда развития науки и технологий с целью:

- финансирования операций по передаче российских технологий латиноамериканским странам, их практического внедрения и использования в промышленности континента;

- организации доработки российских высокотехнологичных продуктов и их адаптации к реальным условиям латиноамериканских стран, а также возможной коммерциализации данных технологий на мировом рынке;

- использования сотрудничества с Россией для укрепления в латиноамериканских странах собственной научно-технической базы;

- совершенствования системы подготовки научных кадров и технических специалистов в процессе совместных исследований или посредством организации учебных программ в латиноамериканских учебных центрах или в российских научных центрах.

Особую роль в формировании инновационной инфраструктуры сотрудничества должно играть установление связей между уже успешно действующими технопарками России с их латиноамериканскими аналогами, в частности:

- Международного научно-технологического парка Московского государственного инженерно-физического института с Национальной ассоциацией научных исследований, развития и инженерных исследований инновационных компаний (Бразилия, ANPROTEC);

- Научно-технологического парка "Волга-техника" Саратовского государственного технического университета с Бразильской ассоциацией предприятий по научно-исследовательским работам в области технологий (ABIPTI);

- Научного парка "МЭИ" Московского государственного энергетического института с Национальной ассоциацией учреждений, поддерживающих инновационную деятельность (Бразилия) и др.

Основной формой сотрудничества, обеспечивающей разработку и коммерциализацию инновационных проектов и получение достаточно быстрого экономического эффекта, является создание с латиноамериканскими компаниями совместных предприятий в сферах высоких технологий как для отработки пилотных моделей сотрудничества, так и для организации совместных наукоемких производств. Такие предприятия могут осуществлять совместную доводку новейших российских разработок до стадии коммерческого использования в странах Латинской Америки. Возможными партнерами по коммерциализации могут быть также организации-грантодатели, частные и государственные фонды промышленно развитых стран. Следует также активизировать контакты с аккредитованными в России латиноамериканскими фирмами с целью выявления новых партнеров для организации в стране совместных предприятий, консорциумов и других интеграционных структур в области науки, технологий и инноваций.

В настоящее время в мире наблюдается возрастание роли регионального фактора, территориальных научно-производственных кластеров в формировании национальных конкурентных преимуществ. В связи с этим следует создать систему проведения экспертиз по оценке соответствия научно-технических потенциалов регионов России и стран Латинской Америки для организации их сотрудничества и продвижения российских технологий на зарубежные рынки. Для проведения экспертиз предстоит разработать методику оценки с использованием мировых классификаторов конкурентоспособности разработок и технологий , наукоемких товаров и услуг, а также уровня конкурентоспособности наукоемких отраслей российской экономики.

Инновационные проекты обеспечивают повышение эффективности деятельности инновационных и производственных предприятий только при условии, что они основываются на прорывных фундаментальных и прикладных исследованиях и с самого начала ориентированы на коммерциализацию их результатов.

Инновационные проекты разрабатываются и осуществляются при всех организационно-правовых формах научно-технического сотрудничества России и стран Латинской Америки. Различают три вида инновационных проектов:

- независимые друг от друга, формируемые в одной из приоритетных отраслей сотрудничества;

- зонтичные - проекты, объединенные в рамках определенных технологических отраслей, но имеющие самостоятельные цели и задачи; объединение облегчает процесс инициирования проектов и подбора партнеров;

- кластерные - в отличие от зонтичных объединены единой целью и реализуют стратегические направления сотрудничества.

При организации проектного сотрудничества следует принимать во внимание платежеспособность рынков стран - реципиентов.

3. Прогнозирование научно-технического сотрудничества

России и стран Латинской Америки.

Развитие интеграционных связей в сфере науки и техники на первом этапе осуществляется, как правило, на основе двух- и многосторонних соглашений, а затем - в рамках согласованной политики научно-технического сотрудничества заинтересованных государств.

Согласование политики научно-технического сотрудничества должно предусматривать:

- определение приоритетных направлений сотрудничества в ключевых областях науки и техники;

- достижение единых стандартов и методологии организации научных исследований;

- гармонизацию национальных законодательств в области экспортно-импортного контроля;

- исключение дублирования в проведении исследований и разработок;

- максимально полное использование имеющейся в странах инфраструктуры и ресурсов.

Практическое использование достижений науки при создании наукоемкой продукции предполагает охват всех стадий жизненного цикла прохождения научной идеи от ее формулировки до использования основанной на ней продукции: фундаментальные исследования - прикладные исследования - опытно-конструкторские разработки - экспериментальная реализация - инновационная деятельность - производство - реализация потребителю - обслуживание продукта в эксплуатации - утилизация продукта.

В соответствии с этим сотрудничество России и стран Латинской Америки должно строиться на долговременной основе и предусматривать организацию этого сотрудничества отдельно по каждой стадии жизненного цикла научной идеи. При составлении долгосрочного прогноза сотрудничества:

- обеспечивается наращивание сотрудничества с заинтересованными государствами, расширение совместных исследований и разработок с целью получения новых знаний по актуальным проблемам фундаментальных и прикладных наук, укрепление позиций отечественных научных школ в мировой системе разделения труда в области науки, участие в решении глобальных проблем современности и применение зарубежного опыта для реформирования отечественной науки;

- предусматривается использование мировой практики коммерциализации технологий, охватывающей весь инновационный цикл - от фундаментальных исследований до реализации конечной продукции на мировом рынке, включая маркетинг наукоемких товаров и услуг;

- вырабатывается в рамках отношений со странами Латинской Америки стратегия регулирования глобальных интеграционных процессов в области науки, технологий, инноваций;

- предусматривается развитие научной инфраструктуры и совместное со странами вхождение России в международные научно-технические программы.

На основе долгосрочного прогноза подготавливаются предложения о семействах зонтичных и кластерных экспортоориентированных проектов.

При проработке прогноза научно-технического и инновационного сотрудничества на среднесрочную перспективу оцениваются возможности и подготавливаются предложения по:

- повышению уровня финансирования разработки критических технологий, которые обладают высоким потенциалом коммерциализации;

- развитию инновационной инфраструктуры, стимулирующей практическое использование результатов НИОКР, в том числе путем стимулирования создания малых и средних инновационных компаний и технологического аутсорсинга во всех отраслях производства;

- привлечению зарубежного венчурного капитала и частных иностранных инвесторов к финансированию инфраструктуры отечественной науки, рисковых проектов на территории России и стран Латинской Америки;

- созданию эффективных механизмов коммерциализации технологий;

- подготовке управленческих кадров для инновационного предпринимательства, совершенствованию технического образования на базе его сближения с сектором исследований, разработок и инноваций.

Динамика расширения экспорта российской наукоемкой продукции и высоких технологий определяется непосредственно в рамках годовых прогнозов, проводимых на основе оценки реализации инновационных проектов и договоров на поставку научно-технической продукции и услуг.

На основе указанной системы прогнозов сотрудничества России и стран Латинской Америки обеспечивается реализация государственной политики на латиноамериканском направлении: в стратегическом планировании НИОКР, выборе и поддержке проектов в сфере фундаментальных и прикладных исследований на прорывных направлениях науки и техники.

4. Стимулирование научно-технического и инновационного сотрудничества России и стран Латинской Америки и трансфера российских наукоемких продуктов и услуг на рынки стран

Латинской Америки.

Необходимым условием для достижения успеха в продвижении на рынки стран Латинской Америки наукоемкой продукции, созданной в России, является активное участие государства и финансовых структур в стимулировании торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России и стран Латинской Америки. В частности, необходима активная государственная поддержка представления отечественных демонстрационных проектов передовых технологий на международных выставках и ярмарках, а также расширения патентования за рубежом отечественных технологий.

Для повышения эффективности механизмов финансирования и стимулирования сотрудничества России и стран Латинской Америки Центру научно-технического и инновационного сотрудничества предстоит выявлять препятствия для развития партнерства и межфирменной кооперации в области высоких технологий, наукоемких товаров и услуг и подготавливать с учетом зарубежного опыта предложения о совершенствовании механизмов:

- совместного с латиноамериканскими партнерами финансирования проектов, исходя из того, что проекты международного партнерства государства и частного сектора должны финансироваться из средств госбюджета только в рамках национальных приоритетных направлений развития науки и технологий и только в случае дальнейшей коммерциализации технологий и их промышленного освоения зарубежным партнером преимущественно на территории России;

- стимулирования создания научных, технологических и инновационных международных лабораторий, центров, научно-образовательных интегрированных структур с целью повышения международной мобильности ученых и развития международного научно-технического информационного обмена;

- стимулирования прямых инвестиций в предприятия со смешанной формой собственности. В значительной части высокотехнологических отраслей преобладает смешанная форма собственности. Закон "О приватизации..." запрещает негосударственные инвестиции, ведущие к размыванию государственных пакетов акций;

- взаимодействия с зарубежными некоммерческими фондами - грантодателями в целях ориентации грантовых потоков на поддержку российской науки в приоритетных областях;

- привлечения иностранных инвестиций в сферу науки и технологий, в частности, посредством создания бирж инноваций, открытых торгов ценными бумагами наукоемких фирм;

- поддержки импорта перспективных технологических комплексов посредством предоставления инвестиционных кредитов и гарантий.

5. Нормативно-правовые механизмы научно-технического

и инновационного сотрудничества России и стран

Латинской Америки.

В России и странах Латинской Америки исторически сложились различные нормативно-правовые поля научно-технической деятельности. Организация их научно-технического сотрудничества неизбежно вскроет несоответствия в их законодательных нормах и потребует подготовки предложений по гарминизации с мировой практикой нормативной и договорно-правовой базы двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Особое внимание предстоит уделить согласованию российской системы сертификации и стандартизации с международными нормами и правилами и обеспечению соответствия экспортируемой и импортируемой высокотехнологичной продукции российским и международным стандартам; формированию договорно-правовой базы в области коммерциализации технологий, в частности, разработке набора типовых соглашений (договоров, контрактов) о проведении совместных с латиноамериканскими партнерами НИОКР; лицензионных и иных соглашений (о коммерческой тайне, использовании товарных знаков и пр.) в том числе в сфере биотехнологий, биоматериалов, компьютерных программ и интегральных схем, имеющих свою специфику.

Потребуется разработка предложений и нормативных документов по учету и контролю за передачей латиноамериканским партнерам интеллектуальной собственности и технологий гражданского назначения, создаваемых в рамках международных технологических проектов с привлечением средств государственного бюджета, по учету и управлению интеллектуальной собственностью в качестве имущественного комплекса предприятий, приведение законодательства в сфере интеллектуальной собственности в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации, а также документами Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Необходимо совершенствование таможенной классификации в интересах обеспечения прозрачности технологического экспорта и импорта, а также таможенного законодательства по использованию различных режимов ввоза передовых технологий и обеспечению эффективной реализации совместных технологических проектов.

По мере накопления опыта будут подготавливаться законодательные и другие нормативные предложения для рассмотрения в установленном порядке.





Авторы:

О.М. Юнь, Д. Сараса, Д.И. Панюшкин, С.И. Васильев, В.К. Венедихин





Источник: Центр научно-технического и инновационного сотрудничества России и стран Латинской Америки (ЦНТИС)