Развитие правовой базы Российской Федерации в сфере трансфера технологий


После принятия в 1990 году закона "О собственности в РСФСР", а затем  в 1994 году Гражданского кодекса РФ права на результаты творческой деятельности стали товаром, который можно оценить, купить или продать.

В 1992 году принят комплекс законов Российской Федерации об интеллектуальной собственности, в которых определены условия возникновения, охраны и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности. Это Патентный закон  РФ  от 23 сентября 1992 г. N 3517-1, Закон  РФ  от  23  сентября  1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах", Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1  "О правовой охране программ для электронных вычислительных  машин и баз данных" и Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем".

На базе указанных законов был принят ряд постановлений и нормативных писем правительства Российской Федерации, регламентирующих налогообложение операций, связанных с созданием и приобретением объектов интеллектуальной собственности, а также вопросы бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что практически с момента введения в действие законов в сфере интеллектуальной собственности правительством Российской Федерации для стимулирования деятельности по введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности был введен целый ряд налоговых льгот в отношении патентно-лицензионных операций. Многие из этих льгот были впоследствии упразднены, по-видимому, из-за определенных злоупотреблений. Это несколько уменьшило активность предприятий в сфере коммерциализации интеллектуальной собственности. Однако введенные в начальный период развития  рынка интеллектуальной собственности в России льготы "заслонили" главную стратегию использования объектов интеллектуальной собственности, а именно "стратегию запрета" как  инструмента конкурентной борьбы. Именно возможность использования организациями монопольного права на принадлежащие им объекты интеллектуальной собственности как важнейшего фактора повышения их конкурентоспособности на самом деле является гораздо более эффективным фактором мотивации патентно-лицензионной деятельности, чем, например, различного рода налоговые льготы.

Исторически одними из первых объектов интеллектуальной собственности, активно используемых организациями для повышения конкурентоспособности, стали товарные знаки. Что касается других объектов интеллектуальной собственности, таких как изобретения, полезные модели и промышленные образцы, то здесь активность предприятий была и остается гораздо ниже.  Вместе с тем все большее число предприятий и организаций, сознавая стратегическую ценность этого ресурса, начинают закреплять за собой права на использование объектов промышленной собственности, а также приобретать лицензии на их использование, (см. таблицу).

Таблица

Динамика подачи в Роспатент заявок на объекты ИС
в 1996-2003 гг. (www.fips.ru)

Вид объекта

Количество заявок

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Изобретение и полезные модели

23211

19992

21362

24659

28688

29989

29225

30651

Промышленный образец

1266

1302

1509

1585

2290

2544

2344

3104

Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания

24127

28157

28581

28995

42809

53124

43258

34954

 

Углубление интеграции России в мировое экономическое сообщество, развитие международной правовой базы в сфере ИС, а также практический опыт охраны и коммерциализации ИС в России обусловили необходимость усовершенствования законодательства в этой сфере. В 2002-2003 годах был принят ряд законов о внесении дополнений и изменений в законодательную базу РФ в сфере ИС. Принятые изменения и дополнения касались в основном проблем правовой охраны и экспертизы объектов промышленной собственности, в том числе обусловленных введением в действие измененного законодательства, а также экономических проблем изобретательской деятельности, связанных с государственной политикой в сфере патентно-лицензионной деятельности.

 В целях повышения эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности, развития рынка объектов ИС в Российской Федерации в конце 90-х годов был принят ряд нормативных документов, определяющих политику РФ  в области вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств государственного бюджета. Основными документами того периода  являются Указ президента Российской Федерации от 28 июля 1998 года № 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий", а также постановление правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. № 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности. Согласно постановлению правительства РФ исключительные права на результаты научно-технической деятельности, которые были получены за счет средств госбюджета, подлежат закреплению за государством за исключением особо оговоренных случаев.

Такой подход (закрепление за государством объектов ИС, созданных за счет средств государственного бюджета), по-видимому, явился запоздалой реакцией государства на то, что при приватизации государственных предприятий не учитывались  нематериальные активы (в широком понимании), т.е. в частные руки практически бесплатно были отданы результаты интеллектуальной деятельности, созданные в Российской Федерации за последние десятилетия.

К сожалению, основные законодательные и нормативные акты РФ в сфере интеллектуальной собственности, по крайней мере до 2002 года, повторяли ошибку правительства США в 70-е годы, когда права на результаты исследований принадлежали Федеральному Правительству с централизованным контролем из Вашингтона.  Именно так практически до 2003 года определяло свою политику в сфере управления интеллектуальной собственностью правительство РФ. Большинство из законодательных и нормативных документов правительства РФ закрепляли права на результаты интеллектуальной деятельности за ведомствами, частично или полностью финансировавшими процесс исследовательской работы. Участие  исполнителей в процессе коммерциализации, как правило, не предполагалось. Вместе с тем именно обладание правами на ИС должно быть ясным и определенным для того, чтобы обеспечить стимул для частного сектора инвестировать в научные исследования и в коммерциализацию прав на ИС.

В целом региональную и федеральную политику РФ в части разделения прав на результаты ИД, полученные за счет средств государственного бюджета, определяемую большинством проанализированных документов, можно проиллюстрировать разделом из типового договора на выполнение НИР, предложенного приказом ГТК РФ от 22 января 2002 года N 55:

  • право на подачу заявки и получение патента (свидетельства) на создаваемые при реализации государственного контракта изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, а также исключительное право на использование создаваемых при реализации государственного контракта программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем (объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий) и право на конфиденциальную информацию о результатах научно-технической деятельности, полученных при реализации государственного контракта, принадлежит Российской Федерации, от имени которой выступает Заказчик;
  • Исполнитель обязан незамедлительно уведомлять Заказчика обо всех созданных при реализации государственного контракта объектах интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий;
  • использование объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий для обеспечения федеральных государственных нужд осуществляется, как правило, на основе безвозмездной неисключительной лицензии, предоставленной Заказчиком;
  • для целей, не связанных с обеспечением федеральных государственных нужд, права на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, а также конфиденциальная информация о результатах научно - технической деятельности могут передаваться третьим лицам по лицензионным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации...

Закрепленные в указанных документах приоритеты государственной политики в сфере разделения прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также практическое отсутствие контроля за эффективностью использования оборотоспособных результатов НИР сдерживали инновационное развитие страны и регионов, так как при таком подходе очень низка мотивация исполнителей НИР, а также потенциальных инвесторов на введение полученных результатов в хозяйственный оборот.

В США, Великобритании и других экономически развитых странах этот вопрос решается априори в пользу исполнителя НИР и существенно повышает его заинтересованность в продвижения проекта, а также упрощает взаимодействие с потенциальными инвесторами из частного сектора экономики.

В России  одним из первых нормативных документов, в котором приоритет на получение исключительных прав на результаты ИД закрепляется за исполнителем, является Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2001 года N 1607-р «Об одобрении “Основных направлений реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности"».

В соответствии с указанным Распоряжением права государства на результаты научно-технической деятельности следует вводить в хозяйственный оборот, в том числе путем их передачи либо организации-разработчику, либо инвестору, либо иному хозяйствующему субъекту. Детально вопросы прав на результаты научно-технической деятельности должны определяться в государственных контрактах на выполнение работ для государственных нужд, других предусмотренных законодательством договорах (соглашениях). При этом в контрактах и договорах, одной из сторон в которых выступает государство (федеральный орган исполнительной власти от имени государства) и которые предусматривают последующую передачу прав на результаты научно-технической деятельности, необходимо предусматривать получение государством неисключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование результатов научно-технической деятельности для государственных нужд. В этих контрактах и договорах следует предусматривать конкретные обязательства организаций, которым передаются права государства по обеспечению доведения разработок до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции, порядок материального поощрения организаций-исполнителей, порядок выплаты вознаграждения авторам, а также конкретные обязательства стороны, реализующей в производственной практике результат научно-технической деятельности, и санкции за невыполнение этих обязательств.

Одним из важнейших приоритетов, провозглашенных указанным Постановлением, является то, что при передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, государство не рассматривает в качестве основной цели возмещение затрат на финансирование этой деятельности.

Важным этапом формирования политики РФ в сфере разделения прав на результаты ИД явилось принятие в 2003 году нового Патентного закона Российской Федерации. Статья 9 закона  гласит: " Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации, принадлежит исполнителю (подрядчику), если государственным контрактом не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, от имени которых выступает государственный заказчик.

В случае, если в соответствии с государственным контрактом право на получение патента принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, государственный заказчик может подать заявку на выдачу патента в течение шести месяцев с момента его уведомления в письменной форме исполнителем (подрядчиком) о получении результата, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца. В случае, если в течение указанного срока государственный заказчик не подаст заявку, право на получение патента имеет исполнитель (подрядчик).”

Таким образом, новый Патентный закон впервые закрепляет приоритет исполнителя в получении прав на создаваемые при выполнении государственного контракта результаты интеллектуальной деятельности.

Аналогичный подход принят в новой редакции закона "О защите программ для ЭВМ и баз данных".





По материалам Европейско-Азиатской Ассоциации Менеджеров по Трансферу Технологий