Девяносто четыре процента российских компаний испытывают сегодня дефицит квалифицированных кадров. При этом доля выпускников, трудоустроенных по полученной в вузе специальности, год от года становится только меньше и за последние шесть лет сократилась почти втрое. Работодатели констатируют, что лишь пятнадцать процентов так называемых молодых специалистов, выходящих из стен учебных заведений, соответствуют требованиям, предъявляемым предприятиями и организациями своему персоналу. Такие удручающие факты сообщила Галина Викторовна Колотухина — проректор по развитию финансово-экономической деятельности Волжского государственного инженерно-педагогического университета (ВГИПУ), в стенах которого под патронатом Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей прошло совещание вузовского педагогического коллектива и менеджеров по кадрам крупнейших предприятий Нижегородчины. Событие, как нам кажется, знаковое. Обе стороны — система образования и рынок труда — пришли к пониманию необходимости тесного взаимодействия при подготовке специалистов, а значит, можно надеяться, что теперь наступает новый этап, когда наконец-то будут найдены и применены на практике эффективные формы сотрудничества. О преимуществах объединения усилий высшей школы и бизнес-сообщества (у которых задачи разные, но проблемы общие, и решать их, получается, следует сообща) поведала на совещании профессор ВГИПУ Светлана Михайловна Маркова, отметив в своем выступлении, что реформа образовательной системы направлена на обеспечение потребностей страны в грамотных специалистах, которые в конечном итоге должны будут вывести ее экономику на новый уровень возможностей. — Ваши потребности в профессионалах — это наш социальный заказ, — подчеркнула для заводских кадровиков Маркова. — Кого вам надо — того мы должны готовить. И готовить вместе с вами. Мы хотим трудиться в интересах конкретных работодателей, чтобы наши выпускники затем не испытывали проблем с трудоустройством. Обучение в процессе профессиональной деятельности — один из важнейших методов, уже применяемый сегодня ВГИПУ. Как рассказала профессор Клара Анатольевна Романова, университет уже имеет опыт сотрудничества в этом направлении. Например, с комитетом по охране окружающей среды Нижегородской области. Студентам кафедры экологии и природопользования было предложено выполнить апробацию методик расчета ущерба окружающей среды, разработанных перед принятием ОЗС нового закона о взимании с предприятий платы за наносимый ими экологический ущерб. Еще пример — взаимодействие кафедры экологии с ОАО «ГАЗ», предоставляющим для студентов ВГИПУ свои возможности для прохождения практики (примечательно, что нижегородский флагман промышленности в 2005 году внесен в реестр экологически безопасных предприятий России). По мнению Романовой, участие предприятий в процессе практической подготовки будущих экологов позволяет им стимулировать свою природоохранную деятельность, экономически выгодную; провести практические исследования в области управления охраной окружающей среды и природопользования с применением новейших достижений науки; выбрать для себя квалифицированные кадры. Соединение научного потенциала вузов и производственных площадок для разработки, например, инновационных научно-исследовательских проектов либо технических продуктов, интересных бизнесу, — еще одна из форм взаимодействия вузов и работодателей. По словам Марковой, теперь подобная деятельность очень выгодна и стимулируется федеральным агентством по науке и инновациям. Вузам предложено заниматься исследованиями по приоритетным направлениям. За разработку проектов исследований уже взялись кафедры экологии, автотранспорта и энергоснабжения ВГИПУ, однако без наличия баз практики и внедрения эту работу, достаточно щедро оплачиваемую государством, невозможно выполнить результативно, поэтому для получения государственного заказа вузу крайне необходимы партнеры среди предприятий. Продолжая традиции сотрудничества с ГАЗом, ВГИПУ уже подготовил заявку на выполнение совместно с автогигантом исследований в области экологии. Бюджет заявки — 3 миллиона в год. Кстати, на финансирование инновационной деятельности вузов при участии производства в 2007 году из федерального бюджета выделено 43 млрд руб. Конечно, не все так просто. И еще очень много факторов мешают сегодня профессиональным учебным учреждениям налаживать плотные контакты с работодателями, у которых, к сожалению, пока мало стимулов, чтобы вкладывать деньги в образование. Это во-первых. А во-вторых, слишком слаба нормативно-правовая база, регламентирующая участие предприятий в подготовке специалистов, и не предусмотрены льготы для таких инвесторов. Еще одной немаловажной проблемой проректор ВГИПУ Колотухина называет отсутствие у предприятий долгосрочной программы собственного развития. Есть надежда, что реализуемый сегодня государством национальный проект в сфере образования позволит исправить ситуацию. / |