Идеи есть. Дел нет (Интервью С. Колесникова, заместителем председателя Комитета Госдумы по образованию и науке)

Уже как минимум четыре года Президент говорит о развитии инноваций в России. "Надо переходить к экономике, основанной на инновациях", выступают политики. "Пора стране слезать с сырьевой иглы", говорят учёные. Что реально для этого делается, когда заниматься инновационной деятельностью станет выгодно, - об этом интервью с заместителем председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Сергеем Колесниковым.

- Сергей Иванович, что происходит в инновационной сфере?

- Государство - собственник почти 100 процентов интеллектуальной собственности, которая была создана в советское время. Как собственник оно желает получать выгоду, хочет продавать интеллектуальную собственность. А это не получается, потому что продавать-то государство не умеет. Автор, который владеет ноу-хау, не заинтересован в том, чтобы продавать результат интеллектуального труда в России. У него два варианта действий: за бесценок передать сведения об интеллектуальной собственности за границу или переехать в другое государство, модифицировав патент, изменив форму этой интеллектуальной собственности, организовать собственное производство. Продавать свой "товар" в родной стране автор не хочет, ибо это ему не выгодно.
У автора возникает естественный вопрос: я создал революционное изобретение, я-то что буду с этого иметь? Жорес Иванович Алферов изобрел гетероструктуры, стал нобелевским лауреатом, за рубежом он бы давно уже был мультимиллиардером типа Билла Гейтса. А у нас он просто нищий академик.

- Какие готовятся законопроекты, для того чтобы разрулить ситуацию?

- Особенно важен закон "О передаче федеральных технологий". Он поможет коммерциализировать интеллектуальную собственность. Должен быть прописан легальный механизм передачи государством права распоряжения этой собственностью конкретному учреждению, допустим, институту, может, и не государственному. Должны быть установлены законодательные основания работы этого учреждения с автором. И авторские права необходимо прописать таким образом, чтобы владелец ноу-хау не был обойден.

Другое направление законодательной работы - создание серии законов, которые бы стимулировали инновационную активность. Стимулировать творческую активность нужно с детского возраста. У нас этой практики нет. На дошкольное образование у нас не обращают внимание. Даже из Закона РФ "Об образовании" было выброшено упоминание о дошкольном образовании.

- Но восстановили...

- Да, с первого января этого года упоминание о дошкольном образовании восстановили, мы этого добились. Но в нашем законодательстве очень плохо прописаны самые разнообразные стимулирующие конкурсы. Технические олимпиады вообще исчезли. Есть только предметные олимпиады, но они не развивают так творческую активность, как технические навыки. Сейчас уже отрабатывается закон о внеконкурсном поступлении в высшие учебные заведения победителей олимпиад - это важно.

Мы долго шлифовали закон об интеграции науки и образования. Скоро он должен быть внесен. В законе облегчена возможность создания совместных структур между наукой и образованием, в них будет фактически происходить передача интеллектуальной собственности.

- А какова судьба законопроекта "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"?

- Видимо, в этом году он будет принят. Это один из ключевых законов, без которого невозможно развивать рынок интеллектуальной собственности. Мы также добиваемся того, чтобы закон о саморегулируемых организациях был наконец все-таки принят. Закон дает возможность создавать частно-государственное партнерство, это очень важно для развития самых разнообразных структур инновационного типа. Необходимо вернуться к рассмотрению закона об инновационной деятельности. Три года назад Президент на него наложил вето. Но мы хотим вернуться к этому законопроекту, в котором был юридически прописан весь механизм от создания технологий до производства, включая и их передачу.

- Инновационный бизнес ждет льгот и преференций. Будут ли изменения в Налоговом кодексе?

- Нужен системный закон по изменениям в Налоговом кодексе. Сегодня для тех, кто занимается инновационной активностью, стимулов, преференций практически нет. Да, налоги снижаются, но это выгодно не для производства, а для торгово-посреднических контор. Мы должны выступать лоббистами наших отечественных товаропроизводителей, которые занимаются инновационными продуктами. Пока же в законах даже определения нет такого: "инновационная деятельность".

Есть конкретные предложения: снижение единого социального налога на период внедрения инновационного продукта, возможность ускоренной амортизации оборудования, льготы по земельному налогу. Это довольно важная особенность тех сумм, которые тратятся на инновационную деятельность, на капитальные вложения, на создание новых рабочих мест под инновационную деятельность, это освобождение от налогообложения благотворительных сумм и оборудования, которое передается на эти цели образовательным, научным или инновационным учреждениям, то есть необходим комплекс мер, которые позволили бы заинтересовать тех, кто работает в этой сфере, чтобы они занимались именно инновационными продуктами, а не устаревшими технологиями.

Технологическое перевооружение должно быть обязательно проведено в ближайшие 2-3 года. И конечно, мы надеемся, что серия законопроектов, а их уже около тридцати, будет принята, и тем самым они поспособствуют переходу страны к экономике, основанной на знаниях. О необходимости развития инноваций неоднократно говорил Президент, но пока что сделанного явно недостаточно.

- А как же создание особых экономических зон?

- Особые экономические зоны еще неизвестно, как сработают, есть много неясностей.

- Часть законопроектов уже подготовлена, часть еще обсуждается. Что вы планируете делать дальше? Как скоро можно ожидать принятия законопроектов, о важности которых вы говорите?

- Как только мы накопим более-менее критическую массу и отшлифуем эти законы, будем пытаться договариваться с Минфином и Минэкономразвития. Противниками этих законопроектов, как ни странно, являются в первую очередь именно они. Есть еще один момент. Правительство все больше и больше хочет само заниматься законопроектами, чтобы все законы, которые вносятся, были только его. Правительство даже проекты "Единой России" - самой крупной фракции - не желает поддерживать, а хочет вносить свои. Разумеется, те, которые удобны им, чиновникам. Но закон создается не для них.

Правительство еще в марте прошлого года должно было внести ряд законопроектов по стимулированию инновационной активности. Сейчас март 2006 года. Не выполняется то, что должно было быть выполнено. Почему так происходит? Потому что внутри Правительства нет согласия. Но если не будет принято согласованное решение, то и прогресса не будет. Инноватика - это вопрос жизни или смерти России в ближайшие 10-15 лет. Будем ли мы зависимыми от всех, сырьевой второстепенной державой, энергетической кормушкой для всего мира или будем создавать продукты, которыми сможем обеспечить все население своей страны. Правительство не хочет вкладывать средства в науку и инноватику до тех пор, видимо, пока Президент не топнет ногой.


Справка

Сергей Иванович Колесников родился 1 июня 1950 года. Депутат Госдумы 3-го и 4-го созывов. Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, глава подкомитета по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности. Доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ.


/"Парламентская газета", № 261
(1878), 02.03.06/