Почему мы не ценим собственные инновации

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития МП Евгений Егоров провел в пресс-центре "Мира новостей" пресс-конференцию по проблемам развития малого инновационного бизнеса.

Малый бизнес - философия общества

Министр отверг расхожее утверждение о том, что малый бизнес - это только новые рабочие места, новые товары и услуги. По его мнению, малый бизнес - это прежде всего философия общества. Чем больше малого бизнеса - тем существеннее меняется устройство общества. Одно дело, когда крупный бизнес монополизирует рынок и делает обычными исполнителями большое количество граждан, навязывая им свою волю; другое дело, когда эта масса людей превращается в самодостаточных граждан, ставших хозяевами своей судьбы.

Говоря о тенденциях развития малого бизнеса, Е.Егоров отметил, что более всего (на 34%) возросло участие малых предприятий в бизнесе, связанном с операциями с недвижимостью; транспортом и связью (13%); торговлей и общепитом (12%). Не столь велика доля, хотя темпы роста обнадеживают, в бытовом обслуживании. Отрадно, считает министр, что малый бизнес в этом секторе растет за счет вновь образуемых малых предприятий. Однако не это явилось главной темой пресс-конференции. Проблемным в Москве остается малый инновационный бизнес, в котором большинство малых предприятий убыточны и не находят сферы применения своих возможностей, продвижения на рынках своей продукции. Более того, если говорить о количестве предприятий, которые предлагают какие-либо новшества, за последние 10 лет чисто инноваций снизилось более чем в 60 раз! До недавнего времени не существовало и понятия "инновационного бизнеса" и почти не выделялись деньги на поддержку инновационных проектов.

Сегодня из тех новаций, которые предлагаются к внедрению, до реализации доходят не более 3%. В цивилизованных странах действует в этой сфере целая система сопровождения инновационной деятельности, начиная с экспертизы, финансовой поддержки и кончая маркетинговыми исследованиями на рынке. "Нам важно уяснить простую вещь, - подчеркнул министр, - чтобы удвоить ВВП, без инноваций, без массового внедрения новых технологий нам никак не обойтись".

Е.Егоров привел некоторые позитивные моменты, которые есть в этом секторе экономики. Так, технопарк "Замоскворечье" осуществляет сопровождение инновационных проектов: здесь доля внедренческих проектов, прошедших все стадии - от идеи до реализации - доведена до 35-40%. В этом году в Москве создан городской Центр инноваций и высоких технологий, который займется продвижением инновационных проектов; разработана специальная программа развития инновационного бизнеса, которую в июле с.г. рассмотрит Правительство Москвы.

В нынешнем году на развитие инновационного бизнеса в Москве выделено 80 млн рублей, из них 30 млн - непосредственно на субвенции инновационным предприятиям. По мнению Е.Егорова, суммы, которые выделяются на поддержку инноваций - 250 тысяч рублей - не те деньги, которые могут обеспечить реализацию крупных проектов. В этой связи министр привел высказывание академика Георгия Шутова: "Чтобы начать инновационный бизнес, требуется 200-300 тысяч долларов, а чтобы его продвинуть - 2-3 млн долларов". Получается, резюмировал министр, что на инновационный бизнес нужно не много денег, а очень много. Где их взять? В правительственной программе предусмотрено создать гарантийный фонд под инновационные проекты. В этот фонд войдут строящиеся нежилые помещения, в том числе бизнес-центр в Марьино. А всего, считает Е.Егоров, есть возможность довести гарантийный фонд до 1 млрд рублей и под этот миллиард дать гарантии на развитие всей системы инновационного бизнеса. Готовы внести в фонд свои деньги и предприниматели, но при солидарном участии в этом Правительства Москвы.

Как создается имидж фирмы

Сегодня в секторе малого бизнеса столицы инновационные предприятия составляют лишь пятую часть - порядка 40 тысяч. Однако реально ведут инновационную деятельность всего лишь 1840 МП. Это очень мало, если говорить о потребностях в разработке высоких технологий, ноу-хау, реализации конструкторских идей. Да и структура всех этих инноваций не очень впечатляет: 35% - программное обеспечение; 30% - новинки промышленности, строительства, оборудование пищепрома; 10% - медтехника. И совсем крохи - в сфере электроники, систем очистки и биопрепаратов, т.е. в сфере, где могут и должны быть прорывные технологии. Нужна государственная поддержка, подчеркнул Е.Егоров, и не только в финансировании проектов.

Руководитель Департамента МП считает важным продвигать и пропагандировать, в том числе на выставках, достижения и инновационный потенциал наших малых предприятий, однако делать это нужно в отношении не всех сразу - "чохом", а по отдельным, желательно выигрышным направлениям.

В Москве большой резонанс имела выставка, на которой демонстрировались новинки медоборудования и медтехнологий. Это произвело впечатление на медиков, кстати, на выставке могли вести диалог производители и потребители непосредственно. Успеху способствовало создание Ассоциации производителей медтехники. Позже выставка демонстрировалась в германском городе Ганновере, побывала на престижных выставочных площадках Китая, выставлена в С.-Петербурге. Производители медтехники подарили одной из ведущих клиник С.-Петербурга образцы свой продукции, и все это в совокупности поработало на имидж инновационного бизнеса Москвы. Кстати, если прежде медики предпочитали закупать в основном импортную технику, теперь резко возросла закупка отечественного медицинского оборудования - до 32 млн рублей в год! По решению Ассоциации производителей медтехники часть средств, полученных от реализации заключенных контрактов, направляются на развитие и поддержку новых инноваций.

Опыт показывает, подчеркнул министр, что результат получается выше, когда выносится на всеобщее обозрение не весь инновационный бизнес, а одно какое-то, более продвинутое направление. Вслед за созданием Ассоциации производителей медтехники сегодня планируется организовать Ассоциацию машиностроителей - с прицелом на развитие инноваций в этом секторе тоже. Что касается закупаемой на Западе техники, то, по словам министра, ее только условно можно считать передовой. Так что придется самим создавать передовую технику. А наработки у нас имеются, по крайней мере, несколько сот малых предприятий уже прошли весь этот цикл - от разработки инновации до опытной продажи. Если на выставке оборонного комплекса-2003 представили свои инновации только 15-20 фирм, то в 2004-м их число увеличилось до 100.

Важным фактором развития инновационного бизнеса должно стать создание высококвалифицированного экспертного совета. Если прежде в нем преобладали чиновники, теперь - ученые и сами изобретатели. "Мы намерены поставить дело так, - подчеркнул Е.Егоров, - чтобы решения о финансировании того или иного проекта принимались только по результатам заключения экспертного совета".

Говоря о проблемах развития инновационного бизнеса, руководитель Департамента МП снова коснулся пробелов в законодательной базе. К примеру, за инноватором не сохраняется право на интеллектуальную собственность, что тормозит внедрение уникальных разработок. Было бы желательно, считает Е.Егоров, чтобы государство участвовало в развитии инноваций не только частью гарантийного фонда, а и непосредственно бюджетными средствами - хотя бы в создании опытных образцов. Тогда было бы проще искать инвестора. "Я считаю, - отметил он, - что финансовые механизмы, которые сегодня существуют в Москве, совершенно недостаточны для решения вех этих проблем. Многие наши изобретения идут на Запад задешево, если не сказать за копейки. Западные компании часто просто скупают на корню изобретения и их авторов, вывозят за границу и там эксплуатируют их. Вместо этого мы должны предлагать на Западе наши готовые товары, уже известные в мире наши бренды", создавать фирмы-лидеры, которые будут представлять на рынке интересы множества российских инновационных фирм. С другой стороны, нельзя считать достижением то, что на поддержку инновационных проектов выделяется по 250 тысяч рублей. Деньги должны выделяться под конкретные проекты, с ориентиром на освоение, как минимум, опытной партии. Инновационная деятельность, подчеркнул министр, должна поддерживаться активной пропагандой. Он напомнил, что на ТВ была некогда программа "Техника и молодежь", в рамках которой проводились бизнес-конкурсы. Было бы полезно все это возродить.

Как и чему учить инноваторов?

На вопрос "Бизнеса для всех", не следует ли организовать обучение инноваторов основам бизнеса, чтобы западные партнеры не загоняли их в угол, как это часто случается, министр ответил, что не решился бы учить изобретателя экономике. Другое дело, если бизнес-центр, созданный для инноваторов, будет заключать контракты на обслуживание с теми же изобретателями либо полностью возьмет на себя все ведение дел. Центр может выкупить изобретения либо использовать их, деля доходы на паритетных началах. Именно такая практика принята в мире.

На вопрос, будет ли Центр инноваций и высоких технологий столицы внедрять разработки из других регионов, Е.Егоров ответил отрицательно. В других регионах будут создаваться свои центры, и они будут доводить свои разработки до внедрения. Что касается законодательства, то регионы уже сегодня на 80% используют московские наработки. А вот создание единого информационного поля, организация информационного обмена в сфере инноваций - это, безусловно, полезное дело и оно должно быть реализовано. Развитие инноваций Е.Егоров связывает в перспективе с венчурными фондами. Эти "фонды риска" могут принести большой эффект, если хотя бы 2 из 10 проектов будут реализованы. В мире широко распространены венчурные фонды. Проблема для нас - в гарантиях. В свое время предлагалось использовать в качестве гарантий редкоземельные металлы, и западные банки согласны были брать их в залог. Пока решения такого не принято, и венчурные фонды не получили развития.

Министр коснулся также идеи строительных кооперативов как способа обеспечения сектора МП помещениями. По его мнению, идея хороша, но как ее воплощать? Три четверти малых предприятий имеют капитал не более 4-5 тысяч долларов, что не дает возможности вложиться в строительные кооперативы. Другое дело, если государство предоставит предпринимателям кредиты. Тогда, заверил Е.Егоров, возглавляемый им Департамент МП сможет обеспечить банковскую ставку, сделав ее льготной для малых предприятий. Это будет приемлемой для всех формой ипотеки. А без таких механизмов в кооперативах будут обязательно ущемляться чьи-то интересы. На льготы, по мнению министра, могут рассчитывать некоммерческие, общественные организации, оказывающие содействие развитию предпринимательства. Остальные должны зарабатывать сами и не рассчитывать на разного рода льготы и преференции.

/"Бизнес для всех", 30.06.2004/