Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. В последнее время в средствах массовой информации и заявлениях официальных лиц часто звучит мнение о необходимости перехода страны на инновационный путь развития. По словам главы Минэкономразвития Г.Грефа: "У нас нет другой альтернативы, как переходить к новой модели развития, опирающейся не на форсированный рост добычи первичного сырья и топлива, а на рост интеллектуального капитала, инноваций, развитие высокотехнологичных обрабатывающих производств, конкурентоспособных на мировом рынке". К сожалению, сегодняшняя российская наука, также как и высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что последние 15 лет Россия переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях. К настоящему времени большинство научно-исследовательских организаций не смогли успешно адаптироваться к рыночным условиям. Некоторые количественные индикаторы говорят о серьезном отставании России от развитых и некоторых развивающихся стран. Так, величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее и в 12 раз меньше, чем в Германии, коэффициент изобретательской активности по сравнению с США в России ниже в 10,8 раз. Поэтому в настоящее время в условиях относительной стабилизации макроэкономических показателей остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и стимулирования инноваций. Для реализации этих целей в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. В стратегии предусматривается 2 варианта развития данной сферы: инерционный и активный. Как видно из самих названий сценариев развития, каждый из них отличается, прежде всего, активностью государства в области реформирования науки и стимулирования инноваций. Ниже приведены основные целевые показатели инерционного и активного сценариев: 2004 2006 2010 1. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП инерционная динамика 1,35 1,49 1,63 с учетом реализации стратегии 1,35 1,56 2,0 2. Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%) инерционная динамика 41,7 44,4 45,4 с учетом реализации стратегии 41,7 44,5 55,0 3. Удельный вес затрат организаций государственного сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%) инерционная динамика 24,2 23,5 23,0 с учетом реализации стратегии 24,2 22.0 18,0 4. Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов (млрд. руб.) инерционная динамика 9,0 13,0 31,0 с учетом реализации стратегии 9,0 25,0 125,0 5. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций (%) инерционная динамика 11,0 12,2 14,0 с учетом реализации стратегии 11,0 13,6 20,0 6. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций (%) инерционная динамика 28,0 33,0 40,0 с учетом реализации стратегии 28,0 35,0 60,0 Источник: Минобразования РФ Для достижения данных целевых индикаторов активный сценарий предполагает проведение комплекса мероприятий по следующим основным направлениям: · формирование благоприятного налогового режима и таможенной политики; · совершенствование законодательной базы в области защиты и использования интеллектуальной собственности, венчурного инвестирования; · реформирование и поддержка системы высшего образования, фундаментальных и прикладных исследований; · создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику. Для реализации активного варианта стратегии потребуется выделить 789,5 млрд. руб., из которых: · 577,6 млрд. руб. – средства федерального бюджета; · 55,1 млрд. руб. – средства бюджетов субъектов РФ; · 156,8 млрд. руб. – средства из внебюджетных источников. Кроме того, в рамках системы управления реализацией Стратегии предполагается создать Координационно-экспертный совет, в состав которого будут входить ученые и специалисты в соответствующих областях, представители бизнес-сообщества и федеральных органов управления. Основными исполнителями стратегии выступят Минобразования, Минэкономразвития, Минпромэнерго, отраслевые ведомства. Вывод: На первый взгляд, наличие у правительства подобных документов с наполнением в виде количественных индикаторов, которые должны характеризовать результаты ее реализации, можно в целом воспринимать позитивно, особенно, учитывая намерения правительства по выделению рекордных сумм на науку в рамках бюджета-2006. Это свидетельствует о том, что политика в сфере науки и инноваций будет являться одним из приоритетов. В то же время, всегда остается вопрос о том, насколько эффективно будут использоваться бюджетные средства. Кроме того: · в Стратегии нет никаких ссылок и обоснований приведенных прогнозных показателей. Остается неясным, какой методологией пользовались авторы Стратегии, поэтому создается ощущение, что некоторые целевые значения взяты "с потолка"; · не хватает ясности в том, насколько эффективен будет механизм реализации Стратегии. Многие аспекты Стратегии предполагается реализовывать на основе ФЦП и ФЦНТП, некоторые из которых еще даже не разработаны; · вне зависимости от эффективности механизма реализации, осуществление данной Стратегии ввиду ее сложности также потребует увеличение издержек со стороны государства. Таким образом, сложно однозначно оценить Стратегию развития РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. С учетом всех плюсов и минусов можно говорить о том, что такой документ в целом необходим, но требует существенной доработки. /РЭО, www.ress.ru, 21.10.2005/
|