Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г

Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.

В последнее время в средствах массовой информации и заявлениях официальных лиц часто звучит мнение о необходимости перехода страны на инновационный путь развития. По словам главы Минэкономразвития Г.Грефа: "У нас нет другой альтернативы, как переходить к новой модели развития, опирающейся не на форсированный рост добычи первичного сырья и топлива, а на рост интеллектуального капитала, инноваций, развитие высокотехнологичных обрабатывающих производств, конкурентоспособных на мировом рынке".

К сожалению, сегодняшняя российская наука, также как и высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что последние 15 лет Россия переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях.

К настоящему времени большинство научно-исследовательских организаций не смогли успешно адаптироваться к рыночным условиям. Некоторые количественные индикаторы говорят о серьезном отставании России от развитых и некоторых развивающихся стран. Так, величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее и в 12 раз меньше, чем в Германии, коэффициент изобретательской активности по сравнению с США в России ниже в 10,8 раз.

Поэтому в настоящее время в условиях относительной стабилизации макроэкономических показателей остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и стимулирования инноваций.

Для реализации этих целей в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. В стратегии предусматривается 2 варианта развития данной сферы: инерционный и активный.

Как видно из самих названий сценариев развития, каждый из них отличается, прежде всего, активностью государства в области реформирования науки и стимулирования инноваций. Ниже приведены основные целевые показатели инерционного и активного сценариев:



2004
2006
2010

1. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП




инерционная динамика
1,35
1,49
1,63

с учетом реализации стратегии
1,35
1,56
2,0

2. Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%)




инерционная динамика
41,7
44,4
45,4

с учетом реализации стратегии
41,7
44,5
55,0

3. Удельный вес затрат организаций государственного сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%)




инерционная динамика
24,2
23,5
23,0

с учетом реализации стратегии
24,2
22.0
18,0

4. Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов (млрд. руб.)




инерционная динамика
9,0
13,0
31,0

с учетом реализации стратегии
9,0
25,0
125,0

5. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций (%)




инерционная динамика
11,0
12,2
14,0

с учетом реализации стратегии
11,0
13,6
20,0

6. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций (%)




инерционная динамика
28,0
33,0
40,0

с учетом реализации стратегии
28,0
35,0
60,0


Источник: Минобразования РФ



Для достижения данных целевых индикаторов активный сценарий предполагает проведение комплекса мероприятий по следующим основным направлениям:

· формирование благоприятного налогового режима и таможенной политики;

· совершенствование законодательной базы в области защиты и использования интеллектуальной собственности, венчурного инвестирования;

· реформирование и поддержка системы высшего образования, фундаментальных и прикладных исследований;

· создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику.

Для реализации активного варианта стратегии потребуется выделить 789,5 млрд. руб., из которых:

· 577,6 млрд. руб. – средства федерального бюджета;

· 55,1 млрд. руб. – средства бюджетов субъектов РФ;

· 156,8 млрд. руб. – средства из внебюджетных источников.

Кроме того, в рамках системы управления реализацией Стратегии предполагается создать Координационно-экспертный совет, в состав которого будут входить ученые и специалисты в соответствующих областях, представители бизнес-сообщества и федеральных органов управления. Основными исполнителями стратегии выступят Минобразования, Минэкономразвития, Минпромэнерго, отраслевые ведомства.

Вывод: На первый взгляд, наличие у правительства подобных документов с наполнением в виде количественных индикаторов, которые должны характеризовать результаты ее реализации, можно в целом воспринимать позитивно, особенно, учитывая намерения правительства по выделению рекордных сумм на науку в рамках бюджета-2006. Это свидетельствует о том, что политика в сфере науки и инноваций будет являться одним из приоритетов. В то же время, всегда остается вопрос о том, насколько эффективно будут использоваться бюджетные средства. Кроме того:

· в Стратегии нет никаких ссылок и обоснований приведенных прогнозных показателей. Остается неясным, какой методологией пользовались авторы Стратегии, поэтому создается ощущение, что некоторые целевые значения взяты "с потолка";

· не хватает ясности в том, насколько эффективен будет механизм реализации Стратегии. Многие аспекты Стратегии предполагается реализовывать на основе ФЦП и ФЦНТП, некоторые из которых еще даже не разработаны;

· вне зависимости от эффективности механизма реализации, осуществление данной Стратегии ввиду ее сложности также потребует увеличение издержек со стороны государства.

Таким образом, сложно однозначно оценить Стратегию развития РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. С учетом всех плюсов и минусов можно говорить о том, что такой документ в целом необходим, но требует существенной доработки.

/РЭО, www.ress.ru, 21.10.2005/

Файлы для скачивания:
текст документа  (Tekst-dokumenta.doc, 1 198 Кб)