Использование институтов коммерческой тайны и государственно-частного партнерства в инновационной сфере в свете введения в действие четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации


Разработчики закона утверждают, что речь идет не о «принятии нового закона», а о кодификации законодательства об интеллектуальной собственности. Это значит, что положения шести законов, действующих с 1992-1993 года – об авторском праве, патентного, о товарных знаках и др. – приводятся в определенную систему, очищаются от очевидных повторов, противоречий и ошибок и включаются в Гражданский кодекс России. Это самостоятельный раздел ГК, его четвертая часть.

Вместе с тем, как показывает анализ новелл четвертой части, многие понятия оказались измененными и пока сложно прогнозировать, как это скажется на правоприменительной практике.

Так, при заключении договоров, результатом которых является получение научно-технических результатов, особенно при заключении международных договоров, происходит разделение таких результатов на информацию и интеллектуальную собственность, которая включает в себя и секреты производства.

Раздел контракта, касающейся информации, описывает порядок распространения и использования информации. Раздел, касающейся интеллектуальной собственности, описывает распределение прав на охраняемые научно-технические результаты.

Из статьи 128 ГК РФ изъята информация как объект гражданских прав.
Статья 128. Объекты гражданских прав
К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.


Вместе с тем в законе «Об информации…» в редакции от июля 2007 года информация остается объектом гражданских прав. Налицо законодательное противоречие. Хотел бы рассмотреть вопрос о порядке разрешения указанной коллизии.

Вторым важным для правоприменительной практики является включение в качестве правообладателя секрета производства Российской Федерации (ст.1471).

Вместе с тем Российская Федерация не является работодателем и как в соответствии с законом «О коммерческой тайне» федеральное государственное учреждение будет урегулировать взаимоотношения со своими сотрудниками по обеспечению режима коммерческой тайны трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал представляется весьма сложным.

Также является весьма спорным положение статьи 1470. Служебный секрет производства: «…Гражданин, которому в связи с выполнением своих известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства…».

Это положение является гораздо более жестким по отношению к гражданину, чем это было предусмотрено отмененными положениями закона «О коммерческой тайны», предусматривающими конкретные сроки ограничения по сохранению в тайне секрета производства. Можно предположить, что при практическом применении этого положения могут возникнуть большие сложности при взаимоотношениях работодателя и работника.

Дополнительного изучения требуют положения главы 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Эти положения предусматривают совместное правообладание единой технологией несколькими лицами. Реализация этого требуют тщательной проработки контрактов на создание единой технологии, что при существующем низком менталитете по отношению к контрактным обязательствам вызывает существенную озабоченность.




Автор:
Фомичев Ю.П., советник, Международный фонд технологий и инвестиций,
г. Москва, Российская Федерация



Источник: Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций