Г.О.Греф: о ходе создания особых экономических зон в Российской Федерации


8 декабря 2005 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Греф выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом на тему: "О ходе создания особых экономических зон в Российской Федерации"

Проект

Уважаемый Председатель Правительства, уважаемые коллеги, 22 июля 2005 года вступил в силу Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в тот же день Указом Президента Российской Федерации № 855 было создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. 19 августа 2005 г. Правительство Российской Федерации постановлением № 530 утвердило положение об агентстве.

С момента создания агентства началась активная работа по подготовке подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положений Федерального закона. В сентябре т.г. Правительство Российской Федерации приняло два постановления, утверждающих Положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, а также Правила оформления и подачи заявки на создание ОЭЗ.

На основании приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2005 г. № 223 «О проведении в 2005 году открытых конкурсов по отбору заявок на создание особых экономических зон» были утверждены конкурсная документация и составы конкурсных комиссий, а с 18 сентября по 2 ноября Министерством осуществлялся прием заявок на создание особых экономических зон.

В Минэкономразвития России поступило 72 заявки на создание особых экономических зон от 47 регионов, 2 заявки (Оренбургская область и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) были отклонены комиссией, на заседании 2 ноября т.г. в виду их несоответствия положениям конкурсной документации.

Допущенные к конкурсным процедурам заявки были рассмотрены и предварительно оценены членами экспертных советов, образованных при комиссиях. В состав советов вошли представители наукоемкого бизнеса, специалисты по инновационной деятельности, ведущие российские ученые, так в работе совета при конкурсной комиссии по отбору заявок на создание технико-внедренческих ОЭЗ приняли участие 4 академика и один Вице-президент Российской академии наук.

28 ноября т.г. состоялись итоговые заседания конкурсных комиссий по отбору заявок на создание особых экономических зон, на которых были определены победители конкурсов.

Заявки участников рассматривались в строгом соответствии с процедурой, установленной указанными решениями Правительства Российской Федерации и требованиями конкурсной документации, утвержденными приказом Минэкономразвития России, которым также определены критерии оценок заявок и их весовые коэффициенты, порядок расчета совокупной взвешенной оценки заявки.

Члены конкурсных комиссий согласились с выводами экспертных советов и признали победившими заявки Липецкой области (Грязинский район) и Республики Татарстан (г. Елабуга), на территории которых предлагается создать особые экономические зоны промышленно-производственного типа, а также заявки Московской области (г. Дубна); Томской области (г. Томск); г. Москвы (административный округ Зеленоград); г. Санкт-Петербурга, на территории которых предлагается создать технико-внедренческие ОЭЗ.
Что касается конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон промышленно-производственного типа хотелось бы отметить, что уровень представленных заявок оказался достаточно низким. Зачастую проектами предлагалось решение сугубо локальных задач, не позволяющих оценить вклад ОЭЗ как в развитие региона, так и в экономику Российской Федерации. Вместе с тем, заявки, поданные Липецкой областью и Республикой Татарстан, наиболее полно отвечают целям создания особых экономических зон, определенных законом.

В особой экономической зоне в Липецкой области (Грязинский район) площадью 10,3 кв. км. предполагается создать производство бытовой техники и комплектующих для нее.
Основными резидентами ОЭЗ станут такие компании как: Индезит, Электролюкс, Сименс (бытовая техника), Сест, Про-модуль, Верниглас.
Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят около 1,8 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета около 42% (760 млн. рублей).
Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд, руб., в том числе до 2008 года – 8,7 млрд. руб.
Объем производства промышленной продукции до 2008 года составит 13,5 млрд. рублей, через 5 лет ожидается его увеличение до 39 млрд. рублей в год.
К 2010 году ожидается поступление 12,8 млрд. руб. в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ около 41 млрд. руб.
К 2010 году будет создано около 5800 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ планируется создание 9100 рабочих мест.

В особой экономической зоне в г. Елабуга Республика Татарстан, которую планируется создать на площади 19,62 кв. км предполагается организация производства автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологического химического производства.
Основными резидентами ОЭЗ станут такие компании как: «Хьюндай» (Корея), «КФЗ» (Австрия), «GMT», «Georg Ficsher», «RBL» (все Германия), ОАО «ПО ЕлАЗ», «Нильссон» (Швеция) (производство автобусов и автокомпонентов), «ZASS» (Турция), «GORENJE» (Словения) (производство бытовой техники), ЗАО «Елабужский завод ориентированного полистирола», ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг», «NALKO» (США) (химическое производство).
Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят 1,6 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 49% (785,29 млн. рублей).
Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд, рублей, в том числе до 2008 года – 13,6 млрд. руб.
Объем производства промышленной продукции до 2008 года составит 27 млрд. рублей, через 5 лет ожидается его увеличение до 43 млрд. рублей в год.
К 2010 году ожидается поступление 12,8 млрд. рублей в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ около 41 млрд. рублей.
К 2010 году будет создано около 4500 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ планируется создание 9800.

Кроме этого, стоит отметить, что заявки, подготовленные Ставропольским краем и Вологодской областью, также отличались высоким уровнем проработки, но требуют более качественной работы в части подготовки инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации в особой экономической зоне.

Предложения по созданию технико-внедренческих зон позволяют провести их «мягкую специализацию». В Дубне это – информационные и ядерно-физические технологии, в Томске – промышленная электроника и биотехнологии, в Зеленограде микро- и наноэлектроника, в г. Санкт-Петербурге это аналитическое приборостроение.

Особую экономическую зону в г. Дубна Московской области, предлагается создать на территории двух участков общей площадью 187,7 га.
Помимо основных направлений деятельности указанных выше в ОЭЗ планируется развивать производство программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных; электронное приборостроение, элементы электронной техники; проектирование и производство летательных аппаратов; технологии производства новых материалов и изделий из них (композиционные материалы); технологии энергосбережения, альтернативная электроэнергетика. Кроме того, запланированы исследования и разработки в области лекарственных препаратов, медицинской техники и материалов.
Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут ОАО «Научно-исследовательский институт молекулярной электроники и завод «МИКРОН»; ООО «ЛЮКСОФТ»; ООО «ПРОГРЕССТЕХ»; «Корпорация АМД», всего 35 резидентов. Общие затраты на создание инфраструктуры ориентировочно составят 2,5 млрд. рублей, в том числе, средства федерального бюджета – 65 % (1,637 млрд. рублей) В период с 2006 по 2018 год предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят около 42 млрд. рублей. К 2012 г. предусматривается создание свыше 13 тыс. рабочих мест.

Особую экономическую зону г.Томска предлагается создать на территории двух участков общей площадью – 197 га.
В ОЭЗ планируется развивать информационно-коммуникационные и электронные технологии; технологии производства новых материалов и нанотехнологии, биотехнологии и медицинские технологии. Общие затраты на создание инфраструктуры составят около 1,9 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 70 % (1,323 млрд. рублей); В период с 2006 по 2025 годы предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят около 70-90 млрд. рублей. К 2015 г. предусматривается создание свыше 10 тыс. рабочих мест.

Особая экономическая зона г. Москвы будет расположена на двух участках г. Зеленограда общей площадью более 155 га.
Кроме указанных видов деятельности на территории особой экономической зоны предусматривается разработка и освоение изделий микросистемотехники; изделий интегральной оптики, оптоэлектроники и интеллектуальных систем навигации; биоинформационных и биосенсорных технологий, а также организация сквозного цикла сверхточной сборки электронных изделий и аппаратуры.
Основные предполагаемые резиденты ОЭЗ - ОАО «Завод «Компонент», ОАО «Ангстрем», ЗАО «НТ МТД», ОАО «Элма», Научно-исследовательский Центр «Микроэлектронные системы и автоматизация исследований», ОАО «ЭЛВИС-ПЛЮС», всего предполагается 31 резидент. Общие затраты на создание инфраструктуры составят около 5 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 50 % (2,5 млрд. рублей).
В период с 2006 по 2025 годы предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят около 40 млрд. рублей. К 2025 г. предусматривается создание свыше 15 тыс. рабочих мест.

Особая экономическая зона г. Санкт-Петербурга, будет расположена на двух земельных участках, общей площадью 200 га.
За исключением уже перечисленных видов деятельности на её территории планируется производство программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; военной и гражданской авионики; медицинской техники, разработка и производство аналитических приборов.
Основные предполагаемые резиденты ОЭЗ - Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН; ЗАО «Алкатель»; ЗАО «Завод им. Козицкого»; всего предполагается 51 резидент. Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят около 1,5 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета – 51 % (0,76 млрд. рублей).
В период с 2006 по 2018 год предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят около 25 млрд. рублей. К 2010 предусматривается создание 12 тыс. рабочих мест.

Анализ предложений от субъектов Российской Федерации, поступивших на конкурс по отбору заявок на создание технико-внедренческих особых экономических зон, показал, что в ряде регионов России есть готовые площадки для организации инновационных структур, например технопарков.

Подобные технопарки можно было бы рассматривать в качестве инкубаторов для «выращивания» будущих резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, а также для формирования предпосылок создания ОЭЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих технопарков можно было бы отработать, в том числе, и такие элементы инновационной инфраструктуры, как венчурные фонды и посевные фонды ранних стадий, которые играют большую роль и в Силиконовой Долине, и в новых высокотехнологичных экономиках таких стран как Израиль, Сингапур, Южная Корея. Эту работу представляется целесообразным проводить совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Представляется также целесообразным рассмотреть в рамках развития частно-государственного партнерства возможность подключения к созданию технопарков крупных российских компаний, проявляющих, особенно в последнее время, интерес к технологическому переоснащению производственных мощностей и диверсификации своей деятельности (ОАО «Газпром», ОАО «Базовый элемент», ГМК «Норильский никель» и др.).

Предлагаем начать работу по формированию сети технопарков в сфере высоких технологий с организации ряда профильных технопарков уже в 2006 г. по следующим направлениям:

  • информационные и био-технологии в г. Новосибирске;
  • разработка технологий поиска, добычи и разработка оборудования для добычи углеводородов в г. Тюмени;
  • разработка технологий химического и нефтехимического производства в г. Казани;
  • информационные технологии, энергетические технологии и экология, разработка медицинской техники в Дивеевском районе Нижегородской области, г. Саров;
  • био-технологии, фармакология, новые материалы в г. Обнинске.

Полагаем, что создание технопарков в крупных университетских центрах позволит отработать механизмы взаимодействия с создаваемыми Минобрнауки России инновационными университетами, а также разработать механизмы превращения важнейших инновационных проектов государственного значения в инвестиционные проекты. Эту работу можно было бы организовать путем формирования новой федеральной целевой программы, государственным заказчиком - координатором которой могло бы выступить Минэкономразвития России, а государственными заказчиками - Минобрнауки России, Мининформсвязи России, Росатом, Роскосмос и РосОЭЗ.

Общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в регионах с особыми экономическими зонами к 2020 году может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологичного экспорта из регионов с особыми экономическими зонами к 2020 году ориентировочно возрастет до 20%. С учетом предполагаемого роста производительности труда, доходы занятых в соответствующих секторах увеличатся почти в 6 раз относительно уровня 2004 года. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни.

Все отобранные заявки регионов показывают выход на окупаемость вложенных бюджетных средств в течении 5-7лет, что будет зависеть от наполняемости ОЭЗ резидентами.

Общие затраты на создание инженерной и транспортной инфраструктуры особых экономических зон на 2006-2008 годы ориентировочно составят 24,4 млрд. рублей, при этом:

- расходы федерального бюджета составят около 54 % или 13,2 млрд. рублей;
- расходы бюджета субъектов Российской Федерации – 46 % или 11,2 млрд. рублей.

Объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур особой экономической зоны за счет средств бюджетов всех уровней будет устанавливаться соглашением, заключаемым Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона.

В проекте федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год предусматривается 8 млрд.рублей.

В 2006 году предусматривается разработка проектной документации и начало строительства и реконструкции инженерной и транспортной инфраструктуры. До конца 2007 года должно быть в основном завершено строительство инженерной и транспортной инфраструктуры особых экономических зон. Одновременно со второй половины 2006 года планируется начать строительство (или реконструкцию) производственных зданий, за счет инвесторов и резидентов.

В целях осуществления комплексного подхода к решению этой задачи, а также особенностей создания и функционирования особых экономических зон, (софинансирование за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, создание и управление долевой собственностью) необходимо разработать особый порядок строительства объектов инфраструктуры особых экономических зон.

В целях реализации закона по результатам проведенных конкурсов Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты постановлений Правительства Российской Федерации о создании особых экономических зон на территории субъектов-победителей. Указанными постановлениями в соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с целью создания благоприятных условий для резидентов ОЭЗ, предусматривается установить максимальный размер арендной платы за предоставляемые им земельные участки в размере 5% в год от их кадастровой стоимости.

В целях же обеспечения передачи органам управления особыми экономическими зонами полномочий по управлению и распоряжению недвижимым имуществом, находящимся на территориях ОЭЗ, в проектах постановлений содержится поручение Минэкономразвития России о проведении в 20-дневнынй срок инвентаризации объектов недвижимости, на земельных участках, предназначенных для создания ОЭЗ.

Кроме того, представляется целесообразным поручить Минэкономразвития России как федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ, заключить от имени Правительства Российской Федерации с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований соглашения о создании особых экономических зон.

В этой связи предлагается одобрить действия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по организации и проведению работы по подготовке подзаконных нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и поддержать представленные Минэкономразвития России предложения о создании особых экономических зон.

Источник: Министерство экономического развития и торговли РФ

Файлы для скачивания:
Презентация  (Prezentacija.ppt, 3 512 Кб)