8 декабря 2005 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Греф выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом на тему: "О ходе создания особых экономических зон в Российской Федерации" Проект Уважаемый Председатель Правительства, уважаемые коллеги, 22 июля 2005 года вступил в силу Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в тот же день Указом Президента Российской Федерации № 855 было создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. 19 августа 2005 г. Правительство Российской Федерации постановлением № 530 утвердило положение об агентстве. С момента создания агентства началась активная работа по подготовке подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положений Федерального закона. В сентябре т.г. Правительство Российской Федерации приняло два постановления, утверждающих Положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, а также Правила оформления и подачи заявки на создание ОЭЗ. На основании приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2005 г. № 223 «О проведении в 2005 году открытых конкурсов по отбору заявок на создание особых экономических зон» были утверждены конкурсная документация и составы конкурсных комиссий, а с 18 сентября по 2 ноября Министерством осуществлялся прием заявок на создание особых экономических зон. В Минэкономразвития России поступило 72 заявки на создание особых экономических зон от 47 регионов, 2 заявки (Оренбургская область и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) были отклонены комиссией, на заседании 2 ноября т.г. в виду их несоответствия положениям конкурсной документации. Допущенные к конкурсным процедурам заявки были рассмотрены и предварительно оценены членами экспертных советов, образованных при комиссиях. В состав советов вошли представители наукоемкого бизнеса, специалисты по инновационной деятельности, ведущие российские ученые, так в работе совета при конкурсной комиссии по отбору заявок на создание технико-внедренческих ОЭЗ приняли участие 4 академика и один Вице-президент Российской академии наук. 28 ноября т.г. состоялись итоговые заседания конкурсных комиссий по отбору заявок на создание особых экономических зон, на которых были определены победители конкурсов. Заявки участников рассматривались в строгом соответствии с процедурой, установленной указанными решениями Правительства Российской Федерации и требованиями конкурсной документации, утвержденными приказом Минэкономразвития России, которым также определены критерии оценок заявок и их весовые коэффициенты, порядок расчета совокупной взвешенной оценки заявки. Члены конкурсных комиссий согласились с выводами экспертных советов и признали победившими заявки Липецкой области (Грязинский район) и Республики Татарстан (г. Елабуга), на территории которых предлагается создать особые экономические зоны промышленно-производственного типа, а также заявки Московской области (г. Дубна); Томской области (г. Томск); г. Москвы (административный округ Зеленоград); г. Санкт-Петербурга, на территории которых предлагается создать технико-внедренческие ОЭЗ. В особой экономической зоне в Липецкой области (Грязинский район) площадью 10,3 кв. км. предполагается создать производство бытовой техники и комплектующих для нее. В особой экономической зоне в г. Елабуга Республика Татарстан, которую планируется создать на площади 19,62 кв. км предполагается организация производства автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологического химического производства. Кроме этого, стоит отметить, что заявки, подготовленные Ставропольским краем и Вологодской областью, также отличались высоким уровнем проработки, но требуют более качественной работы в части подготовки инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации в особой экономической зоне. Предложения по созданию технико-внедренческих зон позволяют провести их «мягкую специализацию». В Дубне это – информационные и ядерно-физические технологии, в Томске – промышленная электроника и биотехнологии, в Зеленограде микро- и наноэлектроника, в г. Санкт-Петербурге это аналитическое приборостроение. Особую экономическую зону в г. Дубна Московской области, предлагается создать на территории двух участков общей площадью 187,7 га. Особую экономическую зону г.Томска предлагается создать на территории двух участков общей площадью – 197 га. Особая экономическая зона г. Москвы будет расположена на двух участках г. Зеленограда общей площадью более 155 га. Особая экономическая зона г. Санкт-Петербурга, будет расположена на двух земельных участках, общей площадью 200 га. Анализ предложений от субъектов Российской Федерации, поступивших на конкурс по отбору заявок на создание технико-внедренческих особых экономических зон, показал, что в ряде регионов России есть готовые площадки для организации инновационных структур, например технопарков. Подобные технопарки можно было бы рассматривать в качестве инкубаторов для «выращивания» будущих резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, а также для формирования предпосылок создания ОЭЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих технопарков можно было бы отработать, в том числе, и такие элементы инновационной инфраструктуры, как венчурные фонды и посевные фонды ранних стадий, которые играют большую роль и в Силиконовой Долине, и в новых высокотехнологичных экономиках таких стран как Израиль, Сингапур, Южная Корея. Эту работу представляется целесообразным проводить совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Представляется также целесообразным рассмотреть в рамках развития частно-государственного партнерства возможность подключения к созданию технопарков крупных российских компаний, проявляющих, особенно в последнее время, интерес к технологическому переоснащению производственных мощностей и диверсификации своей деятельности (ОАО «Газпром», ОАО «Базовый элемент», ГМК «Норильский никель» и др.). Предлагаем начать работу по формированию сети технопарков в сфере высоких технологий с организации ряда профильных технопарков уже в 2006 г. по следующим направлениям:
Полагаем, что создание технопарков в крупных университетских центрах позволит отработать механизмы взаимодействия с создаваемыми Минобрнауки России инновационными университетами, а также разработать механизмы превращения важнейших инновационных проектов государственного значения в инвестиционные проекты. Эту работу можно было бы организовать путем формирования новой федеральной целевой программы, государственным заказчиком - координатором которой могло бы выступить Минэкономразвития России, а государственными заказчиками - Минобрнауки России, Мининформсвязи России, Росатом, Роскосмос и РосОЭЗ. Общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в регионах с особыми экономическими зонами к 2020 году может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологичного экспорта из регионов с особыми экономическими зонами к 2020 году ориентировочно возрастет до 20%. С учетом предполагаемого роста производительности труда, доходы занятых в соответствующих секторах увеличатся почти в 6 раз относительно уровня 2004 года. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни. Все отобранные заявки регионов показывают выход на окупаемость вложенных бюджетных средств в течении 5-7лет, что будет зависеть от наполняемости ОЭЗ резидентами. Общие затраты на создание инженерной и транспортной инфраструктуры особых экономических зон на 2006-2008 годы ориентировочно составят 24,4 млрд. рублей, при этом: - расходы федерального бюджета составят около 54 % или 13,2 млрд. рублей; Объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур особой экономической зоны за счет средств бюджетов всех уровней будет устанавливаться соглашением, заключаемым Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона. В проекте федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год предусматривается 8 млрд.рублей. В 2006 году предусматривается разработка проектной документации и начало строительства и реконструкции инженерной и транспортной инфраструктуры. До конца 2007 года должно быть в основном завершено строительство инженерной и транспортной инфраструктуры особых экономических зон. Одновременно со второй половины 2006 года планируется начать строительство (или реконструкцию) производственных зданий, за счет инвесторов и резидентов. В целях осуществления комплексного подхода к решению этой задачи, а также особенностей создания и функционирования особых экономических зон, (софинансирование за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, создание и управление долевой собственностью) необходимо разработать особый порядок строительства объектов инфраструктуры особых экономических зон. В целях реализации закона по результатам проведенных конкурсов Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты постановлений Правительства Российской Федерации о создании особых экономических зон на территории субъектов-победителей. Указанными постановлениями в соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с целью создания благоприятных условий для резидентов ОЭЗ, предусматривается установить максимальный размер арендной платы за предоставляемые им земельные участки в размере 5% в год от их кадастровой стоимости. В целях же обеспечения передачи органам управления особыми экономическими зонами полномочий по управлению и распоряжению недвижимым имуществом, находящимся на территориях ОЭЗ, в проектах постановлений содержится поручение Минэкономразвития России о проведении в 20-дневнынй срок инвентаризации объектов недвижимости, на земельных участках, предназначенных для создания ОЭЗ. Кроме того, представляется целесообразным поручить Минэкономразвития России как федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ, заключить от имени Правительства Российской Федерации с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований соглашения о создании особых экономических зон. В этой связи предлагается одобрить действия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по организации и проведению работы по подготовке подзаконных нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и поддержать представленные Минэкономразвития России предложения о создании особых экономических зон. Источник:
|