Продвижение на рынок наукоемкой продукции — основная задача государственной инновационной политики

Арзамасцев Н.В., руководитель Департамента инноваций и коммерциализации технологий Министерства промышленности, науки и технологий РФ

Одной из важнейших задач развития государственной экономики, решаемой федеральными органами исполнительной власти, является обеспечение кардинального повышения конкурентоспособности отечественных производств. Главной причиной низкой конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке наукоемкой продукции является застарелая болезнь советской экономики - невосприимчивость к инновациям, негибкое реагирование на рыночную ситуацию, несмотря на то, что российские научные разработки зачастую превосходят зарубежные аналоги или не имеют их вовсе.

Создание благоприятных условий для развития инновационных процессов - забота органов государственной власти. Без сильной целенаправленной государственной политики в области инновационной деятельности добиться коренного перелома в повышении конкурентоспособности отечественных производств невозможно. Налоговая и таможенная системы, законодательное обеспечение охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность должны создавать у всех участников инновационного процесса - ученых и разработчиков, производителей и инвесторов - высокие мотивации в быстром достижении коммерческого успеха.

Созданная с активной государственной поддержкой инновационная инфраструктура - инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, информационные системы, фонды поддержки инноваций, в том числе венчурные, развитая система подготовки и повышения квалификации специалистов в области менеджмента - позволяет расширить масштабы инновационных процессов, вовлекая в них все новых и новых участников.

Мировая практика имеет богатый опыт активизации инновационных процессов применительно к разным экономическим и политическим условиям, воспользовавшись которым мы можем значительно сократить время выхода экономики нашей страны на инновационный режим развития.

Одним из стратегических направлений структурного оздоровления российской экономики является развитие предпринимательства в научно-технической и производственной сферах. Важнейшим звеном предпринимательского сектора являются малые предприятия. Обладая гибкостью и мобильностью, они быстро реагируют на потребности рынка, обновляя или создавая в короткие сроки конкурентоспособную продукцию. Таким образом они становятся необходимым элементом технологии продвижения результатов научных исследований и разработок в производство. Существенно более высокие экономические показатели достигаются в Инновационно-промышленных комплексах (ИПК), где успешно действующие малые предприятия организационно и финансово интегрируются с крупным производством с целью полномасштабного освоения новой продукции.

Широкомасштабное развитие инновационных процессов нереализуемо без привлечения значительных внебюджетных финансовых средств в инновационные проекты. Известные особенности российского финансового рынка потребовали разработки специального механизма привлечения частного капитала в область высоких технологий. Основной смысл этого механизма заключается в отборе разработок, имеющих высокий коммерческий потенциал, и долевом способе финансирования инновационного проекта.

Переход на инновационное развитие России требует наличия достаточного количества кадров, способных управлять инновационным процессом и осуществлять реализацию инноваций. Такое развитие невозможно без массового появления новой для России категории специалистов-менеджеров по коммерциализации технологий и управлению технологическими инновациями и инновационными фирмами. Минпромнауки России совместно с Минобразованием и Минтрудом России разработана и начала реализовываться программа по созданию многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. В рамках ее выполнения создано первое в России высшее учебное заведение такого профиля - Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства.

Без выявления тенденций развития рынка технологий по отраслям и регионам невозможно определение перспективных направлений развития инновационной сферы. Чтобы иметь возможность отстаивать интересы отечественных товаропроизводителей, необходимо постоянно наблюдать динамику изменения потребностей в отраслях экономики. Это позволит оказывать своевременную и адресную государственную поддержку перспективным проектам, имеющим потенциал к широкому внедрению в производство.

Одним из эффективных механизмов реализации инновационного процесса в условиях рыночной экономики является проведение информационно - рекламных мероприятий, отечественных и международных инновационных и специализированных выставок. Главная цель этих мероприятий - использование возможностей выставок как инструмента маркетинга научно-технических и инновационных разработок, для рекламы продукции и услуг и поиска перспективных деловых партнеров.

"Передовые технологии России" (http://www.ptechnology.ru)