Москва поддерживает малый инновационный бизнес в продвижении за рубеж


Правительство РФ обнародовало хорошую новость для малых и средних компаний, экспортирующих свою продукцию за рубеж. На стимулирование экспорта из бюджета в этом году будет выделено 2 млрд рублей. Сумма действительно большая, говорят эксперты, однако сам бизнес ждет от властей не только финансовых вливаний, а смены политики по субсидированию экспорта. В противном случае “заграничная” активность малого бизнеса останется на том же невысоком уровне, что и сейчас.

Цель у властей благая– стимулировать производство инновационной продукции, потому что за рубежом спросом пользуется только она. Деньги будут распределяться через региональные администрации, куда предприниматели должны подавать заявки на компенсацию затрат по ведению экспортной деятельности. Минэкономразвития будет субсидировать затраты, связанные с уплатой процентов по кредитам, выставочной деятельностью за рубежом, патентованием и сертификацией продукции. Претендентов не так уж и много.

В Москве инновационных предприятий всего полтора процента – и все они хорошо известны. В прошлом году субсидии по всей стране получили всего 300 предприятий. Правда, сейчас государство не пожалело средств. Однако дело здесь не только в деньгах, но в самой политике по отношению к бизнесу.

«Общий подход – помочь оплатить уже оплаченное, притом что заранее неизвестно, получишь ты субсидию или нет, – вряд ли способен существенно изменить ситуацию с развитием экспортной активности малого бизнеса», – говорит вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин. По его словам, бизнес должен твердо знать и заранее рассчитывать, сколько и каких субсидий он получит от государства. И только на этой основе предприниматель сможет формировать стратегию своей экспортной экспансии. То есть нужно твердо сказать: «Если ты сделаешь то-то, то автоматически получишь такую-то сумму». Этого пока нет, переживают в общественной организации. «Взять, например, раздел, посвященный участию в выставках. По моему мнению, почти все, что там перечислено, должно не выпрашиваться потенциальными участниками, а просто оплачиваться государством, которое выкупает выставочные площади для своих малых компаний», – предлагает Корочкин.

Надо сказать, что такую тактику уже давно взяли на вооружение в Москве. «У нас уже давно выделяются деньги на коллективные стенды для малых предприятий на выставках за рубежом. Те регионы, которые следуют нашему примеру, тоже могут заявляться на международные выставки, облегчая жизнь предпринимателям, которым не надо ходить и обивать пороги профильных министерств», – говорит президент Международной ассоциации «Система ММЦ» Елена Емельянова. По ее словам, предприятия должны внимательно отнестись к тому, что государство впервые в таком объеме субсидирует затраты на экспорт.

Особое внимание нужно уделять патентованию своей продукции, чтобы после возвращения с успешных зарубежных выставок вдруг не выяснилось, что российская продукция под другим названием уже вовсю продается в Китае или Германии. «Стоимость патента может доходить до сотен тысяч евро. И, конечно, малому предприятию в одиночку трудно найти такие деньги. И меня удивляет, почему так мало МП заявляются на такую помощь. При этом они жалуются, что их изобретения крадут как западные, так и восточные фирмы, просто изменяя какие-то элементы в их продукции», – удивляется Е.Емельянова. Нужно очень внимательно относиться и к сертификации своей продукции. В прошлом году субсидии на получение сертификатов по ISO, системе качества, которая нужна для продвижения продукции на Западе, в Москве получили всего 70 предприятий. Это весьма специфическое дело, до которого еще надо дозреть, но помощь государства здесь будет далеко не лишней.

Общественные организации призывают власти изменить само отношение к малому бизнесу, чтобы объемы ориентированной на экспорт продукции постоянно росли. «Государство должно создать примерно те же условия, что в Европе или Китае. Это когда каждое малое производственное предприятие уже в момент начала деятельности изначально экспортно ориентировано. Наверное, поэтому 60% в структуре многотриллионного китайского экспорта составляет продукция малых предприятий», – отмечает Корочкин. Он приводит в пример программы Евросоюза и США о поддержке создания совместного бизнеса своих компаний за рубежом. На продвижение своих компаний на чужие рынки безвозмездно предоставляется до 800 000 евро.

За рубежом есть спрос и на российские инновации, но совсем небольшой. Необходима пропаганда своих успехов, или, как сейчас принято говорить, road-show. «Мы организуем деловые миссии, на которые также можно получить компенсацию из федерального бюджета. Например, мы вывозили предпринимателей в Казахстан, чтобы они могли там продвигать свою инновационную продукцию. В этом году МЭР эти инновационные деловые миссии прописало в приказе как один из приоритетов, и этим надо воспользоваться для софинансирования региональных программ», – рассказывает Емельянова.
Хорошо хотя бы то, что сейчас на это появились деньги. Однако от государства ждут не только вливания средств в малый бизнес, но и реальной помощи в лоббировании его интересов за рубежом. Ведь это реальный шанс заявить о России в качестве не только сырьевой экономики, но и производителя востребованной придирчивым западным потребителем инновационной продукции. «Субсидирование процентной ставки, несмотря на всю важность, не решит проблем, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса, экспортирующие свою продукцию. Прежде всего необходимо помогать предприятиям в поиске рынков сбыта, увеличивать круг экспортеров, а также ассортимент товаров», – советует аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов.

До кризиса московские бизнесмены еще экспортировали одежду, но сейчас с этим стало совсем туго, закупки практически прекратились. Потихоньку начинает появляться кооперация между разными странами, выстраиваются производственные цепочки. «Конечно, малый бизнес в основном обращен на местный рынок, а у нас такая необъятная страна, что продвижением даже внутри страны можно заниматься долгие годы. В итоге это должно привести к реальному импортозамещению. Но мы будем заниматься и экспортным рынком, на котором многие наши компании востребованы», – говорит Е. Емельянова.

Корочкину привязка к местному рынку не нравится. «Боюсь, что это одна из категорий, которую, как и многие другие, нам пытаются внушить, чтобы не сильно за границу РФ вылезали. Все как раз наоборот. Только в условиях, когда каждый начинающий предприниматель будет думать о внешней конкурентоспособности своей продукции, может начаться настоящий инновационный бум – и страна наконец встанет на рельсы настоящей модернизации», – говорит вице-президент «ОПОРЫ».

Однако пока имеет смысл воспользоваться тем, что есть. Московские предприниматели могут получить всю необходимую информацию на сайте Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы. Все виды субсидий перечислены в рубрике «Финансовая поддержка», в т.ч., например, на сертификацию для экспортно ориентированных МП. Также любой предприниматель может обратиться за консультацией, в том числе о том, как получить какую-либо субсидию, в один из окружных территориальных центров развития предпринимательства.



По материалам target="_blank" rel="nofollow">Nanonewsnet.ru, 14.09.2010