Аутсорсинг как механизм совершенствования управленческой деятельности



В соответствии с концепцией Административной реформы в Российской Федерации на период 2006-08 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.05 г. № 1789-р) органы исполнительной власти разных уровней могут рассматривать и применять аутсорсинг как способ (механизм) передачи на конкурсной основе некоторых своих функций внешним исполнителям, обладающим необходимыми знаниями, производственными возможностями, материально-технической базой. Внедрение аутсорсинга означает передачу сторонним хозяйствующим субъектам прав на оказание различного рода публичных услуг – государственных социальных, негосударственных социальных, разрешенных полномочий, вспомогательных работ и т.п. В итоге должна повыситься эффективность формирования и исполнения управленческих решений с одновременным снижением затрат на их реализацию.

В этом смысле определенный положительный опыт накоплен Федеральным агентством по науке и инновациям (Роснаука), и его освоение, распространение, развитие могут оказаться полезными при выборе путей решения ряда организационных проблем, относящихся к другим видам управленческой деятельности. На сегодняшний день аутсорсинг (АС) применяется, в основном, во взаимодействии с Федеральными государственными учреждениями и унитарными предприятиями (включая подведомственные) в части проведения экспертизы научных программ и проектов, разработки концепций развития элементов инновационной инфраструктуры и региональных инновационных систем, создания единой автоматизированной системы учета результатов научно-технической деятельности, осуществления поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ, установления и укрепления международных связей, проведения выставочных мероприятий различного уровня (в отдельных случаях к сотрудничеству привлекаются малые негосударственные предприятия).

Критериями, используемыми при выборе организаций – участников АС, здесь являются:
    - соответствие уставной деятельности организации – участника АС функциям Роснауки, определяемым Положением о Федеральном агентстве по науке и инновациям;
    - уровень профильной деятельности организации – участника АС, оцениваемый полномочными представителями Роснауки;
    - размеры снижения затрат на реализацию функций, передаваемых на АС;
    - возможность осуществления контроля за выполнением переданных функций и оценки эффективности их выполнения;
    - наличие правовых основ и механизмом прекращения партнерских отношений в случае ненадлежащего исполнения организациями – участниками АС принятых на себя обязательств.

Процедуры и механизмы контроля за процессами АС остаются во многом традиционными и заключаются на сегодня в периодическом представлении (например, ежеквартальном или полугодовом) справок о полученных результатах работы по линии АС, организации инспекторских проверок, заслушивание отчетов руководителей организаций – участников АС и проведение экспертного анализа представленных ими результатов.
Оценка эффективности и выведения на аутсорсинг отдельных административно-управленческих функций (как и вообще оценка эффективности организационного управления) является проблемным вопросом, решаемым сегодня неформально, на уровне «успешно-безуспешно», «результативно-безрезультативно», «экономично-неэкономично». Более строгие и обоснованные подходы к критериям появляются в рассматриваемых оценках только тогда, когда ставится конкретная цель аутсорсинга в конкретных обстоятельствах, поэтому вряд ли удастся сразу построить универсальную систему критериев и универсальные методики осуществления АС.

В данных условиях представляется необходимым объединение усилий органов исполнительной власти в поиске взаимоприемлемых решений проблем аутсорсинга применительно к реалиям российской экономики.




Автор:

Дегтярев Ю.И., д.т.н., профессор Федеральное государственное учреждение «НИИ – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы», Москва, Российская Федерация, admin@extech.ru






Источник: Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций