Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство (далее - МП). Понятие субъекта МП дано в ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88). Под субъектами МП понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25/6, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МП, не превышает 25/6 и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.; в сельском хозяйстве - 60 чел.; в научно-технической сфере - 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.. В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Активному развитию МП в России может способствовать привлечение одного из наиболее перспективных источников финансирования - венчурного (рискового) капитала. Характерной особенностью венчурного капитала является ориентация на разработку новых технологий, Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей способностью к нововведениям, чем крупные компании. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений - далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и реализации технических проектов. По имеющимся оценкам, на решение вопросов разработки большинства технических новшеств и доведения их до стадии промышленного образца малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия. Представляет интерес выделение отличительных черт венчурного финансирования МП: 1) отличается от кредитования тем, что денежные средства предоставляются без условия возврата их через заранее установленный срок и без выплаты процентов; 2) осуществляется в малые и средние частные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада в отличие, например, от банковского кредитования; 3) цели и условия предоставления средств фирмами рискового капитала отличаются от мотивов деятельности других, традиционных инвесторов. Во-первых, применяются совершенно иные методы оценки размеров необходимых малым предприятиям фондов. Банки и другие финансово-кредитные институты при кредитовании анализируют самые ближайшие перспективы финансируемой компании исходя из показателей ее финансового состояния за предыдущий период. Венчурные же финансисты исследуют долгосрочную перспективу финансового состояния на основе детального изучения особенностей предполагаемой новой продукции, технологии и прогнозируют размеры будущих рынков. Во-вторых, банки являются лишь кредиторами, и их интересует рыночная позиция малого предприятия только для получения гарантии погашения кредита, тогда как фирмы венчурного капитала являются собственниками, их инвестиции осуществляются в виде акционерного капитала. Иными словами, венчурный капитал размещается в форме акционерного капитала, а инвесторы становятся акционерами малых инновационных фирм. В-третьих, венчурное финансирование отличается от других форм более высоким уровнем рискованности из-за отсутствия каких-либо гарантий успешного роста начинающей компании. Это является отрицательной чертой данной формы финансирования. Однако успех новой технологии может окупить расходы на ее разработку с лихвой, в сотни тысяч раз. Можно выделить два важнейших недостатка венчурного финансирования, касающихся прежде всего малых предприятий: * частичная потеря независимости предпринимателем; * некоторые венчурные инвесторы предъявляют компаниям слишком жесткие требования ("хищный" капитал). Венчурное финансирование осуществляется юридическими и физическими лицами как через венчурные фонды, так и напрямую, без посредников. Российское законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц (индивидуальных инвесторов), так и предприятий различных организационно-правовых форм. Вот основные формы венчурного финансирования: * приобретение обыкновенных акций с правом голоса, дающих право на дивиденд только после покрытия всех других обязательств компании; * приобретение привилегированных акций без права голоса, но обладающих приоритетным правом па дивиденды и погашение; * предоставление ссуды, через какое-то время нередко конвертируемой в акции. На данный момент можно говорить, что после достаточно стремительного начального этапа в развитии венчурного капитала в России продвижение этого финансового инструмента сменилось застоем. В настоящее время в России действует примерно 40 управленческих компаний, проводящих сделки с венчурным капиталом; их капитал оценивается на уровне 2, 5-3 млрд. дол. США. Из этой суммы 500 млн. дол. имеются в наличии и 350 млн. дол. были действительно инвестированы2. Большинство инвесторов пришли на рынок российского венчурного капитала восемь лет назад и ранее. Новых крупных участников этого рынка так и не появилось. Это связано прежде всего с финансовым кризисом 1998 г., приостановившим подготовку нескольких программ венчурною финансирования. Развитие венчурного капитала в значительной степени связано и зависит от деятельности международных финансовых институтов (Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Международная финансовая компания (МФК) и доноров (Европейская Комиссия, AMP США, правительства зарубежных стран), которые активно вовлечены в процесс строительства финансовых учреждений в Российской Федерации. Российские инвесторы венчурного капитала практически отсутствуют. Наибольший вклад в создание индустрии венчурного капитала в России внес ЕБРР, чуть меньший - МФК (Всемирный банк) и AM P США. Региональные венчурные фонды (РВФ) Европейского банка служат в России важным источником финансирования средних предприятий путем покупки доли в уставном капитале предприятия. Региональные венчурные фонды создавались ЕБРР и несколькими донорами для поддержки предприятий, недавно приватизированных в рамках крупномасштабной государственной программы приватизации, когда свыше 15 тыс. средних предприятий перешло в частный сектор. Главная задача РВФ - обеспечить прибыль на акционерный капитал путем участия в коммерчески жизнеспособных инвестиционных проектах; тем самым они способствуют реструктуризации и развитию экономики региона, в котором работают. В последние годы в России действует в общей сложности 10 РВФ с общим капиталом 320 млн. евро. При анализе рынка российского венчурного капитала необходимо выделить деятельность трех активно действующих групп РВФ, где основную роль играют следующие фонды "Квадрига", "Орел" и "Норум" 4. Российская ассоциация венчурного инвестирования (далее - РАВИ) была образована в 1995 г. для содействия созданию и развитию венчурного капитала в России и для лоббирования интересов своих членов, главным образом, действующих в стране фондов венчурного капитала и своих ассоциированных членов - консалтинговых компаний (аудиторские, юридические и другие фирмы), региональных технологических фондов. Занимается РАВИ решением следующих вопросов: информирование общественности и предпринимателей о венчурном капитале как важнейшем инструменте финансовой поддержки развития; подготовка специалистов для компаний венчурного капитала и др. За время своего существования РАВИ внесла существенный вклад как в дело поддержки инструмента венчурного капитала, так и в отстаивание интересов своих членов. Однако для большего охвата рынка малым предприятиям необходимы усилия большего числа заинтересованных сторон, как, например, банков, аудиторских и юридических фирм, сетей малых и средних предприятий и других организаций. В развитых странах 80% всех научно-технических разработок осваиваются малыми инновационными предприятиями5. В России, как свидетельствуют исследования, проведенные ГУ "Московский городской центр инноваций и высоких технологий", численность малых инновационных предприятий, действующих в приоритетных направлениях развития науки и технологий, в последние годы не увеличивается и составляет порядка 2 тыс. При этом только около половины из них имеют успешный опыт коммерциализации научных разработок. Из-за отсутствия рынка высокотехнологичной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости инновационная деятельность остается наиболее рискованной. Еще хуже обстоят дела с внедрением результатов научных исследований. Десятилетняя практика коммерциализации объектов интеллектуальной собственности силами отдельных специалистов и научных коллективов показала, что после успешного старта проблемы в виде противодействия поставщиков импортной продукции, санкций государственных структур за самовольное использование результатов, полученных за счет бюджетных средств, только начинаются. Поэтому до серийного производства доводится всего лишь 3% перспективных изобретений. В развитых зарубежных странах давно уже отработан механизм финансирования рисковых инновационных проектов. На российском рынке "венчурной индустрии", по исследованиям РАВИ, работают порядка 50 зарубежных фондов с общей капитализацией около 3 млрд. дол. Но сфера их интересов в основном ограничивается инновациями на потребительском рынке. За последние 5 лет иностранные инвесторы вложили в инновационные проекты 331 млн. дол.6 При этом иностранные инвесторы предпочитают проекты на позднем этапе их воплощения, когда предприятию нужны средства на расширение производства, и лишь в 3% случаев - на самых ранних стадиях. С 1994 г. в России действует фонд, предоставляющий венчурные инвестиции на стадии идеи - государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Согласно п. 6 положения 7 о нем фонд может предоставлять для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства финансовую помощь па возвратной основе с оплатой за использование средств федерального бюджета в размере до 1/2 действующей учетной ставки Центрального банка РФ, выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам юридических и физических лиц. В рамках программы под названием "Программа расширения инновационной деятельности в России" фонд выделил 329, 7 млн. руб. 20 инновационно-технологическим центрам, созданным в ряде городов России за период с 1995 г. Благодаря этому появилось более 250 предприятий и свыше 5 тыс. рабочих мест. Согласно ст. 7 указанного положения с 2001 г. на формирование средств данного фонда должны были выделяться бюджетные ассигнования в размере 1, 5 % средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки. Однако с 2003 г. действие данной нормы ежегодно приостанавливалось. В 2004 г. по программе "Старт", предназначенной для ученых и специалистов, которые пытаются коммерциализировать свои идеи, на поддержку 400 проектов из федерального бюджета были выделены гранты в размере 750 тыс. руб. на один год. С 2005 г. финансирование проектов московских инноваторов должно осуществляться совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, что позволяет увеличить субсидию с 750 тыс. руб. до 1, 5 млн. Необходимость создания собственной системы венчурного финансирования не вызывает сомнений. Некоторые шаги в данном направлении уже предпринимаются. В постановлении Правительства РФ от 22.04.2005 N 249 "Об условиях и порядке предоставления в 2005 г. средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" предусмотрено предоставление субсидий на реализацию мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. К этому вернемся в конце статьи. По мнению специалистов, без государственной опеки значительное количество перспективных идей так и останутся нереализованными. Целесообразно предоставить вновь создаваемым малым предприятиям налоговые каникулы на время осуществления инновационного проекта, а крупным и средним предприятиям - снижать налогооблагаемую базу на сумму расходов на НИОКР. Если компания сокращает выделяемые на эти цели средства, то соответственно должен снижаться и объем налоговых льгот. Ряд из предлагаемых бизнес-сообществом мер по стимулированию инновационной деятельности находит понимание в правительственных кругах. В частности, уже подготовлен пакет законопроектов по внесению изменений в Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), патентное законодательство, законодательство о внешней торговле. Рассматривается вопросе введении для предприятий инновационной сферы льготного режима уплаты единого социального налога. Помимо этого Правительство РФ разрабатывает постановление, регламентирующее передачу прав на интеллектуальную собственность, полученную в результате исследований, проведенных за счет государственных средств. Представляет интерес постановление Правительства РФ от 31.12.1999 N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"9. В этом акте рекомендуется органам исполнительной власти субъектов РФ и региональным общественным объединениям предпринимателей при осуществлении мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности предусматривать мероприятия по созданию специализированных лизинговых компаний и финансовых институтов .венчурного финансирования малых предприятий. В отечественной практике венчурное финансирование, в первую очередь, должно исходить от финансово-промышленных групп, взаимодействие которых с малыми инновационными предприятиями будет способствовать кардинальному обновлению технической базы всех отраслей национального хозяйства. Именно венчурный бизнес может выступить в качестве мощного катализатора притока инвестиционных ресурсов в сферу МП. Венчурный капитал играет огромную роль во всем мире, позволяя коммерциализировать передовые идеи, поддерживать существующие и создавать новые компании и даже целые отрасли (персональные компьютеры, сотовая связь, программное обеспечение, биотехнология и т.п.). В России развитие этого финансового инструмента сегодня сталкивается с очень большими, если не непреодолимыми, трудностями, обусловленными тем, что для деятельности венчурного капитала необходим принципиально более высокий уровень развития многих институтов рынка и (или) существенно большая интеграция в мировой рынок. В России отсутствует статус наибольшего правового благоприятствования, который данный финансовый инструмент получил с учетом связанного с ним дополнительного риска и его значимости для развития экономики в других странах, включая Западную Европу и США. Нормативное регулирование должно охватывать развитие венчурного капитала в масштабе всей экономики, а не ограничиваться высокотехнологичными и такими новыми для экономики видами деятельности, как электронная коммерция, высокотехнологичные отрасли и т.д. Следует четко описать правовой статус фондов венчурного капитала с момента их появления (создания). В настоящее время фонды венчурного капитала могут существовать в трех формах: * закрытое акционерное общество; * коммандитное товарищество; * простое товарищество (соглашение о совместной деятельности). Опытные руководители венчурных фондов знают, что в России нелегко зарегистрировать и создать фонд венчурного капитала. В ГК РФ не прописаны приемлемые организационно-правовые формы для фонда венчурного капитала или компании по управлению венчурным фондом, в связи с чем она определяется в большей степени исходя из обстоятельств. К сожалению, в России венчурный бизнес пока получил слабое распространение. Спрос на венчурный капитал на много превосходит его предложение. Одной из причин такого положения является отсутствие адекватной законодательной базы. В частности, отсутствует правовое определение понятий "венчурный фонд", "венчурное финансирование", "венчурный капитал" и другое. Механизмы реализации венчурного финансирования юридически недостаточно разработаны. Необходима законодательная база, которая позволила бы широкому кругу российских инвесторов осуществлять прямые инвестиции в малые инновационные предприятия. В нашей стране нет отдельного закона или положения о венчурном капитале. По сути, венчурный капитал, как правовое понятие, просто не существует. Как следствие, для венчурного капитала нети благоприятных правовых условий, которые удовлетворяли бы как потребностям венчурного капиталиста, так и инвестируемой компании. В связи с этим возникают проблемы, связанные с пробелами в законодательстве и не до конца отработанными законами. Показательным примером является вопрос гарантии имущественных прав, включая права на интеллектуальную собственность. Неурегулированность этих вопросов создает неустойчивую ситуацию в области, где высокотехнологичным нововведениям следует создавать самые благоприятные условия, в которых они могли бы процветать и крепнуть, и прежде всего окупать затраты на их разработку. Кроме того, торговые и лицензионные соглашения, а также соглашения о передаче ноу-хау становятся непривлекательными или даже нереальными, и будут оставаться таковыми до тех пор, пока не будут выполнены требования Всемирной торговой организации. В рамках действующего законодательства необходимо решить и иные правовые вопросы, касающиеся венчурного финансирования МП. Во-первых, следует дать более четкое определение таким имущественным правам, как узуфрукт, сервитут, залог и ипотека, а также обеспечить их должное применение. Например, термин "узуфрукт" часто употребляется в международных конвенциях и соглашениях, принятых для предотвращения двойного налогообложения. Однако ни в одном акте не дано его нормативное определение10. Правовая урегулированность этих институтов прежде всего отразится на лицензировании и патентовании, которые существенно облегчат процесс передачи технологий между западными и российскими партнерами и между российскими партнерами. В настоящее время многие собственники имущественных прав не желают иметь дело с соглашениями о передаче технологам, что существенно сдерживает развитие высоких технологии с помощью венчурных инвестиций. Во-вторых, Федеральный закон от 14.04.1998 N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (ред. от 08.12.2003)" следует дополнить нормами о поддержке внешнеторговой деятельности малых (инновационных) предприятий, включая помощь в расширении их торговых, научных, производственных и информационных связей с зарубежными партнерами. Более того, различные разделы Налогового кодекса РФ (НК РФ) не согласуются между собой, особенно в вопросах точных правил расчета налогооблагаемой базы малых предприятий инновационных видов деятельности, что имеет огромное значение для эффективности фондов венчурного капитала, которые вложили туда свои средства. В научной литературе существуют различные взгляды и предложения о том, по какому пути должно развиваться законодательство о финансировании инновационных малых предприятий. Есть высказывание, что большинство правовых вопросов, связанных с венчурным капиталом, решаются на основании массы не связанных друг с другом законов, что иногда затрудняет поиск правового документа, касающегося конкретной деятельности или ситуации. В качестве примера можно привести ст. 6 Закона N 88. Несмотря на то, что в статье указаны приоритетные направления поддержки, в ней нет ссылок на НК РФ и БК РФ, в которых имеются статьи о конкретных финансовых механизмах поддержки инновационных предприятий. В частности, в ст. 69 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Согласно ст.6 данного кодекса бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Одной из форм бюджетного кредитования МП является предоставление инвестиционного налогового кредита (ИНК). Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в НК РФ. Согласно ст. 66 ч. I HK РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимателю. ИНК может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 до 5 лет. Фирма, в том числе и малая, имеет право на инвестиционный налоговый кредит в следующих случаях: * при проведении этой фирмой научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, втом числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; * при осуществлении этой фирмой внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создании новых или совершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья или материалов; * в том случае, если эта фирма выполняет особенно важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особенно важные услуги населению. Таким образом, законы не образуют единого целого и не применяются в унисон. В связи с этим специалисты рекомендуют дополнить ст. 6 Закона N 88 следующим текстом: "Работа по созданию структуры поддержки и развития малых (инновационных) предприятий, а также по созданию благоприятных условий для использования государственных финансовых, технических и информационных ресурсов, результатов научных исследований и технологий малыми предприятиями может освобождаться от налогов, и для них могут устанавливаться специальные налоговые режимы"12. Не менее интересна точка зрения, согласно которой необходимо принять закон "О федеральных инвестиционных фондах венчурного капитала"13. Однако разработка такого закона, как отмечается авторами, является непростым делом, поскольку потребует участия нескольких министерств и отраслевых ведомств. В данном законе предлагается определить статус и функции федеральных инвестиционных фондов венчурного капитала как института финансового рынка, способствующего финансированию инвестиционных проектов инновационных малых предприятий. Финансирование должно осуществляться за счет средств специальных фондов разного уровня бюджетной системы, внутренних ресурсов, венчурных инвестиций из внебюджетных источников, процентных доходов на инвестиции и льготных кредитов, выделяемых малым инновационным предприятиям, и иных доходов, не запрещенных российским законодательством. Подобный фонд федерального уровня помог бы в проведении единой экономической и финансовой политики в области финансовой поддержки малых инновационных предприятий. На этой основе было бы легче принять совокупность правовых норм, регулирующих частный сектор и процесс развития сугубо российских частных фондов венчурного капитала и управляющих компаний. Существует также мнение, что не следует создавать специальный закон для регулирования всех операций, связанных с частным венчурным капиталом, поскольку правовые вопросы венчурного каптала уже затрагиваются в ряде действующих законов. То есть предлагается внести изменения и дополнения в действующие правовые акты. По-видимому, законодательство развивается по такому пути. Для создания успешно функционирующей индустрии венчурного капитала, которая со временем могла бы стать самодостаточной, как это происходит во всем мире, совершенно необходима государственная поддержка. Причем она должна осуществляться на постоянной основе, как это все еще происходит в Западной Европе и США. Государственная поддержка малому инновационному бизнесу выражена в постановлении Правительства РФ от 22.04.2005 N 249. Согласно этому акту средства федерального бюджета, предусмотренные в 2005 г. на государственную поддержку МП, предоставляются Министерством экономическою развития и торговли РФ бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. Поддержка малых инновационных компаний будет осуществляться по следующей схеме. Субсидии предоставляются субъекту РФ на условиях долевого финансирования расходов на реализацию мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. Субсидии предоставляются в размере, равном размеру денежных средств, внесенных субъектом РФ в качестве имущественного взноса в закрытый паевой инвестиционный фонд, единственным учредителем которого является этот субъект РФ, и перечисляются уполномоченным органом на расчетный счет, открытый фонду в кредитной организации. Через такие фонды с привлечением частного инвестора и под управлением частной компании, отобранной по конкурсу, осуществляется финансирование в малые инновационные предприятия (по классической схеме - покупка доли компании в обмен на финансирование). Средства фондов используются исключительно на финансирование малых предприятий в научно-технической сфере. Средства вкладываются в следующей пропорции: 25% - федерация, столько же - субъект РФ, а другая половина - частный инвестор. Таким образом, государство берет на себя обязательства субсидировать до 50% ставки по кредитам, которые берут в коммерческих банках малые инновационные предприятия, но при условии, что к софинансированию этих ставок на конкурсных условиях подключаются региональные власти, заинтересованные в развитии на местах малых предприятий. Сильной стороной этого проекта является то, что государственные средства следуют за средствами частного инвестора, а не вкладываются в полном объеме на основе решения некоего чиновника из фонда. Вкладывая деньги, частный инвестор реальнее оценивает риски, а значит, выше вероятность выигрыша государства. При долевом участии государства частному инвестору выгодно работать с проектами стоимостью 200-500 тыс. дол. Важно и то, что такие фонды обязаны рассматривать все заявки и после оценки рисков финансировать самые перспективные. Такая схема венчурного финансирования неплохо отработана в европейских странах (Великобритания, Франция). Преимущество данного проекта заключается и в том, что обычно срок его окупаемости - 5 лет. Затем государство может из него выйти, продать спою долю в бизнесе и вернуть вложенные средства. При этом компания будет продолжать работать. В лом году запланировано профинансировать минимум 100 проектов. В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год"14 на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, выделено 1, 5 млрд. руб. Исходя из указанного постановления часть этих средств должна быть потрачена на поддержку малых инновационных предприятий. Если данная программа покажет свою эффективность, то в 2006 г. Правительство РФ выделит на поддержку малых предприятий еще больше средств15. Таким образом, в нашей стране уже создан потенциал для развития венчурного финансирования малого бизнеса. Эффективность принимаемых мер в данном направлении покажет практика. 1 Архипов А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики - 1997. - N 4. 2 Ханс Версхоор. Венчурный капитал в России. - Глава в книге "Расширение доступа малого бизнеса к финансированию в России". Тасис СМЕРУС 9803. Поддержка малого предпринимательства. - М., 2002. 3 Ханс Версхоор. Указ, соч. - С. 391. 4 Хапс Версхоор. Указ. сом. - С. 392. 5 'Экономика и жизнь. - Московский выпуск. 2004.N 18. 6 Экономика и жизнь. - Московский выпуск. 2004, N 19. 7 Утверждено постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 N 65 "О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (в ред. от 13.07.2004) / СаПП РФ. 07.02.1994, N6, ст. 447. 8 Ханс Всрсхоор. Указ, соч. - С. 393. 9 Собрание законеодательства РФ. 10.01.2000. N 2, ст. 240. 10 Лишь Конвенции между Правительством РФ и Правительством Португальской Республики от 29.05.2000 "Об избежание двойного налогообложения и предотвращения от уклонения т уплаты налогов в отношении налогов на доходы" отмечено, что узуфрукт - это любое право пользования недвижимым имуществом. 11 СЗ РФ, 1998, N 16, ст. 1798. 12 Расширение доступа малого бизнеса к финансированию в России. - М., 2002. - С. 87. 11 Расширение доступа малого бизнеса к финансированию в России. - М., 2002. - С. 83. 14 Российская газета. - 2004. - 28-29 декабря. 15 Российская газета. - 2004. - 8 декабря. Источник: "Финансы и кредит", 20.02.2006 |