Страсти вокруг интеллекта


Проект четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященный регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности, еще до внесения Президентом в Государственную Думу в июле 2006 года вызвал массу кривотолков. Разработчики проекта, который тут же окрестили "неинтеллектуальным кодексом", подверглись жесткой критике.

Многие эксперты, бизнесмены и парламентарии говорили, что кодификация норм интеллектуального права несвоевременна, что глупо отменять одним махом все законы в этой сфере, что проект не соответствует нормам международного права и российской Конституции. Мало-помалу страсти улеглись, в законопроект был внесен ряд изменений, и 20 сентября он был принят Государственной Думой в первом чтении - за него проголосовал 421 депутат. Но до сих пор у четвертой части Гражданского кодекса остается много противников. На прошлой неделе в Государственной Думе прошли парламентские слушания по этому вопросу, где все желающие смогли высказать свои опасения насчет последствий принятия законопроекта, а сторонники этого шага, в свою очередь, рассказали о его целесообразности. Как и во время первого чтения, вокруг принятия документа разгорелась бурная дискуссия.
По словам разработчиков - специалистов Исследовательского центра частного права при Президенте РФ - законопроект призван объединить и систематизировать законодательство об интеллектуальной собственности, усилить ответственность за нарушение авторских и других исключительных прав, а также завершить колоссальную работу над Гражданским кодексом и признать утратившим силу ГК 1964 года.
Разработчики законопроекта уверены, и их поддерживает Правительство РФ, что реальному улучшению сложной ситуации в интеллектуальной сфере, характеризующейся сегодня несоблюдением авторских прав и разгулом производителей контрафакта, может служить лишь полная кодификация норм интеллектуального права, связанная с отменой всех шести действующих законов в этой сфере. "К сожалению, на обсуждение проекта от внесения в Государственную Думу до принятия в первом чтении мы потратили очень много времени - больше, чем было потрачено на подготовку проекта в целом, - отметил первый заместитель председателя Совета исследовательского центра частного права при Президенте РФ, доктор юридических наук, профессор Александр Маковский. - Все возражения сводились к тому, что лучше иметь шесть разрозненных и достаточно старых законов и отдельные "ошметки" в других законах, чем один кодифицированный гражданский акт. Эти вопросы придуманы для того, чтобы поставить препоны принятию этого проекта".
Александра Маковского поддержал заведующий кафедрой гражданского права Московского государственного университета Владимир Умаров, который считает, что включение положений об интеллектуальной собственности в Гражданский кодекс не только отвечает многолетней традиции отечественного законодательства, прерванной в начале 1990-х, но и вносит большую ясность в этой сфере. "У нас есть шесть разрозненных, противоречивых законов, одни и те же вопросы в которых регулируются совершенно по-разному, - говорит Умаров. - Нет стабильности: посмотрите, например, на Закон "Об авторском праве и смежных правах", в который вносили десятки изменений. Откуда взята крупнейшая серия поправок 2003 года? Из проекта Гражданского кодекса, разработанного Исследовательским центром частного права, который упорно отклоняли на протяжении последних десяти лет".
А многие считают, что смысл дальнейшего обсуждения по перечисленным позициям есть. "Я глубоко уважаю Президента и Государственную Думу, но истина дороже, - с этих слов начал выступление директор Республиканского института интеллектуальной собственности Георгий Лопатин. - Законопроект не соответствует Конституции РФ. Правовое регулирование интеллектуальной сферы - это комплексное регулирование, только часть вопросов относится к гражданскому праву. В соответствии с Конституцией законы, действующие в этой сфере, нельзя отменить". Лопатин считает нелогичной "гонку с кодификацией норм интеллектуального права". Она, по мнению директора института интеллектуальной собственности, приведет к очередному кризису, связанному с переходом на новое регулирование отношений в этой сфере. Ведь к законам, принятым в начале 90-х, привыкали около десяти лет
Того же мнения придерживается заместитель главы представительства Еврокомиссии в РФ Пол Вандорен, отметивший, что "принятие такого важного документа на столь позднем этапе переговоров о вступлении в ВТО не является правильным шагом". В любом случае, подчеркнул Вандорен, перед рассмотрением законопроекта следует получить заключение ВТО и Всемирной организации интеллектуальной собственности. "Феерический успех первого чтения" напомнил главе Комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмиле Нарусовой всеобщее "одобрямс".
"Успех первого чтения, - считает Людмила Нарусова, - объясняется отсутствием серьезной предварительной работы. Меня смущает некоторая поспешность при обсуждении и принятии этого законопроекта, а также игнорирование норм международного права, которые являются приоритетными для национального законодательства. Замечания о том, что "они нам не указ", что эксперты международного права ничего не понимают в нашем национальном законодательстве, мне кажется некорректным. Мы имеем дело с миной замедленного действия, подвергая сомнению Основной Закон России и упраздняя все законы по интеллектуальной собственности. Разработчики законопроекта считают, что это "ошметки законодательства" - я бы не стала столь негативно относиться к предшествующим законодателям. Не стоит обольщаться феерическими успехами при прохождении законопроекта в первом чтении в Государственной Думе".
Выступление Людмилы Нарусовой вызвало бурю аплодисментов. Тем не менее подавляющее большинство участников парламентских слушаний поддержали принятие законопроекта. С некоторыми оговорками. Заведующий кафедрой Института народной торговли и права Эдуард Гаврилов устроил "разнос" разработчикам терминологии закона. В проекте отсутствуют определения многих понятий, включая "интеллектуальную деятельность" и "средства индивидуализации". Нет в законе и разъяснения норм, опасных двойной трактовкой. Статья 4 части Гражданского кодекса, касающаяся ответственности за грубые нарушения, вообще содержит термины уголовного права и негражданские санкции.
Все юридические неточности и недостатки будут исправлены, а предложения экспертов, парламентариев, ученых и предпринимателей будут рассмотрены и, возможно, внесены в законопроект. Рабочей группе по его подготовке придется поспешить - времени до второго чтения осталось мало, а список изменений, которые предстоит обсудить перед рассмотрением во втором чтении, очень внушителен - одна только Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам подготовила около сотни поправок.
"Второе чтение законопроекта намечено на начало ноября, - рассказал корреспонденту "ПГ" председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, - Законопроект будет рассмотрен до конца года.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

АЛЕКСЕЙ ЛИХАЧЕВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, глава Экспертного совета Госдумы по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности:
Уверен, что президентский законопроект будет не просто внимательно, а через микроскоп рассмотрен в Государственной Думе, в Совете Федерации и в правовом управлении Администрации Президента РФ. Этот текст ко второму чтению не должен вызывать ни у кого серьезных замечаний.
Приятный момент состоит в том, что мы достигли соответствия международным соглашениям. Эта тема не должна сегодня обсуждаться.
Нужно подумать, достаточно ли рычагов одного только Гражданского кодекса для того, чтобы полностью прописать государственную политику в этой сфере? На мой взгляд, нельзя полностью уничтожать весь блок законов по интеллектуальной собственности.
Есть пожелание к нашим экспертам ускорить работу не поправками, а разработчикам документа я советую с пониманием отнестись к той ситуации, которая складывается между первым и вторым чтением. Хотелось бы также, чтобы исполнительные органы власти заранее обсудили новую систему защиты интеллектуальной собственности, которая заработает после принятия 4 части ГК. Наша работа будет сопровождаться повышенным вниманием в России и за рубежом - надо понимать, что в основу документа мы закладываем, в том числе, базовые принципы развития российской экономики на долгие годы вперед.


/"Парламентская газета", 11.10.06/