Специалисты отмечают кризис инновационного мышления. Потрачено много денег, создано много программ, документов, но результат незначительный, так как внедренческий кризис продолжается со времён перестройки, налицо также инвестиционный застой, практически дезорганизована система изобретательства. В последнее время много говорится о переходе экономики на инновационный путь развития. "Интеллектуальная собственность должна стать одним из основополагающих элементов рынка", слышится отовсюду. Между тем пока остаётся неясным, какую именно модель инновационного развития выберет Россия. По классификации ООН существуют страны трех типов экономик: сырьевой, технологической и инновационной. Стоимость продукции в этих экономиках разная: в сырьевых - 100 долларов за 1 кг продукции, в технологических - до 20 тысяч долларов, в инновационных (производство космической техники, высокоточного оружия) - до 1 млн. долларов за килограмм. Моделей инновационного развития достаточно много. Даже страны СНГ создают свои собственные, например Казахстан, Белоруссия. Но все существующие в мире модели инновационной экономики объединяют общие принципы: бережное отношение к новым идеям (система выявления, поддержки), пропатентная политика, недопущение утечки информации из страны, сбор научно-технической информации по всему миру и насколько возможно ее практическое применение. Одна из наиболее успешных моделей - американская правовая модель, основанная на большом количестве законов. Начиная с 1980 года в США принято более 30 законов, направленных на инновационное развитие. Есть даже закон "О японской научно-технической литературе". Приняты федеральные программы: по развитию перспективных технологий, знаний и технологий двойного назначения, инновационных исследований малых фирм, передачи технологий малым предприятиям, разработаны соответствующие механизмы, позволяющие законам работать. Создана и инфраструктура - национальный центр передачи технологий, региональные центры, офисы исследований и применения технологий, ассоциация федеральных лабораторий передачи технологий. В результате, по некоторым оценкам, США сегодня обладают 70 процентами всех мировых технологических новинок. Японцы длительное время жили за счет заимствования технологий, но жесткий финансовый кризис заморозил экономику, произошло технологическое отставание. В июле 2002 года создан Стратегический совет, где вырабатываются перспективы политики в области интеллектуальной собственности. В том же году принят основной закон - "Об интеллектуальной собственности". Модель инновационного развития в Японии основана на национальной идее - "превращение в нацию, основанную на интеллектуальной собственности", когда вся политика, осуществляемая органами власти, уделяет первостепенное внимание изобретениям, творчеству и производству нематериальных активов. Программа потрясает своей комплексностью - учтено все, не только финансовая часть, налоговые и таможенные льготы, но и воспитательная, образовательная составляющая. В школах, в университетах проводятся курсы, где преподаются основы знаний об интеллектуальной собственности; созданы центры, куда может прийти каждый японец и рассказать о своей идее, ему помогут ее оформить, продвинуть, запатентовать. В России же специалисты отмечают кризис инновационного мышления. Потрачено много денег, создано много программ, документов, но результат незначительный, так как внедренческий кризис продолжается со времен перестройки, налицо также инвестиционный застой, практически дезорганизована система изобретательства. Между тем завершается разработка Концепции реформирования законодательства РФ с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий. Программа реформирования предполагает наряду с внесением согласованных изменений и дополнений в действующие законодательные акты, прямо или косвенно регулирующие инновационную сферу, разработку специальных законопроектов. В первую очередь намечается подготовить законопроект, посвященный регулированию процессов передачи технологий. Предполагается, что в него войдут нормы "обременения" прав на объекты интеллектуальной собственности, созданной в результате выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет различных источников. Будет также определен порядок распоряжения такими правами, установлены обязанность правообладателей использовать полученные патенты и последствия ее неисполнения. В законопроекте предусмотрен также порядок передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности, созданных по государственным контрактам. В нем будут регламентированы действия, связанные с распоряжением правами на результаты интеллектуальной деятельности. И, кроме того, в законопроекте будет установлен порядок заключения и регистрации сделок, предметом которых является экспорт технологий. - Нормы будут дополнены комплексом изменений и дополнений в действующие федеральные законы для устранения барьеров между сферами разработки, производственного использования и коммерческой реализации наукоемких технологий и продуктов - Бюджетный и Таможенный кодексы, патентный закон, законы о государственном прогнозировании, о коммерческой тайне, об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, об информации, информатизации и защите информации, об инвестиционной деятельности, о науке и государственной научно-технической политике и так далее, - говорит директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг. Отдельным законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ, направленные на стимулирование инновационной деятельности. Они коснутся положений о льготных условиях налогообложения деятельности научных организаций, организаций, участвующих в производстве и коммерческой реализации научных знаний и технологий, а также организаций, финансирующих инновационную деятельность. Концепция реформирования законодательства России в инновационной сфере включена в план законотворческой деятельности Минобрнауки. В течение 2005-2006 годов законопроекты будут поэтапно поступать на рассмотрение Правительства. МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ Юрий НАЗМЕЕВ заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Развивать законодательство в инновационной области деятельности очень важно. После того что пережила наша наука за последние полтора десятка лет, Российскому государству необходимо принять кардинальные меры по повышению социального статуса и авторитета ученого. Острым вопросом, касающимся правового статуса научного работника, является закрепление за ним права интеллектуальной собственности. Это особенно важно с учетом того, что нередки случаи, когда ловкие дельцы, иностранные фирмы и фонды, сотрудничая с учеными, навязывают им кабальные условия, присваивая их права на результаты научной деятельности. "Работодатели" пользуются не только тяжелым финансовым положением ученых, но и их незнанием своих юридических прав. Ученые, обычно теоретики - математики и физики, работая в зарубежных университетах при лабораториях или кафедрах, вынуждены отдавать свои работы, и те выходят в печати под фамилиями вроде бы уважаемых в научном сообществе профессоров. Это явление уже получило определение "научное рабство". К сожалению, о нем почти никто не говорит вслух. Закон о правовом статусе научных работников позволил бы им более четко знать и защищать свои права. / |