Мимо зоны: Первый бой за создание особых экономических зон Урало-Западносибирский регион проиграет

Первый бой за создание особых экономических зон Урало-Западносибирский регион проиграет. У нас есть оригинальные проекты, но для их продвижения не хватает амбиций и умения работать с федеральными властями


Вечером 2 ноября в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами вздохнут с облегчением: наконец­то прекратится ажиотаж, ходоки из регионов перестанут обивать пороги и терзать чиновников вопросами. В эту среду заканчивается прием заявок от российских регионов, желающих получить на своей территории такое благо, как особая экономическая зона (ОЭЗ). Не успевшие подать документы будут ждать конца 2007 года - второго тура отбора проектов ОЭЗ.


Впрочем, повезет все равно не всем: слишком высок проходной балл в конкурсе. Среди участников (они официально не называются) - более половины из 89 субъектов федерации, причем некоторые подали не по одной заявке, а на кону только десять экспериментальных площадок, которые предполагается создать в 2006 году.

По подсчетам "Э-У", основанным на опросе региональных властей, субъекты УралоЗападносибирского региона подадут более десяти предложений. Итоги конкурса федеральные чиновники планируют подвести после 20 ноября. Но уже сейчас можно утверждать: наши проекты вряд ли попадут в первую десятку. Скепсис будет понятен, если взглянуть на классификацию проектов особых экономических зон Урала и Западной Сибири, которую мы подготовили, проанализировав полученные из регионов данные.

Опасность затеряться
Резидент ОЭЗ - дело непростое. Глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов жестко заявил: проекты регионов должны быть подкреплены финансовыми ресурсами. Как известно, в создание ОЭЗ инвестор должен вложить 10 млн евро, из них миллион - уже в первый год. При этом перед субъектами федерации стоит сложная задача - выделиться среди конкурентов и не стать очередным претендентом на создание места для сборки иностранных автомобилей (с таким пожеланием уже выступило четыре российских региона). Еще одно условие - поддержка властей: именно администрации субъектов федерации должны подавать заявки, выступать лоббистами проектов и вести их от начала до конца.

Первыми в нашей классификации идут проекты ОЭЗ, в которых, на первый взгляд, есть все: обоснование создания зоны, договоренность с потенциальными инвесторами, энтузиазм властей. Однако минус этих предложений (при всей их пользе для экономики Урала) - в заурядности: нет неординарной идеи.

К примеру, Южный Урал. Как сообщила начальник центра по привлечению инвестиций и повышению инвестиционной привлекательности министерства экономического развития Челябинской области Ольга Пескова, планируется создать две особые экономические зоны промышленно­производственного типа. Первая будет в Троицке, резидентов - четыре. Проект предусматривает организацию производства листового стекла по флоат­технологии, окрашенных сэндвич­панелей на основе базальтового минеральноватного полотна, окон и дверей из ПВХ, а также сборочного производства легковых автомобилей. У всех проектов один инвестор, кто - не разглашается. Особая экономическая зона в поселке Локомотивный будет медицинской направленности: первый резидент планирует заняться созданием современного фармацевтического производства инфузионных растворов, второй - оборудованием. Инвестор также один. Ольга Пескова говорит, что губернатор Челябинской области Петр Сумин поставил перед правительством задачу принять участие в конкурсе и выиграть его. С первым чиновники справились. Со вторым - жизнь покажет: по нашим данным, на конкурс подана не одна заявка, касающаяся стройиндустрии и фармацевтики.

Пермская область (с 1 декабря Пермский край) оказалась одной из самых продвинутых: по словам вицегубернатора Михаила Антонова, будут поданы три заявки на организацию ОЭЗ. Промышленнопроизводственную зону хотят организовать в Добрянском районе, технико­внедренческую - на базе Пермского государственного технического университета (ПГТУ). Резидентами Добрянской ОЭЗ станут бумажный, картонный и мебельный комбинаты, а также заводы по производству МДФ, ДВП и фанеры. В будущем планируется также построить торговый центр и порт. Договоренности с инвесторами о финансировании этих проектов уже достигнуты. Однако, как сообщил председатель департамента промышленности и науки Пермской области Дмитрий Полетаев, с заявками на организацию лесопромышленных производств выступают большинство субъектов РФ. У Перми есть реальный шанс затеряться в толпе.

В технико­внедренческой зоне совместно с ПГТУ научными разработками будут заниматься Пермский научный центр УрО РАН и АКБ "Темп" (находятся на территории комплекса ПГТУ). Направление будущих разработок пока не раскрывается. Но если учесть, что в пермский центр РАН входит Институт технической химии и существует много проектов ПГТУ, связанных с этой отраслью (производство стеклобетона, радиокерамики), скорее всего, именно химическая тематика и выбрана. Исполнительный директор Пермского фонда содействия венчурным инвестициям Андрей Мущинкин, участвовавший в разработке проекта заявки, перечислил преимущества, которые позволят выделиться: соответствие размера площадки комплекса ПГТУ установленному законодательно (2 кв. км), готовая инфраструктура на земле, находящейся в федеральной собственности, близость к центру города, наличие инновационных разработок. Между тем, по данным "Э-У", сосед Перми Башкирия также намерена выдвинуть химическую заявку.

Как точно сказала начальник отдела экономической социологии Института экономики УрО РАН Алла Суховей, чтобы быть замеченными на федеральном уровне, регионам не надо заниматься мелкими локальными проектами: "Вся эта мелочевка будет проигрывать и затеряется в общей массе. Нужно участвовать в реализации крупных проектов, выступать в них в качестве головных организаций, тогда есть возможность получить финансовую поддержку через федеральную целевую программу".

Два в одном
На Урале и в Западной Сибири есть проекты, которые соединяют в себе оригинальную идею и наличие серьезного инвестора. Взять хотя бы Свердловскую область, правительство которой подготовило заявку с кодовым названием "Титановая долина". Планируется, что в Верхней Салде на свободных муниципальных площадях в течение четырех лет корпорация ВСМПОАвисма организует новое механическое производство изделий из титана. Будут созданы шесть­восемь отдельных направлений (в том числе машиностроительное, конечных деталей самолетов, узлов крупногабаритных изделий), порядка 3 тыс. рабочих мест. ВСМПО (возможно, с привлечением одного из крупнейших подразделений американской компании Boeing) готово направить в проект порядка 300 млн долларов. Практически вся продукция будет ориентирована на экспорт, что позволит в короткие сроки окупить вложения. Среди очевидных преимуществ проекта - готовность инвестора вкладывать деньги немедленно. Есть, правда, технический минус, по которому "Титановой долине" могут отказать: площадь зоны всего 9 гектар, или 0,09 кв. км (цифра в законе "Об ОЭЗ" - 20 кв. км).

Есть и концептуальные препятствия. Во­первых, конфликт нынешних и бывших собственников корпорации - топ­менеджеров "ВСМПОАвисма" Владислава Тетюхина и Вячеслава Брешта и ЗАО "Ренова" (подконтрольно совладельцу СУАЛХолдинга Виктору Вексельбергу). "Ренова" пытается отсудить акции титановой корпорации, которые ранее она продала Брешту и Тетюхину в рамках достигнутого между ними соглашения (подробней см. "Шаг назад", "Э-У"№ 39 от 17.10.05). Неизвестно, чем закончатся судебные разбирательства и будет ли проект ОЭЗ нужен СУАЛХолдингу в случае его победы. В компаниях ситуацию не комментируют.

Второе негативное обстоятельство - нюансы свердловской областной политики. Поясним: изначально подготовкой заявок на ОЭЗ занималось областное Минпромэнерго. Однако в тот момент, когда пакет документации был уже практически сформирован, и буквально за две недели до окончания приема заявок в Москве, в правительстве Свердловской области приняли решение о передаче функций сопровождения ОЭЗ в министерство экономики и труда. Столь странные перетасовки не впервые происходят в свердловском правительстве, они вполне в стиле политики "сдержек и противовесов", которую проповедует губернатор Эдуард Россель. Но политика политикой, а проектам ОЭЗ смена куратора на полпути однозначно не пойдет на пользу.

По этой же причине может пострадать и другой свердловский проект - создание ОЭЗ технико­внедренческого типа "Муранитная" в городе Заречный. Он также передан из Минпромэнерго в Минэкономики. Планируется, что резидентом этой зоны (он же инвестор и основной участник проекта) станет фирма "УралЕвро", готовая вложить 10 млн евро в обработку редкоземельных металлов, производство высокотехнологичных магнитов, технических газов и фармпрепаратов на основе изотопов. Официальной информации о фирме "УралЕвро" нет. По некоторым данным, ее акциями владеют областные власти, Минатом, а также американский инвестор Shannel Construction Worldwide Ltd. Последний известен тем, что в 2003 году объявил о готовности вложить 50 - 80 млн долларов в строительство завода по переработке моноцита в Красноуфимске, где хранится 82 тыс. тонн этого радиоактивного сырья. Если заявка ОЭЗ "Муранитная" будет одобрена, то переработкой монацитового концентрата и извлечением из него редкоземельных металлов будут заниматься в Красноуфимске с дальнейшей производственной цепочкой в Заречном.

Есть еще одна интересная заявка, обратить внимание на которую нашему журналу посоветовали в полпредстве Уральского федерального округа. Это создание особой экономической зоны технико­внедренческого типа в Тюмени: именно с ней власти УрФО связывали особые надежды. Проект носит название "ЗападноСибирский инновационный центр нефти и газа". Заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь отказался рассказывать какие­либо подробности до окончания конкурса в Москве. А генеральный директор ОАО "Сибирский научноаналитический центр" (СибНАЦ, по данным полпредства, разработчик тюменского проекта) Анатолий Берхунцев заявил: "Создание в Тюмени особой экономической зоны обсуждалось в администрации области. Наш центр должен был выступить соучастником проекта, но дальше разговоров дело не пошло".


Тем не менее власти Тюменской области за несколько дней до окончания срока подачи заявок в Федеральное агентство заявили, что успеют направить предложение. Стали известны и некоторые детали: месторасположение ОЭЗ - Заречная часть Тюмени в районе озера Алебашево, специализация - разработка технологий для нефтегазовой промышленности. В случае одобрения заявки на базе этой ОЭЗ планируется создать еще и технопарк. Предварительное согласие на участие дали вузы области и несколько предприятий: ОАО "Тюменские мотостроители", ОАО "Тюменский электромеханический завод" и другие. Источник инвестиций не называется.

Идея тюменцев логична: исторически они связаны с газовым ЯмалоНенецким и нефтяным ХантыМансийским автономными округами. Практически все машиностроение Тюмени работает на нефтегазовый комплекс, а региональные вузы готовят специалистов и выполняют заказы для ТЭКа. Таким потенциалом не обладает ни один из субъектов федерации на Урале и в Западной Сибири, да и найти инвестиции для тюменцев не составит слишком большой проблемы. Это из числа преимуществ. Сомнение вызывает другое - степень проработанности заявки и технико­экономического обоснования проекта. Без помощи науки (а СибНАЦ является одним из главных отраслевых институтов Западной Сибири) власти региона вряд ли справятся с этой задачей.

Продается идея
Проекты особых экономических зон, которые вошли в нашу третью категорию, хороши всем. Вот только для их осуществления пока нет либо денег, либо административных ресурсов, либо того и другого. Удмуртия - яркий пример. В республике, знаменитой автоматами Калашникова и пистолетами Макарова, правильно рассудили, что конкурентов в области создания стрелкового оружия у них нет. И после объявления федерального конкурса решили создать технико­внедренческую зону "Стрелковое оружие и патроны". Даже собрали рабочую группу из сотрудников министерств экономики, промышленности, представителей ОАО "Ижмаш", ФГУП "Ижевский механический завод" и Ижевского технического университета. О том, в каком состоянии работа над заявкой по созданию ОЭЗ, в правительстве Удмуртии сегодня молчат.

Причины отказа от официальных комментариев в кулуарах называют разные. Во­первых, говорят о сложной политической ситуации: до 16 октября проектами ОЭЗ чиновникам заниматься было некогда, поскольку в Удмуртии шла большая кампания - готовились к выборам в муниципалитетах и городскую думу Ижевска. Во­вторых, по неофициальным данным, президент республики Александр Волков не обозначил отношения к созданию в регионе особой зоны. Втретьих, власти региона настроены пессимистично: они не верят в победу, так как, по их мнению, на конкурс могут быть заявлены новые технологии, представляющие гораздо больший интерес для экономики России, чем производство оружия. Проблемой для Удмуртии может стать и ограниченность инвестиционных и инновационных возможностей: до сих пор не составлен перечень резидентов и инвесторов зоны, которые смогут вложить в ее создание и функционирование 10 млн евро. Плюс к этому для предприятий и научных организаций, работающих в оружейной сфере, характерен износ основных фондов.

Незаурядная идея создания ОЭЗ есть в Зауралье. Как сообщил заместитель губернатора, директор департамента экономического развития и инвестиций Курганской области Николай Болтнев, регион намерен создать технико­внедренческую зону на базе знаменитого исследовательского института им. Илизарова. Название проекта - "Реконструктивновосстановительное лечение повреждений и заболеваний опорнодвигательного аппарата", его планируют реализовать за пять лет. Но для этого необходимо привлечь инвестора, который сможет вложить 4,762 млрд рублей - такова общая смета по проекту. По словам Николая Болтнева, поиск инвесторов продолжается. Источник в курганском правительстве говорит, что интерес уже проявили как российские бизнесмены, так и иностранный капитал, однако конкретная информация пока не разглашается.

Власти Зауралья возлагают большие надежды на проект создания ОЭЗ на базе Илизаровского центра: "Он социально значим, российская медицина нуждается в новациях. Поэтому мы считаем, что шансы на победу на первом этапе конкурса достаточно высоки". Между тем желающих сыграть на социальной значимости среди регионов тоже достаточно. Так, сенатор Оганес Оганян, представляющий в Совете Федерации интересы Коми­Пермяцкого АО, считает, что для Перми единственный способ выделиться - представить на конкурс социально значимый проект ОЭЗ, связанный с развитием депрессивного округа Коми. В результате власти Пермской области подают "лысую" заявку: площадка в Коми с инфраструктурой под промышленно­производственную зону. Резидентов нет. Инвесторы тоже не спешат: в частности, финская компания Stora Enso, которая уже несколько лет ведет с властями переговоры о строительстве целлюлозного комбината на территории Прикамья, отказалась прийти в ОЭЗ Коми изза опасений, что необходимость развития инфраструктуры увеличит стоимость проекта в разы.

Кроме того, по мнению Аллы Суховей, нужно иметь в виду, что статус ОЭЗ с ее льготами дается лишь на 20 лет и больше не возобновляется: "Особые экономические зоны будут создаваться резидентами, которые в состоянии быстро окупить вложенные средства. Отсюда довольно грустный вывод: развития высоких технологий с помощью ОЭЗ, наверное, не произойдет или оно будет незначительно. Практика показывает, что высокотехнологичный сектор (компьютерные технологии, биотехнологии) - рисковая сфера. Поэтому большее развитие получат не технико­внедренческие, а промышленно­производственные зоны. Или еще вариант: зарубежные инвесторы будут создавать у нас вторичные, вспомогательные производства, не используя региональный потенциал. Это путь ряда стран ЮгоВосточной Азии, в которых методом сборки создаются компьютерная, оргтехника, автомобили".

Дыры в законе
У уникального курганского проекта ОЭЗ есть, кроме финансового, еще один барьер. Как отметил представитель уральского полпредства, заявка от Зауралья не имеет шансов на прохождение, так как не соответствует закону "Об ОЭЗ": "Зона, предлагаемая Курганом в качестве технико­внедренческой, скорее относится к рекреационному типу". Туристическо­рекреационные ОЭЗ законодательством не предусмотрены, хотя по инициативе группы депутатов в Госдуму внесены поправки, предполагающие их создание.

Ясно, что в "первую волну" проекты, касающиеся этой сферы, не попадут. Между тем на Урале есть территории, обладающие уникальными климатическими условиями, где уже созданы развитые оздоровительные комплексы, например санатории "Усть­Качка" и "Обуховский". "Для таких проектов инвестиции можно было бы найти, поскольку санаторно­курортное лечение - это коммерческие услуги. Более того, если рассматривать эти территории в перспективе как зоны, где будут развиваться технологии оздоровления, медицинского обслуживания, то также было бы интересно создавать на этих базах ОЭЗ. Это перспективное направление", - считает Алла Суховей. Институт экономики УрО РАН подготовил ряд предложений, которые касаются расширения перечня особых экономических зон и уточнения их статуса. Ученые считают, что наибольший потенциал для создания высокотехнологичного производства сосредоточен в закрытых территориальноадминистративных образованиях, но с созданием особых зон в ЗАТО возникают трудности (см. интервью с директором института экономики УрО РАН Александром Татаркиным, с. 16). Предложения институт направил в правительство РФ.

Пострадают от несовершенства закона "Об ОЭЗ" и другие территории. Челябинск, Оренбург и Курган, которые граничат с Казахстаном, в один голос предлагают создать дополнительный тип ОЭЗ - приграничной торговли или свободной таможни. Руководитель НК "Центр стратегического планирования и развития Оренбургской области" Вячеслав Кузьменко так объясняет позицию: "Оренбуржье - это "форпост" российского государства, мы можем объективно исполнять роль естественного моста, который связывает Европейскую часть России с государствами Центральной Азии. Сегодня наметилась новая тенденция в отношениях между сопредельными территориями Республики Казахстан и Оренбургской области. Это отношения бизнессообщества и общественных структур. Для совершенствования этих отношений необходимо иметь развитую транспортную инфраструктуру: целесообразно это сделать через создание ОЭЗ". Мировой опыт (см. иллюстрациюдиаграмму на с. 10) предусматривает зоны свободной торговли, однако в российской практике такой вариант пока не обсуждается.

Участие ради участия
Последняя категория проектов особых экономических зон, которую мы выделили, - "темные лошадки".

Возьмем, к примеру, Оренбургскую область: как сообщил заместитель директора регионального департамента экономического развития и внешних связей Александр Калинин, областные власти намерены подать заявку на создание двух ОЭЗ. Первая - промышленно­производственная: выпуск сельскохозяйственной техники. Вторая также связана с сельским хозяйством: технико­внедренческая для новейших разработок Оренбургского государственного университета (ОГУ), аграрного университета (ОГАУ) и индивидуаловизобретателей. Подробности власти не сообщают, но очевидно, что сельскохозяйственная направленность связана с тем, что 42% населения Оренбуржья проживают в сельской местности и заняты на соответствующем производстве. Заметим, что в Оренбургской области, как и в Удмуртии, 16 октября прошли выборы в муниципалитетах, и это политическое событие оказалось для властей важнее, чем подготовка заявок на ОЭЗ.

Много неясностей с Башкирией. От официальных комментариев в правительстве республики отказались, но источник в администрации президента Башкирии сообщил, что власти нацелены на то, чтобы создавать особые экономические зоны. Предложенные на конкурс проекты будут связаны с машиностроением и нефтехимией. Среди сложностей отмечаются короткие сроки, которые определило регионам правительство РФ. "Методические рекомендации были утверждены только в сентябре, а проекты мы должны представить уже в ноябре. Качественно подготовить их не представляется возможным. Было бы логично перенести сроки проведения конкурса на начало нового финансового года - 1 января. При этом, на мой взгляд, при отборе проектов приоритетными для правительства должны стать территории с сильной финансово­экономической базой. Какой смысл "спасать" депрессивные регионы? Башкирия - один из сильнейших субъектов федерации России. Поэтому мы оцениваем шансы на прохождение наших проектов достаточно высоко", - говорит представитель администрации Башкирии.

Оптимизм не совсем понятен: по нашим данным, окончательное решение о том, какие предложения будут поданы на федеральный конкурс от республики, примут лишь 1 ноября, а последний срок подачи заявок, напомним, 2 ноября.

Субъективный фактор
Региональные чиновники и эксперты считают, что проекты особых экономических зон, которые будут реализованы в первой десятке, определены в Москве задолго до объявления конкурса. "Интересы Урала на федеральном уровне в какой­то мере ущемляются. Уже сейчас заявлено, что в перечень регионов, где будут проводиться эксперименты по отработке ОЭЗ, войдут Московская, Ленинградская и Новосибирская области. Урала среди них нет. Хотя желание от нас звучало. В частности, один из инициаторов организации ОЭЗ - технополис Заречный - так и не попал в перечень первоочередных проектов. Кроме того, у нас была идея создания научнотехнологического парка информационных технологий на базе Института математики Академии наук. На заявку, которая была передана в правительство РФ, мы получили ответ, что данный проект до 2008 года рассматриваться не будет", - говорит начальник отдела экономической социологии Института экономики Алла Суховей.

В Удмуртии солидарны с башкирскими коллегами и сетуют на нехватку времени: "Настораживает поспешность оформления документов для участия в конкурсе и абсолютно нереальные сроки для их подготовки". Как говорит один из удмуртских чиновников, "многие регионы просто не успеют подготовить заявки и не будут участвовать в конкурсе. Это свидетельствует только об одном - ОЭЗ уже определены. Регионы, в спешном порядке готовящие документы, призваны создать видимость конкурсного отбора".

Возникает вопрос: почему мы оказались не готовы к федеральному конкурсу на создание ОЭЗ? О том, что он будет проводиться, стало известно не в середине сентября: маховик закрутился еще весной этого года. То есть у регионов было более полугода, чтобы придумать оригинальные идеи и приступить к подготовке грамотных бизнеспланов.

Ответов на этот вопрос несколько. Первый и самый простой - обычная российская обломовщина: мы привыкли действовать по принципу "вчера было рано, сегодня - некогда, а завтра - поздно". Второй - отсутствие у региональных руководителей амбиций и психологическая инертность: не секрет, что субъективный фактор - это одна из главных движущих сил. Александр Татаркин приводит в пример город Заречный: "Когда мэром города был Георгий Леонтьев, он к идеям, которые ему предлагались наукой, приделывал ноги. У него была пробивная сила, он доводил проекты до принятия организационных решений. Нынешний мэр этого боится, не пользуется авторитетом, которым пользовался Леонтьев, и сегодня технополис Заречный существует по инерции".

Третья причина - наши регионы так и не научились качественно и быстро составлять бизнеспланы, находить формы продвижения и объяснять инвесторам механизмы финансовой и организационной поддержки. Как показал наш опрос, практически ни одной ФПГ (крупным металлургическим, трубным холдингам и нефтегазовым компаниям) УралоЗападносибирского региона не было предложено поучаствовать в проектах ОЭЗ, а представители многих из них узнали о создании таких зон только из прессы.

Но не все потеряно. У регионов есть два пути, по которому они могут пойти, если заявки Урала и Западной Сибири не выиграют в первом федеральном конкурсе. Первый: разработчики проектов увидят, как будут проходить эксперименты по созданию ОЭЗ в России, и этот опыт позволит им доработать существующие заявки или выдвинуть во второй тур новые. Второй: начать реализацию проектов без поддержки федерального центра, чтобы ко второму туру подойти уже с практическими результатами. Так намерена поступить Пермь. Это единственный регион, который заявил, что попытается самостоятельно, за счет областных бюджетных ресурсов, создать технопарк на территории комплекса Пермского государственного технического университета.

*******

Кляксы роста

Редакционная статья

США. Действуют около 253 зон внешней торговли, где развиваются предприятия, производящие готовую продукцию на базе местных и зарубежных комплектующих. Препятствуют сокращению рабочих мест и способствуют росту внешней торговли.

Великобритания. Существует 30 зон, направленных на стимулирование экономики регионов, где в течение длительного времени наблюдался значительный спад активности. В объекты на территории этих зон вложено более 2 млрд фунтов стерлингов частных инвестиций, создано 60 тыс. дополнительных рабочих мест.

Китай. На территории особых экономических зон зарегистрировано около 45 тыс. предприятий (18% от общего количества). Объем иностранных инвестиций в предприятия ОЭЗ превысил 31 млрд долларов, объем их промышленного производства - 30 млрд долларов, в том числе на экспорт - около 10 млрд долларов.

Южная Корея. В 2004 году существовало 17 видов особых экономических зон. В частности, семь зон иностранного инвестирования занимали площадь в 1,6 млн кв. м, а сумма вложений в них составила 848 млн долларов.

Источник: Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами



Cкорость принятия в России того или иного законопроекта определяется степенью заинтересованности в нем первого лица государства. Показательным в этом плане стало принятие закона, предполагающего создание в нашей стране особых экономических зон (ОЭЗ). С момента посещения в декабре 2004 года Владимиром Путиным Индии (там ОЭЗ давно и успешно практикуются) и его февральского заявления в Новосибирске о том, что "России такие зоны нужны", прошло менее года. За это время МЭРТ РФ внесло в Госдуму законопроект "Об особых экономических зонах". Благо, писать его с нуля не пришлось: документ пылился на полках ведомства Германа Грефа три года. Не подвели и российские парламентарии, рассмотревшие и одобрившие проект за рекордные полгода. Уже в конце июля закон "Об ОЭЗ" завизировал президент. А в сентябре регионы начали высылать в Москву заявки.

Принцип "президент сказал, чиновник сделал" сработал на 100%. Власти (а именно они должны выступать в качестве подателя заявки) Урала и Западной Сибири ни на йоту не усомнились в целесообразности создания ОЭЗ на своих территориях. Так, вице-губернатор Пермской области Михаил Антонов считает, что вступление в силу закона "Об ОЭЗ" существенно изменит инвестиционную карту страны, а крупнейшие инвестпроекты, особенно с участием иностранного капитала, будут реализовываться именно в зонах: "Иметь такую на территории субъекта - значит на ближайшие 20 лет создать у себя привлекательный центр для иностранных и отечественных инвестиций. Это будут не "точки", а целые "кляксы роста"". В том же духе высказались чиновники других уральских субъектов.

США. Действуют около 253 зон внешней торговли, где развиваются предприятия, производящие готовую продукцию на базе местных и зарубежных комплектующих. Препятствуют сокращению рабочих мест и способствуют росту внешней торговли.

Великобритания. Существует 30 зон, направленных на стимулирование экономики регионов, где в течение длительного времени наблюдался значительный спад активности. В объекты на территории этих зон вложено более 2 млрд фунтов стерлингов частных инвестиций, создано 60 тыс. дополнительных рабочих мест.

Китай. На территории особых экономических зон зарегистрировано около 45 тыс. предприятий (18% от общего количества). Объем иностранных инвестиций в предприятия ОЭЗ превысил 31 млрд долларов, объем их промышленного производства - 30 млрд долларов, в том числе на экспорт - около 10 млрд долларов.

Южная Корея. В 2004 году существовало 17 видов особых экономических зон. В частности, семь зон иностранного инвестирования занимали площадь в 1,6 млн кв. м, а сумма вложений в них составила 848 млн долларов.

Источник: Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами

Между тем в 90-х годах в России уже были территории с особыми экономическими условиями: 18 свободных экономических зон (СЭЗ) и 43 закрытых территориально-административных образования (ЗАТО). Опыт оказался печальным: они фактически превратились в офшоры, а бюджет страны ежегодно лишался десятков миллиардов рублей. В результате СЭЗ ликвидировали. Исключением стали зоны в Калининградской и Магаданской областях. ЗАТО пока не тронули. Но многие мэры уже поплатились за неправомочное зачисление в доходы городского бюджета всех налоговых льгот, федеральных налогов и сборов. Череде судебных разбирательств над чиновниками ЗАТО конец не виден.

Но кто старое помянет... По словам главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрия Жданова, повторения ситуации с офшорами не будет. Особые экономические зоны с ЗАТО и СЭЗ ничего общего не имеют: и цели их различны, и функционируют они по-разному. Кроме того, "точки роста" будут создаваться по подобию западных аналогов. Правда, из мировой практики разработчики закона взяли за основу только два из четырех типов зон: промышленно-производственные и технико-внедренческие.

На первый взгляд может показаться, что российские власти наконец-то нашли способ преодоления зависимости экономики страны от добычи нефти и других природных ископаемых. Увы, не все так оптимистично. По словам директора Института экономики УрО РАН Александра Татаркина, создание особых экономических зон - в большей степени политическое решение, чем экономический расчет. Да и вряд ли шести недель, что были даны регионам на подготовку проектов, хватило для принятия взвешенных решений.

В ходе проведенного нами опроса администраций субъектов Урало-Западносибирского региона в официальном порядке удалось получить лишь однообразно положительную оценку создания ОЭЗ. Никакой конкретики. Сначала пришла в голову мысль: регионы боятся шпионажа и плагиата со стороны конкурентов. Однако по мере поступления информации из различных источников стало понятно: во многих субъектах РФ или попросту нет интересных идей, или к разработке проектов даже не приступали, или борьба чиновников за сферы влияния выше экономических интересов региона.

В спешке истина не рождается. Она рождается в спорах. Но после отмены прямых выборов глав субъектов о "губернаторской вольнице" пришлось забыть. Вот и получилось, что идея создания в России ОЭЗ принята региональными властями на "ура". И не потому, что Герман Греф вдруг создал шедевр (закон требует качественной доработки). Не смутило губернаторов и то, что центр поставил их в жесткие условия. Между тем в случае провала спрашивать президент будет не с Германа Грефа и даже не с Юрия Жданова. Держать ответ придется губернаторам. Будут ли они к нему готовы?

/"Эксперт-Урал", www.expert.ru, #41 (211), 31.10.2005/






Файлы для скачивания:
Рисунок  (Risunok.jpg, 305 Кб)