Поддержка и сопровождение 1С

Проблемы организации СМК на малых предприятиях


Лучшие результаты бизнеса для любой организации и, особенно для той, которая относится к малым предприятиям, можно получить при использовании системных подходов в управлении.

СМК можно рассматривать как комплекс необходимого организационного устройства для управления качеством, распределения ответственности и полномочий, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для достижения поставленных руководством целей. ИСО 9001:2000 признан в мире как основной стандарт, в соответствии с которым СМК сертифицируются. Как правило, причинами, побуждающими организацию внедрять и сертифицировать СМК, являются желание повысить свою конкурентоспособность. Многие заказчики - потребители продукции (услуг) предпочитают взаимодействовать с организациями, имеющими СМК, проверенную независимым органом по сертификации.
Следует подчеркнуть, что сертификация СМК на соответствие стандартам ИСО серии 9000 во всем мире осуществляется для любой организации независимо от профиля и величины. При этом органы по сертификации оценивают соответствие СМК полному набору требований стандарта. Однако организация и сертификация СМК на малых предприятиях имеет и ряд сложностей, необходимо учитывать, например, элемент скоротечности, имеющийся в малом бизнесе. Кроме того, обязательная сертификация продукции, выпускаемой малыми предприятиями, в основном отработана – от номенклатуры до выдачи сертификата, в то время как добровольная сертификация систем качества требует дополнительного вложения денег.

В Курской области значительную часть предприятий (например, занимающихся производством пищевых продуктов, изделий легкой промышленности, ремонтными работами и т.д.) можно отнести к малому бизнесу. Анализ конкурсных материалов на получение ежегодной Премии Губернатора Курской области по качеству (одним из критериев премии является разработка и внедрение систем обеспечения качества на базе международных стандартов) показал, что у малых предприятий разных отраслей промышленности имеется много сходных проблем и ошибок при организации работ по управлению качеством.

Чаще всего неэффективность СМК обусловлена недостаточной поддержкой руководителей, связанной с некомпетентностью в этих вопросах организаторов предприятий малого бизнеса. Кроме того, небольшая численность персонала на предприятиях малого бизнеса не всегда позволяет создавать функциональные структуры управления организацией, в том числе качеством, а СМК в первую очередь предполагает наличие комплекса внутреннего устройства организации и распределение ответственности и полномочий между отдельными функциональными структурными подразделениями. На малых предприятиях для реализации требований стандартов ИСО серии 9000 приходится распределять функции между небольшим числом подразделений или сотрудников. А эта задача может оказаться не из простых, когда необходимо искать компромисс при столкновении интересов сотрудников и выполняемых ими функций.

СМК, разработанные с привлечением консультантов, имеют квалифицированно разработанные документы системы, но реальную разработку должны осуществлять собственные специалисты, хорошо знающие процессы и особенности взаимодействия подразделений и персонала внутри организации. В качестве первого шага при организации СМК на малом предприятии можно рекомендовать обучение персонала современным методам управления качеством. Сложность состоит в том, что учиться нужно всем - и руководителям и рабочим. И программы обучения для каждой категории сотрудников должны быть свои. На наш взгляд, обучение управлению качеством в организации должно начинаться с руководителей высшего звена. Без главенствующей роли со стороны руководства организации работа по созданию эффективной СМК не будет иметь успеха. Степень личного участия первых лиц может быть различной: контроль за ходом реализации намеченных мероприятий по всему комплексу работ; регулярное рассмотрение на совещаниях, заслушивание отчетов ответственных за процессы и процедуры; непосредственное участие в разрешении спорных ситуаций и т.д..

Еще одним важным этапом является анализ существующей документации на ее адекватность СМК. Важно избежать бюрократизации и усложнения СМК. В соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 в комплекте документов СМК обязательным является Руководство по качеству. Для малой организации целесообразно дать в Руководстве полное описание СМК, включая все требуемые ГОСТ Р ИСО 9001-2001 документированные процедуры. В организациях малого и среднего бизнеса данные процедуры могут быть несложными, и их описание занимает небольшой объем, поэтому их можно сделать составной частью Руководства по качеству или объединить в один или несколько документов. При разработке и внедрении другой регламентирующей и регистрационно-учетной документации целесообразно соблюдать следующий принцип: если процедура важна, и ее необходимо строго выполнять в соответствии с установленным порядком, то она должна быть документирована.

Для небольших организаций цели в области качества являются важнейшим инструментом СМК. Малым предприятиям осуществить декомпозицию целей в области качества гораздо легче, чем большим, здесь перед каждым работником можно поставить свои цели и задачи. Цели в области качества, особенно для предприятий малого бизнеса, должны быть конкретны и детальны, они подлежат пересмотру по мере их достижения.

Документацию СМК малой организации целесообразно вести с использованием компьютерных технологий и режима приоритетного доступа к документам для руководителей разного уровня. Несложная структура управления позволяет вносить актуальные изменения в действующую документацию и очищать файлы от устаревших документов (формулировок) путем архивирования наиболее важных из них.

При документировании процессов в малых и средних организациях для упрощения управления ими удобно использовать различные наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, алгоритмы. Часто для малой организации, приобретающей сырье и комплектующие на крупных предприятиях, некоторые проблемы вызывает процесс закупок. Объем закупки, измеряемый единицами или долями процента от общего выпуска продукции поставщика-гиганта, не позволяет организации практически повлиять на ее качество. СМК предусматривает рассмотрение разных вариантов поставок и выбор поставщиков. При этом можно найти подходящего партнера-поставщика, обслуживающего нескольких клиентов и формирующего крупный заказ, который несет ответственность за выполнение условий заказа и может добиться повышения качества закупок.

Новая версия МС ИСО серии 9000 указывает на необходимость использования статистических методов на всех стадиях создания и управления продукцией, что стимулирует повышение качества продукции и рост прибыли, способствуя развитию организации. Однако малые и средние организации чаще всего применяют статистические методы только для контроля качества продукции, весьма редко используя их в проектировании, управлении запасами, планировании и управлении производством, маркетинговых исследованиях и т.д. Необходимо учитывать, что статистические методы вполне могут быть освоены персоналом, причем и практическое, и теоретическое обучение этим методам не сопряжено с большими трудностями, нужны лишь толковые специально разработанные методики для предприятий малого бизнеса.

Малые предприятия имеют и свои преимущества, например - более простая организация маркетинговой деятельности. Малая организация быстрее реагирует на новые вкусы потребителей и может скорее приобрести новых клиентов и удержать тех, кто уже пользуется ее продукцией, за счет повышения эффективности работы с ними.

Результаты исследования показывают, что, несмотря на наличие ряда проблем и ограниченность ресурсов, при правильной организации и четком планировании всех процессов результаты внедрения СМК оправдывают финансовые затраты и ожидания руководства, коллектива, владельцев и инвесторов. Это достигается за счет повышения удовлетворенности потребителей, более эффективной координации работы, достижения и поддержания соответствующего уровня качества производимой продукции или предостав-ляемых услуг, а также улучшения деятельности организации в целом.





По материалам портала "Качество 21 век"