Советскому "Тетрису" исполнилось 20 лет

20 лет назад на свет появилась компьютерная игра "Тетрис". Разработали ее советские программисты, которые, несмотря на мировой успех своего детища, денег на ней не заработали.

Знаменитой компьютерной игре "Тетрис" исполнилось 20 лет. Разработали ее советские программисты, которые, несмотря на мировой успех, никогда не зарабатывали на ней денег.

Идея Алексея Пажитнова была проста. На основе русской настольной игры "Пентамино" тогда еще 29-летний программист разработал игру, в которой блоки, состоящие из 4 квадратов, падают в стакан. В тот момент, когда один блок оказывается внизу, сверху падает следующий. Когда горизонтальный ряд заполнен, он исчезает, а игрок получает пункты. В противном случае блоки скапливаются, стакан переполняется, и игра заканчивается.

Разработчики создали игру для себя

Игра была разработана быстро. Друг Пажитнова Вадим Герасимов переписал ее, чтобы в нее можно было играть также на западных компьютерах IBM. Оба друга часами играли в разработанную ими самими игру. В конце концов, именно для этого она и была создана. О распространении, а тем более, продаже разработки они тогда не думали.

Об авторских правах никто не задумывался

Но игра распространялась быстрее любого компьютерного вируса, парочку которых, кстати сказать, разработали и оба русских. Магазинов по продаже программного обеспечения в странах Восточного блока не существовало, "Тетрис" переписывали на 5,25 - дюймовые дискеты и играли. По сути, воровство интеллектуальной собственности, но тогда об этом не думали даже авторы игры. Особенно 16-летний соавтор Герасимов был, прежде всего, горд популярностью игры. Доля прибыли его не интересовала. Попытки Пажитнова продать игру оказывались неудачными.

Права продала Академия наук

Миллионы прибыли от разработки достались, в конце концов, Кремлю. Академия наук Советского Союза, в которой работал Пажитнов, продала права на свой, пожалуй, наиболее успешный экспортный товар. Однако уже и раньше "Тетрис" был знаком за железным занавесом. Многие фирмы и частные деловые люди продавали права на "Тетрис", сами их в действительности не имея. В конце 80-х полдюжины фирм хотели зарегистрировать свои права на "Тетрис". К рекордным продажам "Тетриса" добавился рекордный по масштабам правовой спор.

Как же без водки и балалайки

К тому времени у игры появился новый дизайн. На западном рынке русская игра, естественно, была украшена изображением Кремля или водки, а также сопровождалась звуками русской балалайки. Одна из компаний нарисовала последнюю букву названия "Тетрис" в виде серпа и молота, другая к названию добавила эпитет "Вызов Советского Союза".

Миллионы версий "Тетриса" появились на игровых приставках, мобильных телефонах и брелках для ключей. Мировой успех первой версии японской игровой приставки от Nintendo Game Boy был обязан успеху русской игры.

А про Пажитнова и Герасимова забыли

А Пажитнов и Герасимов были в скором времени забыты. Их сегодняшняя известность не выходит за рамки телевизионных ток-шоу. В настоящее время оба разработчика работают в США, мало кто связывает "Тетрис" с их именами. А юный Герасимов в 1987 году письменно отказался от своих авторских прав на игру.

/"Из сердца Европы", 10.12.2005/