Патентные поверенные в Санкт-Петербурге.

Роль патентных поверенных в представленнии интересов клиентов

Томская Елена Владимировна
патентный поверенный
евразийский патентный поверенный

Основные права и обязанности патентных поверенных при оказании ими услуг клиентам по охране и защите прав на интеллектуальную собственность закреплены во многих странах в специальных документах (кодексах) национальных Ассоциаций патентных поверенных, выработанных на основе многолетней практики.

В этих документах прежде всего оговорена обязанность патентного поверенного должным образом представлять интересы клиента и выполнять его поручения на высоком профессиональном уровне и в соответствии с профессиональной этикой.

Ведение дел по поручению клиента патентными поверенными подразумевает сохранение конфиденциальности, неразглашение третьим лицам информации по делам без разрешения клиента, а также предупреждение клиента о возможном "конфликте интересов".

Во многих кодексах патентных поверенных предусмотрена материальная ответственность патентного поверенного за нанесенный ущерб интересам клиента и соответствующая компенсация. В то же время патентные поверенные не несут ответственности и не компенсируют расходы, которые могут возникнуть из-за неполных, неправильных инструкций клиента или из-за несвоевременного направления этих инструкций патентному поверенному.

Патентный поверенный имеет право отказаться от ведения дела клиента в случае, если контакт с клиентом затруднен по тем или иным причинам и из-за этого невозможно нормально вести делопроизводство, а также в случае задержки или отказа клиента оплатить услуги патентного поверенного.

Клиент со своей стороны имеет право, не объясняя причин, просить патентного поверенного передать дело для дальнейшего производства другому патентному поверенному.

Выбор патентного поверенного является одним из наиболее важных моментов. Основные требования, предъявляемые клиентами к патентным поверенным:

высокий профессиональный уровень;
соблюдение сроков процедур;
ответственное отношение к инструкциям клиента;
получение быстрых ответов и ясных объяснений на запросы клиента;
использование современных видов связи.
Несоответствие этим требованиям может привести к отказу клиента от услуг патентного поверенного. Помимо профессиональных качеств клиенты в настоящее время обращают внимание на стоимость услуг патентного поверенного, осуществляя тщательный контроль за суммами счетов патентного поверенного, который в случае необходимости обязан дать объяснение клиенту по проведенным затратам, указав конкретно, в чем состояла та или иная услуга.

Поэтому ясно, что в условиях роста конкуренции на рынке патентных услуг очень важно соответствовать критериям профессиональных качеств и стоимости услуг, выработанных многолетней практикой сотрудничества клиентов с патентными поверенными. Неслучайно клиент всегда хочет знать, кто конкретно из патентных поверенных в юридической фирме ведет то или иное дело, желая составить впечатление об уровне его профессионализма.

Как известно, взаимоотношения между клиентом и патентным поверенным начинаются с письма-поручения клиента, в котором находят отражение основные моменты, необходимые, например, для подачи заявки в патентное ведомство.

Патентный поверенный обеспечивает клиента тарифами, которые включают пошлины патентного ведомства, а также гонорары патентного поверенного.

Все договоренности, например, при патентовании изобретения между клиентом и патентным поверенным подтверждаются письменно во избежание недопонимания или неточного толкования инструкций клиента по телефону.

Особое значение патентные поверенные придают индивидуальному подходу к каждому клиенту.

Помимо формальных и стандартных инструкций клиента к делопроизводству по своим заявкам, которые часто содержатся в письмах-поручениях фирмам, в последнее время многие клиенты обращаются к патентному поверенному с разного рода просьбами, связанными, например, со стремлением минимизировать расходы на патентование, сократить документооборот, в некоторых случаях возложить на патентного поверенного больший контроль за делопроизводством по своим делам и др.

В частности, снижения расходов клиента по патентованию изобретений можно достичь путем:

уменьшения количества формальных документов патентного ведомства, которые направляются клиенту в ходе делопроизводства;
согласования с клиентом стоимости предстоящих процедур;
в случае повышения тарифа - предоставления скидок клиенту на определенных условиях;
направления клиенту укрупненных счетов за несколько услуг, например, один раз в месяц или в квартал;
использования в современных условиях электронной почты вместо более дорогостоящих средств коммуникации и т.д.
С другой стороны, патентный поверенный стремится повысить ответственность и оперативность в работе по делам клиента. Это можно связать с тем, что патентный поверенный должен:

поддерживать дела клиента в силе, если от него нет противоположных инструкций;
автоматически и своевременно оплачивать различные официальные пошлины и сборы патентного ведомства, если нет противоположных указаний от клиента;
подавать в патентное ведомство ходатайства (например, ходатайство о проведении экспертизы по существу можно подать в любое время до истечения 3-летнего срока, либо незадолго до истечения срока, либо другие варианты);
практически всегда подтверждать получение инструкций клиента, так как вопросы надежности получения корреспонденции и одновременно экономии расходов, связанных с почтовыми отправлениями, являются важными для клиента. В отношении электронной почты следует отметить, что некоторые клиенты не хотят широко использовать этот вид связи во избежание возможной утечки информации. Кроме того, по их мнению, существует определенный риск в случае направления электронной почтой очень срочной корреспонденции, так как получатель, в данном случае патентный поверенный, может отсутствовать в офисе или открыть не вовремя электронную почту, наконец, могут возникнуть поломки в компьютерной системе;
указывать в переписке точные даты по процедурным моментам;
направлять клиенту все необходимые документы, источники информации, выявленные при экспертизе дел, переводы иностранных материалов;
указывать в корреспонденции клиенту все реквизиты своих и его документов.
Сегодня клиенты ставят перед патентным поверенным все больше неединообразных требований, и поэтому от патентного поверенного требуется больше внимания для их исполнения и практически индивидуального подхода в работе со своими многочисленными клиентами. Так, если мы снова вернемся к вопросу об электронной почте, то все больше клиентов переходят на использование электронных счетов без получения их на бумажном носителе, что вызывает необходимость у патентного поверенного иметь соответствующее программное обеспечение.

В последнее время наиболее крупные клиенты направляют патентному поверенному многостраничные общие инструкции по ведению своих дел, включая вышеуказанные требования, а также ряд других.

Например, при подаче в патентное ведомство конвенционной заявки позже срока по Парижской конвенции некоторые иностранные клиенты просят патентное ведомство сообщать об этом незамедлительно и ждать дополнительных инструкций в отношении целесообразности подачи заявки как неконвенционной; или при аннулировании дел инструкции поступают от клиентов, как правило, с возможностью их последующего восстановления (в течение определенного периода времени), то есть путем неосуществления следующей процедуры. В то же время другие клиенты, желая избежать публикации своих дел, просят их аннулировать путем отзыва.

Специфические инструкции иностранных клиентов приведены в данной статье только в качестве примеров, и этим не ограничивается разнообразие их просьб и требований.

Задача патентного поверенного - ответственно относиться к любым обращениям, инструкциям клиентов, стараясь их оперативно выполнять, не получая ни напоминаний, ни рекламаций.

"Городисский и партнеры"