Опыт функционирования автоматизированной системы государственного учета результатов научно-технической деятельности (РНТД) Роснауки в 2006 году


Перечисляются итоги работ по созданию единой системы учёта РНТД, проведённых ФГУ НИИ РИНКЦЭ, излагаются принципы проведения разработок в этой области.

Государственный учёт результатов научно-технической деятельности (РНТД) является важной государственной задачей и осуществляется в целях реализации государственной политики в области создания и использования их в хозяйственном и гражданском правовом обороте. В 2005 году было принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 года № 284 “О государственном учёте результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”, в соответствии с которым начата разработка единой автоматизированной системы учёта РНТД гражданского назначения, полученных за счёт средств федерального бюджета. В основу разработки положены “Методические рекомендации, необходимые для государственного учёта результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”, утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2006 года № 63, и прилагаемые к ним формы учётных документов. Разработка системы является сложной задачей и включает в себя решение множества различных вопросов технического и организационно-правового характера.

В ФГУ НИИ РИНКЦЭ был разработан программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие и работу в рамках системы всех участников процесса учёта РНТД.

На основании методических рекомендаций и прилагающихся к ним документов проводился анализ организационно-функциональной структуры системы, который выявил в функционировании системы цикл, содержащий 5 этапов:

  1. регистрация государственных контрактов;
  2. учёт РНТД;
  3. регистрация объектов учёта;
  4. использование объекта учёта;
  5. исключение объекта учёта.

Под объектом учёта понимается результат, способный к правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности, то есть представляющий коммерческую ценность для государства.

В ходе рассмотрения этапов функционирования было установлено, что система должна обеспечить автоматизированное решение следующих задач:

  1. Формирование единой базы государственных контрактов;
  2. Сбор сведений о РНТД;
  3. Формирование единого реестра объектов учёта, выявленных на основании предоставленных результатов;
  4. Изменение объектов учёта;
  5. Исключение объектов учёта из реестра;
  6. Формирование ряда сопутствующих документов для обеспечения документооборота между участниками процесса.
  7. Предоставление участникам процесса интересующей их информации в наглядной форме в соответствии с их правами.

После рассмотрения взаимосвязей между различными субъектами, осуществляющими деятельность в рамках работы единой системы учёта РНТД, выделены 3 различные группы пользователей:

– представители уполномоченных подразделений заказчиков;

– непосредственные исполнители работ по контрактам или лица, их замещающие;

– представители регистрирующей организации.

На основании такой классификации пользователей было принято решение о реализации единой системы учёта РНТД в виде трёх подсистем, обеспечивающих автоматизированное решение задач, стоящих перед каждой из групп пользователей:

  1. Подсистема “Заказчик”;
  2. Подсистема “Исполнитель”;
  3. Подсистема “Регистрирующая организация”.

При выборе архитектуры аппаратно-программного комплекса системы учитывались следующие основные факторы:

  1. Система является многопользовательской. Число пользователей велико, постоянно меняется, и они рассредоточены по всей территории РФ. Следовательно, нельзя обеспечить установку специализированного программного обеспечения на рабочем месте каждого.
  2. Необходимо обеспечение информационной безопасности и разграничение прав доступа в системе. Так как в системе будут содержаться сведения о научных и технических достижениях, а эта информация представляет собой интеллектуальную собственность, права на которую охраняются государством, то необходимо максимально защитить систему от несанкционированного доступа.

С учётом указанных факторов было принято решение о разработке единой автоматизированной системы учёта РНТД на основе трехзвенной технологии “клиент-сервер” с организацией удалённого доступа через глобальную сеть Internet. Каждый пользователь имеет уникальные параметры для входа в систему, что обеспечивает разграничение прав и конфиденциальность информации.

Формат документов, генерирующихся в системе, должен обеспечивать:

  1. Широкие возможности по форматированию текста, так как необходимо точно воспроизвести утверждённые формы документов.
  2. Защиту документа от исправления, чтобы сведения, содержащиеся на бумажном носителе, не отличались от сведений, содержащихся в базе данных.

В соответствии с этими требованиями был выбран переносимый формат документов PDF.

Программное обеспечение, созданное разработчиками ФГУ НИИ РИНКЦЭ, удовлетворяет предъявленным к нему требованиям и реализует поставленные задачи. Использование единой базы данных, содержащей весь объём информации о государственных контрактах, РНТД и объектах учёта в сочетании с механизмом разграничения прав доступа даёт возможность предоставить пользователю любой группы нужную ему информации в соответствии с его правами. Работа с системой не требует установки специализированного программного обеспечения на компьютерах пользователей. Пользователю необходимо обеспечить доступ к ресурсам Интернет, а также иметь следующее стандартное ПО:

    • браузер Microsoft Internet Explorer (версия 5.0 и выше) или Opera (версия 7.0 и выше);
    • Adobe Acrobat Reader (версия 5.0 и выше).

В процессе эксплуатации в течение 2006 года система показала свою эффективность и надёжность в решении поставленных задач. Сформирована БД государственных контрактов Федерального агентства по науке и инновациям, проведена процедура регистрации контрактов, исполнители оповещены о факте регистрации и необходимости предоставления результатов работ по контрактам. В ходе первого этапа функционирования возникла потребность в следующих сервисах, не реализованных изначально в системе:

  1. Автоматический ввод большого массива информации о государственных контрактах из формата Microsoft Excel в базу данных;
  2. Автоматическое формирование списков рассылки для извещения о необходимости начала работы с системой организаций-исполнителей и непосредственных исполнителей работ по ряду контрактов.

На данный момент эти функции реализованы в виде отдельных программных модулей, в дальнейшем планируется их доработка и включение в подсистему “Заказчик”.

В настоящее время активно идёт второй этап функционирование системы – сбор сведений о РНТД. В ходе этого этапа возник ряд вопросов, требующих в дальнейшем решения:

    1. Проблемы с идентификацией результатов.
    2. Многие исполнители испытывали затруднение с формулировкой полученных ими результатов и дальнейшим их описанием. Эта проблема была решена путём разработки и предоставлением пользователям приблизительного списка возможных результатов.

    3. Ситуация, когда одному результату соответствует несколько объектов учёта.

При разработке системы изначально предполагалось, что объект учёта есть результат и, таким образом, одному результату может соответствовать только один объект учёта. Однако, после появления приблизительного списка результатов стали возникать ситуации, когда в рамках одного результата можно выделить несколько объектов учёта. Есть два принципиальных пути решения этой проблемы – модернизировать систему учёта таким образом, что одному результату могут соответствовать несколько объектов учёта, или сформировать список результатов таким образом, чтобы исключить подобные ситуации. В настоящий момент проблема остаётся нерешённой.

3. Содержание формы 1 по учёту сведений о РНТД.

Смысл содержания некоторых пунктов формы 1 по учёту сведений о результатах не всегда ясен для исполнителей, и часто заполнение этой формы вызывает определённые затруднения. В системе предусмотрены подсказки, но необходимы более подробные содержательные пояснения, возможно с примерами заполнения.

В ходе анализа дальнейших путей развития системы необходимо обозначить проблему обработки огромных информационных массивов. В будущем для эффективного функционирования системы необходимо внедрение качественно новых алгоритмов обработки информации и оптимизация уже разработанных.

В целом по результатам функционирования можно сказать, что система справляется с поставленными перед ней задачами и работу автоматизированной системы государственного учёта РНТД по формированию единой базы РНТД можно считать успешной.





Авторы:

Колупанович А. А., м. н. с., ГЦИТСК ФГУ НИИ РИНКЦЭ, Москва, Российская Федерация, ira@extech.ru

Морозова И. А., директор ГЦИТСК ФГУ НИИ РИНКЦЭ, Москва, Российская Федерация, anny@extech.ru





Источник: Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций