"О науке и государственной научно-технической политике в Орловской области"


ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О науке и государственной научно-технической политике
в Орловской области

Принят областным
Советом народных депутатов
22 ноября 2002 года

Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", регулирует отношения между субъектами научной, научно-технической деятельности, органами государственной власти и местного самоуправления Орловской области, определяет цели, принципы и механизмы осуществления государственной региональной поддержки науки и научно-технического развития во взаимодействии с инновационной, промышленной и инвестиционной политикой Орловской области.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Орловской области о науке и государственной научно-технической политике в Орловской области

Законодательство Орловской области о науке и государственной научно-технической политике состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Орловской области.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Государственная научно-техническая политика в Орловской области - составная часть социально-экономической политики Орловской области, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Орловской области в сфере научной, научно-технической деятельности и осуществляемая в интересах развития экономики, культуры, охраны окружающей среды, здоровья и повышения уровня благосостояния населения Орловской области.

Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности - юридические лица при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами, и физические лица, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность в пределах прав, установленных законодательством.

Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований, предусмотренных грантодателями.

Научный и (или) научно-технический проект - система мероприятий, отраженная в документации, содержащей технико-экономическое, правовое и организационное обоснование научной и (или) научно-технической деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов научной и (или) научно-технической продукции.

Научная и (или) научно-техническая программа - комплекс взаимосвязанных мероприятий и научных и (или) научно-технических проектов, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и начало реализации нового вида научной и (или) научно-технической продукции с целью получения прибыли или иного полезного результата.

Целевая научная и (или) научно-техническая программа Орловской области -научная и (или) научно-техническая программа по реализации отдельных направлений социально-экономического развития Орловской области, обеспечивающая в течение заданного периода времени получение запланированного полезного результата в данном направлении.

Комплексная научная и (или) научно-техническая программа Орловской области - комплекс взаимосвязанных целевых научных и (или) научно-технических программ по реализации отдельных направлений социально-экономического развития Орловской области, обеспечивающий в течение заданного периода времени получение полезного результата в социально-экономическом развитии Орловской области.

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 3. Цели и принципы государственной научно-технической политики в Орловской области

1. Государственная научно-техническая политика Орловской области основывается на высокой социальной значимости научной и научно-технической деятельности, ее определяющего влияния на повышение эффективности экономики и обеспечение, в конечном счете, улучшения качества жизни и окружающей среды.

2. Основные цели государственной научно-технической политики Орловской области:

- развитие и эффективное использование научного, научно-технического и образовательного потенциала области, направляемого на создание высокоэффективных технологий и конкурентоспособной продукции высокого качества;

- реализация значимых для социально-экономического развития области научно-исследовательских работ;

- обеспечение развития актуальных научных исследований, связанных со здоровьем человека и его жизнедеятельностью во всех аспектах;

- обеспечение развития в области актуальных научных исследований, направленных на охрану окружающей среды, рациональное и эффективное природопользование;

- обеспечение развития научных исследований и их практической реализации в области ресурсосберегающих технологий;

- удовлетворение потребностей Орловской области в высококвалифицированных научных и научно-технических кадрах на основе интеграции науки, образования и производства.

3. Государственная научно-техническая политика Орловской области реализуется исходя из следующих основных принципов:

- признания науки социально-значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил Орловской области;

- выбора государственной поддержки приоритетных направлений научной и научно-технической деятельности в Орловской области;

- ориентации на приоритетные направления научной и научно-технической деятельности, создание эффективных механизмов формирования и реализации комплексных и целевых научных и научно-технических программ (проектов), выполняемых в интересах развития социальной сферы, экономики, сохранения и воспроизводства природной среды Орловской области;

- концентрации средств, выделяемых на научную и научно-техническую деятельность из бюджета Орловской области и внебюджетных фондов по комплексным и целевым научным и научно-техническим программам (проектам), отбираемым на конкурсной основе, после проведения их обязательной государственной и общественной экспертизы;

- интеграции научной, научно-технической, инновационной и инвестиционной деятельности;

- консолидации усилий органов государственного управления, общественных организаций, предприятий всех форм собственности Орловской области для активизации научной и научно-технической деятельности;

- стимулирования научной и научно-технической деятельности через систему прямых и косвенных методов поддержки, морального и материального стимулирования;

- гласности и открытости информации о расходовании средств, направляемых на развитие научной и научно-технической деятельности;

- активизации международного сотрудничества в сфере научной и научно-технической деятельности.

Статья 4. Компетенция органов государственной власти Орловской области по вопросам формирования и реализации государственной научно-технической политики в Орловской области

1. Государственная научная и научно-техническая политика Орловской области формируется и реализуется органами государственной власти Орловской области в соответствии с законодательством и государственной научно-технической политикой Российской Федерации, приоритетами социально-экономического развития Орловской области, с учетом предложений руководителей предприятий, организаций, учреждений высшего профессионального образования, органов местного самоуправления и других заинтересованных лиц, в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.

2. Областной Совет народных депутатов осуществляет следующие полномочия:

- принимает законы Орловской области и другие нормативные акты (в пределах своей компетенции) в сфере научной и научно-технической деятельности;

- утверждает подписанные Губернатором от имени области договоры и соглашения по вопросам реализации государственной научно-технической политики в Орловской области;

- утверждает по представлению Губернатора области концепцию и основные приоритеты реализации государственной научно-технической политики в Орловской области;

- утверждает по представлению Губернатора области, комплексные научные и (или) научно-технические программы Орловской области, состоящие из целевых научных и (или) научно-технических программ по приоритетным направлениям развития экономики области, изменения и дополнения, вносимые в них, заслушивает отчеты об их исполнении;

- по представлению Губернатора области принимает решения о предоставлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков - субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, в пределах компетенции, установленной налоговым законодательством;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

3. Губернатор области осуществляет следующие полномочия:

- подписывает договоры и соглашения от имени области по вопросам реализации государственной научно-технической политики в Орловской области;

- осуществляет контроль за реализацией государственной научно-технической политики в Орловской области;

- предоставляет государственные гарантии Орловской области инвесторам с целью содействия развитию научной и научно-технической деятельности в Орловской области;

- принимает нормативные правовые акты в сфере научной и научно-технической деятельности, в пределах своей компетенции;

- принимает решения о предоставлении мер государственной поддержки субъектам научной и научно-технической деятельности;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

4. Коллегия администрации области осуществляет следующие полномочия:

- рассматривает проект концепции и предложения по приоритетным направлениям реализации государственной научно-технической политики в Орловской области и принимает решение о направлении их Губернатору области для последующего внесения в областной Совет народных депутатов;

- рассматривает проекты комплексных и целевых научных и научно-технических программ Орловской области, изменения и дополнения, вносимые в них, и принимает решение о направлении их Губернатору области для последующего внесения в областной Совет народных депутатов;

- рассматривает предложения по объемам финансирования научной и научно-технической деятельности за счет средств областного бюджета и принимает решение о направлении их Губернатору области для последующего внесения в областной Совет народных депутатов;

- рассматривает предложения по предоставлению льготных кредитов субъектам научной и (или) научно-технической деятельности и принимает решение о направлении их Губернатору области для рассмотрения и принятия решения;

- рассматривает отчет о ходе реализации государственной научно-технической политики в Орловской области, о выполнении комплексных и целевых научных и научно-технических программ и направляет его Губернатору области для представления в областной Совет народных депутатов;

- рассматривает предложения о предоставлении государственных гарантий Орловской области инвесторам с целью содействия развитию научной и научно-технической деятельности в Орловской области и принимает решение о направлении их Губернатору области для рассмотрения и принятия решения;

- в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты в сфере научной и научно-технической деятельности;

- принимает решение о предоставлении в аренду государственного имущества на льготных условиях субъектам научной и (или) научно-технической деятельности, реализующим утвержденные комплексные и целевые научные и (или) научно-технические программы (проекты) Орловской области;

- рассматривает предложения по мерам государственной поддержки научной и научно-технической деятельности и принимает решение о направлении их Губернатору области для рассмотрения и принятия решения;

- организует в установленном порядке закупки высококачественной научной и научно-технической продукции (услуг, программного обеспечения и т.д.) для областных нужд на конкурсной основе;

- организует проведение экспертиз научных и (или) научно-технических программ и проектов, а также результатов проведенных в рамках данных программ и проектов работ, финансируемых за счет средств бюджета Орловской области;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Статья 5. Координационный Совет Орловской области по научно-технической политике

1. Для координации деятельности субъектов научной и научно-технической деятельности по вопросам формирования и реализации государственной научно-технической политики в Орловской области создается Координационный Совет Орловской области по научно-технической политике (далее Координационный Совет).

2. Координационный Совет по поручению Губернатора области, областного Совета народных депутатов, Коллегии администрации области проводит комплексную экспертизу научных и (или) научно-технических проектов, целевых и комплексных программ, формирует государственную программу научных исследований, подлежащих финансированию из областного бюджета, готовит заключение и вносит на рассмотрение соответствующих органов государственной власти.

3. Персональный состав Координационного Совета и Положение о Координационном Совете утверждаются Губернатором области.

ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 6. Субъекты государственной поддержки научной и научно-технической деятельности

1. Государственная поддержка научной и научно-технической деятельности, осуществляемой в интересах Орловской области, распространяется на субъекты научной и научно-технической деятельности, реализующие:

- комплексные и целевые научные и (или) научно-технические программы Орловской области, утвержденные областным Советом народных депутатов и проекты в рамках этих программ;

- отдельные научные и (или) научно-технические программы (проекты), одобренные Координационным Советом Орловской области по научно-технической политике и утвержденные областным Советом народных депутатов.

2. Комплексные и целевые научные и (или) научно-технические программы (проекты) разрабатываются как по инициативе субъектов научной и научно-технической деятельности, так и на основе целевых заказов органов государственной власти области в рамках основных приоритетов социально-экономического и экологического развития области.

3. При реализации программы (проекта) несколькими субъектами научной и (или) научно-технической деятельности государственная поддержка предоставляется организации, осуществляющей общую координацию и взаимодействие данных субъектов научной и (или) научно-технической деятельности по выполнению программы (проекта).

Статья 7. Виды государственной поддержки научной и научно-технической деятельности в Орловской области

1. В системе государственной поддержки научной и научно-технической деятельности выделяются прямые и косвенные меры государственной поддержки. Прямые меры используются преимущественно для поддержки проведения и реализации научных и (или) научно-технических проектов, предусматривающих получение научного и (или) научно-технического результата. Косвенные меры являются преимущественной формой стимулирования реализации научных и (или) научно-технических проектов, предусматривающих получение научной и (или) научно-технической продукции.

2.Прямыми мерами государственной поддержки являются:

- создание внебюджетного регионального фонда поддержки научной и научно-технической деятельности;

- целевое финансирование научных и научно-технических программ и проектов в виде грантов, целевого бюджетного финансирования, бюджетных кредитов и (или) других форм.

3.Косвенными мерами государственной поддержки являются:

- налоговые льготы в соответствии с настоящим Законом;

- налоговые кредиты;

- субсидирование части процентной ставки по банковским и иным кредитам в соответствии с утвержденным порядком;

- гарантии органов государственной власти области для инвесторов и кредиторов, финансирующих и кредитующих научные, научно-технические программы и проекты.

4. Дополнительные формы государственной поддержки:

- организация конкурсов на лучшие научно-исследовательские работы по отраслям научной и научно-технической деятельности;

- организация научных и научно-технических конференций при поддержке органов государственной власти Орловской области;

- совершенствование нормативной правовой базы Орловской области в части научной и научно-технической деятельности;

- содействие в приобретении жилья для ведущих ученых области за особый вклад в социально-экономическое развитие Орловской области;

- иные формы поддержки ученых и специалистов, не противоречащие действующему законодательству.

Статья 8. Налоговые льготы субъектам государственной поддержки научной и научно-технической деятельности

1. Налоговые льготы в соответствии с настоящим Законом предоставляются субъектам научной и (или) научно-технической деятельности, участвующим в реализации утвержденных комплексных и целевых научных и (или) научно-технических программ (проектов).

2. Предоставление налоговых льгот по платежам, зачисляемым в областной бюджет, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 9. Финансирование научной и научно-технической деятельности

1. Финансирование научной и научно-технической деятельности может осуществляться за счет средств субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

2. Финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств областного бюджета осуществляется в объеме, предусмотренном на эти цели в бюджете области на очередной финансовый год. Объем бюджетного финансирования устанавливается в размере 2 % расходной части областного бюджета, но не более суммы средств, предусмотренных утвержденной комплексной научной и (или) научно-технической программой (программами) Орловской области для бюджетного финансирования научных исследований на соответствующий год.

3. На финансирование за счет средств областного бюджета могут претендовать фундаментальные научные исследования, ориентированные на дальнейшее продолжение в качестве прикладных и направленные на решение социально-экономических проблем Орловской области.

Финансирование за счет средств областного бюджета фундаментальных научных исследований, имеющих общероссийское значение, осуществляется только на солидарной основе совместно с федеральными источниками финансирования.

Финансирование научной и научно-технической деятельности из областного бюджета осуществляется на основе конкурсного отбора научных и (или) научно-технических программ (проектов) в соответствии с порядком, утверждаемым Коллегией администрации области.

4. Финансирование научной и научно-технической деятельности также может осуществляться:

- за счет денежных средств, мобилизуемых путем выпуска в обращение ценных бумаг, акций, облигаций;

- за счет денежных средств внебюджетного регионального фонда, формируемого за счет добровольных отчислений субъектов научной и научно-технической деятельности и других фондов поддержки научной и научно-технической деятельности.

5. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять механизмы финансирования научной и научно-технической деятельности в пределах своих полномочий, предоставлять субъектам научной и научно-технической деятельности дополнительные льготы в пределах средств, зачисляемых в местные бюджеты, использовать иные методы стимулирования научно-технической деятельности, не противоречащие действующему законодательству.

ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Орловской области
Е.С. Строев