Стратегии развития инноваций в России не хватает конкретики

Задача придания нынешней сырьевой российской экономике инновационного характера претендует на то, чтобы стать еще одним национальным проектом. 15 декабря правительство попыталось продемонстрировать это, приняв за основу проект стратегии развития науки и инноваций на период до 2010 года, которая предусматривает различные преференции для предприятий, работающих в инновационной сфере. Однако эксперты уверены, что предложенные в программе меры не приведут к прорыву в сфере наукоемких технологий, а сама программа, не содержащая ничего конкретного, заранее обречена на провал.

О необходимости перестройки структуры российской экономики и развития высокотехнологичных производств неоднократно заявляли практически все члены правительства и президент. Вчера кабинет министров сделал первый формальный шаг в этом направлении, одобрив проект стратегии развития науки и инноваций на период до 2010 года (окончательный вариант программы должен быть представлен в правительство после доработки 1 января 2006 года). Программа, подготовленная Министерством образования и науки, предусматривает предоставление ряда преференций инновационным предприятиям.

Так, министерство предлагает создать на базе образующихся технико-внедренческих зон и наукоградов "региональные инновационные кластеры", которым государство должно оказать финансовую поддержку. В частности, "принять меры по стимулированию развития венчурного финансирования" и расширения масштабов деятельности венчурного инвестиционного фонда (так называемого государственного фонда фондов, капитализирующего средства других венчурных фондов). Кроме того, предлагается создать "биржу высоких технологий", для чего разработать "нормативно-организационные условия для формирования фондового рынка высокотехнологичных компаний". Не обойдена вниманием и задача развития сети технопарков, инновационно-технологических центров и бизнес-инкубаторов- государство, по мнению авторов стратегии, в первую очередь должно содействовать "формированию сети технопарков в составе крупных вузов и научных организаций" и "разработке нормативных механизмов передачи основных фондов из вузов или научных учреждений технопаркам и бизнес-инкубаторам". Наконец, целый раздел программы посвящен защите прав на интеллектуальную собственность: чиновники предлагают внести поправки в Гражданский кодекс и федеральные законы с тем, чтобы "закрепить системообразующие правовые нормы об интеллектуальной собственности, созданной с привлечением бюджетных средств и частных инвестиций". Кроме этого, в Минобрнауки считают необходимым доработать закон "О коммерческой тайне". Правда, какие именно поправки чиновники планируют внести в эти законы, в программе не рассказывается.

Среди чуть более конкретных мер поддержки инновационного бизнеса - предложения по субсидированию процентных ставок по долгосрочным кредитам, привлекаемым для выпуска новой высокотехнологичной продукции, и установлению нулевой таможенной пошлины при экспорте высокотехнологичных товаров. А также идея "настройки" мер государственной поддержки наукоемкого экспорта в соответствии с потребностями компаний "второго эшелона" и среднего бизнеса, что, в частности, предполагает государственное софинансирование маркетинговых затрат средних компаний при их выходе на зарубежные рынки. По оценке министра образования и науки Андрея Фурсенко, на реализацию программы потребуется 62 млрд руб., а к 2010 году рост внутренних затрат на науку должен составлять 2% ВВП.

Все эксперты "Бизнеса" уверены, что представленная вчера программа изначально обречена на провал. Прежде всего, как отмечает главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков, неясно, что именно чиновники понимают под термином "высокотехнологичная продукция". "И пока в этой программе не будут обозначены конкретные механизмы поддержки высокотехнологичных производств и не появится указаний на то, сколько на каждое из них выделяется денег, не стоит придавать ей большого значения",- считает он. "В проекте программы катастрофически не хватает конкретики: кого и как собирается поддерживать правительство, я так и не понял",- соглашается экономист инвестиционного банка "Траст" Евгений Надоршин. "Субсидирование ставок по кредитам, конечно, замечательно, но непонятно, как это будет работать",- говорит он.

А что касается установления нулевой пошлины при экспорте российской высокотехнологичной продукции, то "это самая обыкновенная мера, которая не принесет особого эффекта",- считает Надоршин.

Примечательно, что у программы уже появился весьма влиятельный противник в правительстве в лице министра финансов Алексея Кудрина.

Он заявил, что при инфляции 11% не может идти и речи об инновационной экономике. К тому же, по его мнению, стратегия недоработана в экономической и финансовой частях и плохо увязывается с трехлетним финансовым планом. "Кудрина можно понять: его пугает рост госрасходов и, как следствие, увеличение инфляции,- объясняет Надоршин.- И в этом вопросе я полностью его поддерживаю: лучше уж сдержать инфляцию, чем выделять деньги на такую программу".

/"Бизнес", 16.12.2005/