Как корабль назовешь, так он и поплывет. То же можно сказать и о товаре. Грамотный товарный знак — уже половина успеха. Как же правильно выбрать имя своему детищу? Товарным знаком может быть все — написанное слово, изображение, просто цветовая гамма. При этом совсем не обязательно самому ломать голову, разрабатывая собственный товарный знак. По словам президента компании "Быстров" Сергея Выходцева, товарный знак, под которым сейчас выпускается продукция компании, был разработан совместно со специалистами рекламного агентства "Майлдберри филд". Нужно было создать товарный знак для продуктов моментального приготовления. Требования к товарному знаку были следующие: товарный знак должен восприниматься как российский, должен быть легко узнаваемым и запоминающимся, привлекать внимание потребителей, в том числе неосведомленных о продуктах данного типа, и быть семейным. Собственно, поэтому сейчас сам образ "Быстрова" воспринимается как русский, "наш", общительный, веселый, жизнерадостный и в то же время семейный, здоровый, домовитый и хлебосольный. Если вы решили обратиться за разработкой товарного знака в рекламное агентство, то не забудьте о заключении договора, в котором обязательно должен содержаться пункт о передаче всех имущественных авторских прав на созданный товарный знак. В противном случае, впоследствии могут возникнуть имущественные споры с автором товарного знака. Разработка товарного знака — это лишь первый шаг. Нужно еще зарегистрировать знак и получить соответствующий документ. Дело это, впрочем, добровольное. Можно выпускать товар на рынок и под незарегистрированным товарным знаком. Другой вопрос, что в таком случае любой желающий может "содрать" ваш знак, зарегистрировать на себя и выпускать свою продукцию под этим знаком. И закон будет на стороне конкурента, более того, вам еще могут запретить использовать придуманный вами товарный знак. Регистрирует товарные знаки государство, а именно Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Ежегодно в Роспатент подается около 20 тысяч заявок, регистрацию получает около половины. Прежде чем придумывать товарный знак, стоит знать о некоторых ограничениях. "Законом о товарных знаках" установлены такие понятия, как абсолютные основания для отказа и иные (относительные) основания. Вам точно откажут, если в товарном знаке вы напрямую указываете на товар, который производите. Классический пример: в телероликах, рекламируя стиральный порошок, его обязательно сравнивают с "Обычным стиральным порошком". Так вот, такое возможно только в рекламе. На самом деле производить стиральный порошок под товарным знаком "Стиральный порошок" нельзя. Вам просто откажут в регистрации такого знака. Кроме того, нельзя использовать в торговом знаке символику международных и государственных организаций. Так что под двуглавым гербом вам вряд ли удастся производить цыплят табака. Кроме того, запрещается регистрировать знаки, которые вступают в противоречие с религиозными и гуманными нормами (например, напоминающие свастику или какие-нибудь дьявольские символы). Есть и другие причины отказа — так называемые относительные. Вот тут-то и начинается самое интересное. Здесь важно, не является ли ваш товарный знак полным или частичным плагиатом. Ведь желающих использовать чужой товарный знак для продвижения своей продукции довольно много. Например, вы захотите выпускать на рынок одежду под товарным знаком Valentin — тут сразу возникают ассоциации со всемирно известным товарным знаком Valentino. И только от экспертов Роспатента зависит, углядят они здесь плагиат или нет. Или, например, если вы захотите зарегистрировать товарный знак "Лев Толстой" или "Александр Пушкин", сделать это вам будет чрезвычайно сложно. Потому как Пушкин и Толстой — это наше национальное достояние и извлекать прибыль из имени национальных героев не позволят никому. У новичка может возникнуть масса вопросов: как узнать, какие товарные знаки уже существуют, а какие нет, как правильно оформить все документы, наконец, как грамотно составить описание товарного знака? Для этого можно накупить специальной литературы, дневать и ночевать в читальных залах библиотек, где собрана вся необходимая информация. Другой вариант — обратиться к помощи патентоведа. Он решит все ваши проблемы — от сбора нужных документов до отстаивания ваших интересов в суде. Отстаивать свои интересы в спорных ситуациях — дело сложное. Допустим, Роспатент отказал вам в удовлетворении вашей заявки, посчитав, что ваш товарный знак просто "копия" уже существующего. Вы же так не считаете. Тогда прямой путь в Апелляционную палату, дальше — в Высшую патентную палату, чьё решение является окончательным. Товарный знак регистрируется только для указанных соискателем товаров и услуг.Все товары и услуги делятся на классы — в зависимости от материала, рынка сбыта, предназначения. Существует 34 класса по товарам и 11 классов по видам услуг. Например, одежда, обувь и головные уборы объединены в один класс. Допустим, если вы собираетесь производить мебель, духи и одежду под одним знаком, это надо указать в заявке. Более того, по каждому классу проводится индивидуальная экспертиза. Может получиться так, что заявка будут удовлетворена не по всем классам, то есть на производство мебели эксперты найдут похожий товарный знак и откажут вам в регистрации, а по духам и одежде таких проблем не будет, и вы получите по этим классам свидетельство на товарный знак. Если вы хотите экспортировать свой товар за границу, необходимо зарегистрировать товарный знак в тех странах, где у вас есть бизнес. Для этого нужно составить заявку на регистрацию товарного знака на английском или французском языке и отправить ее в ВОИС — Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Желательно заранее продумать перспективные направления развития вашего бизнеса, т.к. расширять перечень товаров или услуг для уже поданного или заявленного на регистрацию товарного знака нельзя. Например, вы уже получили свидетельство на товарный знак, под которым вы можете предлагать дизайнерские услуги, а через несколько лет решили расширить бизнес и выпускать мебель под тем же товарным знаком. Приходится заново составлять заявку, собирать документы и т.д. При этом не факт, что вы без проблем сможете получить свидетельство по собственному товарному знаку на другой товарный класс. Потому как какой-нибудь ушлый предприниматель мог зарегистрировать ваш товарный знак и уже начал выпускать диваны и кресла. Здесь вариантов два — либо искать новый товарный знак, либо договариваться с конкурентом об уступке прав на него. Заключать договор следует при посредничестве Роспатента, который обязан перерегистрировать товарный знак на нового владельца. Но тут уж как сойдетесь в цене с владельцем. Назвать какие-то расценки довольно сложно. Многое зависит от "раскрученности" товарного знака. Поэтому цена может колебаться от сотни долларов до десятков тысяч. Патентный поверенный Челябинского ЦНТИ Скрипкина Наталья Константиновна. Источник: |