- Скажите, пожалуйста, чем занимается ваша компания и опишите продукцию вашей компании. - Мы являемся представителями корпорации Thermo Electron- это крупнейший в мире производитель аналитического оборудования. Корпорация многопрофильная. Мы представляем ряд услуг, связанных с масс-спектрометрией и хроматографией. Масс-спектрометрия- это метод, используемый для определения состава и строения вещества. В общих словах - метод, который измеряет массу молекулы и ее частей. Эта информация необходима в разных областях. Если говорить о биотехнологиях, то эта информация необходима для понимания, как устроена молекула, принимающая участие в жизнедеятельности организма. Наша компания занимается производством, продажей и обслуживания такого оборудования, как: хромото-масс-спектрометрии, ВЭЖХ/MC системы FINNIGAN, изотропные-масс-спектрометры FINNIGAN, оборудование для элементного анализа, жидкостной хрономотографии, а также колонки для ГХ и ВЭЖХ. -. Михаил Исакиевич, скажите, пожалуйста, кого вы считаете основными потребителями ваших товаров и услуг? - Основные потребители нашей продукции - наука. Но хочу заметить, что у нас в стране ситуация не такая, как в мире. В мире основные потребители – это промышленность, но у нас, повторю, наука. Масс-спектрометрия применяется в разных областях. Здесь и криминалистика, и допинговый контроль, и атомная промышленность, и контроль изотропнообогащенных и изотропнообедненных материалов, загрязнители окружающей среды, пищевые продукты, напитки. Если говорить в узком понимании, то есть, что называется «о науке и о жизни», то, как правило, наше оборудование используется для получения знаний о составе и строении жидкостей и тканей. Есть как клинические применения, так и применения при разработке новых лекарственных средств, контроль производимых лекарственных средств - это такая достаточно широкая область. - Практически у любой компании есть конкуренты. Существуют ли у вас конкуренты, ведь ваша продукция довольно «тонкая»? Да, конечно. Но есть нюансы.. Дело в том, что другой кампании, которая имеет весь спектр оборудования, которое предлагаем мы, нет. Есть разные кампании, в которых есть разные пересекающиеся линии. По одной группе приборов, скажем, хроматомасс-спектрометры- это Enjiland, Enjiland waters, Shimadzu. Отечественных конкурентов по масс-спектрометрии нет. Это что касается органического анализа. По неорганическому у нас тоже есть несколько ветвей. Это масс-спектрометры для анализа тяжелых элементов. Это практически сто процентов рынка. Конкурентов в мире немного, а у нас в стране их почти нет. К слову сказать, конкуренты в мире занимают 10-15% рынка. В России практически ничего подобного нет. Нам принадлежит 95% рынка. Масс-спектрометры для анализа легких изотопов - порядка 100% рынка. Масс-спектрометры с индуктивно-связаннной плазмой –третья ветвь нашей деятельности. Это достаточно большой рынок и у нас определенная ниша, которая занимается только высоким разрешением. Приборы низкого и высокого разрешения очень сильно отличаются по цене. Если брать их как одну группу с масс-спектрометрами индуктивно-связанной плазмой, то нашей компании принадлежит около 30% рынка. - Михаил Исакиевич, а какой приблизительно объем рынка, на котором вы работаете? - Если говорить о российском рынке, то он достаточно неоднороден. Данные одного года могут сильно отличаться от данных другого. Поэтому будет правильно говорить об объеме рынка за определенный период. Возьмем 2004 год. Если «разбить» по более простой схеме нашу продукцию - органическая масс-спектрометрии и хроматомасс-спектрии и неорганическая, то по первой группе – органической масс-спектрометрии и хроматомасс-спектрии порядка 3,5 миллионов долларов. А по второй(неорганическая) - порядка 4,5 - 5 миллионов долларов. Напомню, что это оборот в России и странах СНГ. Что касается оборота компании, то он связан с долей рынка по каждому направлению. - Михаил Исакиевич, а какой оборот за год российской компании и за счет чего он достигается? - Через российскую компанию идет меньшее количество продаж. Они в рублях идут. А остальное – это сервис и поставка запасных частей. За прошлый год у нас около 60 миллионов рублей. К слову сказать, когда в 1989 появилась российская компания, она должна была заниматься обслуживанием западного оборудования. - А какова средняя норма прибыли российской компании? - В российской компании норма прибыли небольшая. Я думаю, она составляет порядка 10%. - Как вы думаете, какие необходимы инвестиции для создания подобной компании и во что вы инвестируете? - Когда речь идет о такого рода оборудовании, то ответить на этот вопрос не так уж и просто. Это не парикмахерская и не пекарня. Но мы инвестируем в разветвление сервиса. Наше оборудование работает в течение многих лет и, соответственно, оно требует сервиса, инженеров и т.д. То есть основная доля инвестиций – это создание условий для сервиса. Я бы их оценил до 10% от оборота. - А какие требуются ресурсы, чтобы создать подобную компанию с «0»? - Здесь ситуация очень сложная. Практически на аналитическом рынке есть конечное число производителей оборудования. Это достаточно монополизированный рынок. Есть вариант придумать, что-то совершенно новое, чтобы начать с нуля. То есть на новом месте. Но для этого требуются огромные инвестиции. Мне трудно судить… можно делать продукцию в гараже и это будут одни затраты, а если говорить о конкурентном уровне, то разработка новых методов и приборов и их развитие, скажем заводов, то это порядка 20 миллионов евро. Речь идет о европейских заводах. Но стоит сказать, что если есть изобретение, то лучше присоединиться к уже действующим игрокам. - Михаил Исакиевич, скажите, пожалуйста, какие проблемы у вас существуют на российском рынке? - О (смеется)! Сплошные проблемы. В основном это бюрократия. То есть чиновники. К тому же недостаточное финансирование системы со стороны государства. Многие из отраслей, которые пользуются или могли бы пользоваться нашими товарами или услугами для того, чтобы быть на уровне, не имеют достаточного финансирования со стороны государства. К примеру, в нашей стране уже давно не ведется разработка новых лекарственных средств потому, что это требует сейчас больших финансовых вложений. Большие западные корпорации тратят в год миллиарды на разработку новых лекарственных средств. У нас в стране этого нет. Соответственно у нас практически нет этого рынка. Один из крупных потребителей масс-спектрометров на западе - это фармацевтические компании, ведущие разработку новых лекарственных средств. Разработку и испытания. Это довольно длительный процесс. Он занимает порядка 10-15 лет. У нас это не инвестируют. Примерно также ситуация складывается и в промышленности. Деньги не вкладываются с расчетом на разработку новых проектов. Соответственно, нет потребности в аналитическом оборудовании. - Как вы оцениваете перспективы рынка? - Ну, в принципе, достаточно положительно. Рынок несмотря ни на что развивается. Иногда это вынужденная мера - потребность в аналитическом оборудовании. Иногда это связано с тем, что потребители нашего оборудования пытаются подтягиваться до мирового уровня. Несмотря ни на что можно ожидать ежегодного роста, который может составлять до 20%. - Ваш бизнес весьма необычен, но тем не менее, какие вы бы дали рекомендации инвесторам? - Здесь есть определенная специфика. Инвестиции в то, чтобы выпускать приборы такого же класса, в России бесперспективны. То есть это, может быть, возможно, но это очень большие деньги и спрос на это небольшой. Дело в том, что наше оборудование достаточно «тонкое» и нужно иметь опыт работы с ним. У нас есть положительный опыт инвестиций, в частности, совместное производство хроматомасс-спектрометра. Также инвестиции могут быть в производство и разработку, а могут быть в создание сервиса. На нашем рынке есть компании, мы с ними сотрудничаем, которые работают по заказу западных фармацептических компаний. Наши коллеги делают для западных фармацептов различные вещества. И это неплохой заработок. Более того, это требует применения большого количества аналитического оборудования, а также его обслуживания. Таких есть несколько отечественных компаний, которые весьма успешны. Их продукция в основном используется фармацептической промышленностью на Западе. Их продуктами пользуется все крупные западные компании. Может быть инвесторам стоит подумать в этом направлении. - Михаил Исакиевич, какова стратегия «MC Аналитика», как части «Textronica AG»? - У нас есть определенная стратегия. Мы стараемся перенести часть производства товара и услуг в Россию. Обслуживание – это очень сложная часть. Раньше у нас не было специалиста. Это была большая проблема. Специалистов, которые нам необходимы, практически нет. Мы затратили средства на его обучение и теперь он у нас есть. Мы занимаемся обслуживанием оборудования и в других странах. Таких как Англия, Франция, США. Также мы занимаемся «неким PR». Понятие «PR» не очень применимо к нашей деятельности. Дело в том, что наша продукция весьма специфична. Но, по сути, мы пытаемся объяснить потенциальным покупателям, зачем им нужна наша продукция. - Скажите несколько слов об истории вашей компании? - Здесь стоит оговориться. У нас есть российская компания. Одна из старейших на рынке аналитического оборудования- «MC Аналитика», а есть швейцарская компания. Российская существует с 1989 года. Она была создана (по началу) для того, чтобы осуществлять сервис оборудования, поставляемого из западных стран. За это время много других компаний создавалось и исчезало, а мы до сих пор существуем. - Были ли прецеденты по продаже подобной компании? - У нас нет. Никто никого не поглощал и никто не отсоединялся. - Какая норма прибыли вашей компании? - В российской компании норма прибыли небольшая. Я думаю, она составляет порядка 10%. Все компании, работающие на этом рынке, многопрофильные и работают в нескольких направлениях. Компания: «MC Аналитика», «Textronica AG» Владельцы: Группа лиц. Генеральный директор «MC Аналитика» Токарев Михаил Исакиевич Возраст компании: 16 лет (1989) Оборот за год: $ 2,2 млн (60 млн.руб) Норма прибыли: 10% Доля рынка (если есть):от 30 до 100%. разница связана с тем, что компания многопрофильна. Персонал: 12 чел. /Вестник Инноваций, 17.08.2005/ |