Перед руководителями малых и средних высокотехнологичных российских компаний выступил первый заместитель министра промышленности, науки и технологий.1 В инновационной политике министерства и государства в целом произошли существенные изменения. Например, всерьез рассматривается возможность узаконить передачу не только интеллектуальной госсобственности, но и реальных площадей НИИ малым и средним высокотехнологичным компаниям (но пока только через технопарки). Однако, по словам первого заместителя главы министерства, «у нас не хватает амбициозности» - многие компании, достигнув определенного уровня, останавливаются. Причинам низкой динамики экономического развития отечественных высокотехнологичных компаний и мерам государственного стимулирования был посвящен его доклад. Инновационной политике на уровне верховной власти нашей страны уделяется все больше внимания. Об этом, например, говорит фактическое восстановление должности заместителя председателя правительства по вопросам промышленной политики, которую годом ранее занимал Илья Клебанов. Назначенный на эту должность Борис Алешин уже заявил, что правительство должно, прежде всего, финансировать фундаментальные науки, а так же заниматься проблемами наукоградов и особых экономических зон. По его словам2, правительство обеспокоено существующим разрывом между научными разработками и созданием технологических продуктов. В связи с этим, предполагается, что венчурное инвестирование получит новый импульс. Новые приоритеты правительства в инновационной политике Андрей Фурсенко, первый заместитель министра промышленности, науки и технологий, впервые в этом году озвучил новые приоритеты правительства в инновационной политике в своем выступлении на Неделе науки в Санкт-Петербурге3. Но на упомянутом совещании4 он более детально рассказал о новых задачах министерства. «Сейчас очень модное слово – это инновации. Те люди, которые к этому слову относились очень скептически еще год-полтора, два тому назад, сейчас заявляют, что именно этим они занимаются главным образом, - отметил Андрей Фурсенко. - Поэтому сегодня, когда говорят о государственной поддержке инновационного бизнеса, то это означает, что поддерживать надо всех». При этом, после 1999 г. малый и средний наукоемкий бизнес испытывает серьезный кризис – новые фирмы почти не создаются. Этот факт так же вызвал определенную озабоченность инвестиционного сообщества, о нем, например, говорили еще в прошлом году участники III российской венчурной ярмарки. Неповоротливость корпораций и слабая заинтересованность ученых «Ученые, как правило, в инновациях (а инновации – это все-таки то, что связано с бизнесом) не заинтересованы… По крайней мере, их главная задача и главная мотивация – создание знаний, - говорит Андрея Фурсенко. - Что касается крупных корпораций, то, как правило, они достаточно неповоротливы». В отличие от крупных компаний, малые предприятия являются наиболее инновационно активными. В то же время, без продуманной и взвешенной государственной политики малые предприятия не смогут проявить свои лучшие качества и выступать «агентами инновационного развития». Нужна благоприятная среда Создание благоприятной среды для ведения бизнеса было поставлено во главу угла. «Под средой я понимаю не только разумное законодательство… Это в общем благоприятное отношение всех властей», - пояснил Андрей Фурсенко. По его словам малому инновационному бизнесу нужны условия и гарантии. Только при их наличии граждане будут готовы не только поступать на работу в такие компании, но и открывать собственные. Но пока ситуация прямо противоположная. Упомянутые предприятия не растут, по достижении определенного уровня доходности. Очень медленно увеличивается число занятых и количество самих предприятий в последние годы так же остается без ощутимых изменений. Распространено мнение, что в России слишком жестокая налоговая нагрузка. Однако, если говорить о налоговой системе, основные проблемы, скорее, лежат в формах и процедурах российской отчетности. Для разрешения этих проблем необходимо взаимодействие, вернее, настоящая работа, в первую очередь с МНС, и другими фискальными ведомствами. Привлекательность, имидж и «создание позитива» Составная часть благоприятной среды для ведения бизнеса - привлекательность самой профессии предпринимателя. «Я думаю, что государство тут должно играть большую роль, - отметил заместитель министра. - Мне кажется, что в последние года полтора, в вопросах, связанных с инновационным бизнесом сделано довольно много. …Об этом хорошо и позитивно говорит наш президент». Необходимо активнее продвигать примеры успеха. «Мы должны знать о том, насколько удачным может быть этот бизнес – удачным в смысле зарабатывания денег. …Главное – это продемонстрировать, что действительно в этом направлении можно заработать», - говорит Андрей Фурсенко. По его мнению, у нас «постепенно происходит сдвиг в эту сторону. Не только бизнесмены, но и ученые понимают, что вообще зарабатывать на своих знаниях – это хорошо, это достойно, это заслуживает всяческого внимания и нам надо демонстрировать наши успехи – показывать, что это происходит, может происходить ни в Корее, ни в Германии, ни в Штатах, ни в Японии, а в России». Об этом надо рассказывать не стесняясь. Законодательство и интеллектуальная собственность В последнее время усилиями Государственной Думы России, законодательство в сфере интеллектуальной собственности претерпело изменения в лучшую сторону. Этому так же способствовали усилия правительства на пути вступления в ВТО. Однако этого явно недостаточно. «…Интеллектуальная собственность, созданная даже на государственные деньги, в рамках государственного заказа, должна бесплатно передаваться исполнителю. Это очень важно, – отметил Андрей Фурсенко. – Такой либеральный подход, работает во всем мире и должен работать у нас в России. Другие подходы… не работают». Созданное на бюджетные деньги и принадлежащее государству, как правило, «либо не используется, либо используется незаконным образом». Но и здесь есть сложности – «то законодательство, которое сегодня принято по малому бизнесу уж точно не стимулирует и не поддерживает инновационный бизнес». Корни этого лежат, по мнению минпромнауки, в ограничениях, которые сегодня введены. «Они точно рубят любые амбициозные проекты. Как только малый бизнес начинает резко развиваться, у него убирают все льготы, - подчеркнул Андрей Фурсенко. - Я думаю, что рано или поздно эти ограничения, если не будут сняты, то будут существенно расширены». По мнению замминистра, «абсолютно ясно, что ограничение $450 тыс. долларов в год оборота для малого инновационного предприятия» не является обеспечением для стимулирования роста и развития. Основные проблемы лежат в реализации принятых законов В качестве одной из болезненных проблем была отмечена правоприменительная практика. «Даже те законы, которые есть – не реализуются, - отметил Андрей Фурсенко. - Не реализуются из-за отсутствия, может быть, квалифицированных кадров, из-за отсутствия должной юридической культуры, правовой культуры у предпринимателей». В этой связи, в качестве одной из задач, было названо повышению юридической грамотности и юридической культуры общества и экономически активной части населения в особенности. Инновационную инфраструктуру на паевой основе «Государство должно, видимо – на паевых основаниях - заниматься созданием инновационной инфраструктуры, ориентируясь в первую очередь на поддержку малого предпринимательства», - считает Андрей Фурсенко. Причины этого в том, что потенциал роста в малом предприятии всегда выше, оно может вырасти до среднего или крупного бизнеса. В то же время необходимо поддерживать именно тех, кто готов этот потенциал реализовывать. При этом, по мнению минпромнауки, «государство должно делить риски с тем инновационным бизнесом, который работает в наиболее рисковой сфере – в сфере новых технологий, коммерциализации знаний».5 Технологическая инфраструктура и передача собственности Инновационные центры, технопарки, центры трансфера технологий в России пока развиты довольно слабо6. Их недостаточно, хотя бы по сравнению с количеством действующих в стране технических Вузов, да и площади у них весьма скромные. Но Вузы относятся к Министерству образования, а академические, исследовательские институты и научные центры – к Минпромнауки. В результате – эта часть инфраструктуры в России почти не развивается, по отношению к еще имеющемуся научно-техническому потенциалу. «И я думаю, что тут возможность только одна, - говорит Андрей Фурсенко. - Помимо того, что государство должно продолжать оказывать прямую поддержку, должны быть косвенные меры». Эти меры должны включать «передачу государственной собственности и собственности государственных предприятий для создания этих технопарков». Такая собственность, по мнению министерства, «должна передаваться малым предприятиям, которые уже доросли до того, что бы стать средними или крупными. Такие шаги делаются. В каждом конкретном случае – проходит довольно тяжело, но министерство сейчас достаточно активно занимается тем, что бы создать систему, которая позволяла бы более или менее автоматически такую собственность …передавать». Кадровая проблема Подготовка кадров остается слабой стороной. Руководители малых предприятий не могут быть узкими специалистами – они должны понимать, что такое контроль качества, системы связанные с защитой интеллектуальной собственности. «Это не значит, что они должны быть глубокими специалистами в этих вопросах – но они должны понимать, к кому обращаться, при решении всех этих вопросов», - отметил заместитель руководителя минпромнауки. Система начального финансирования «В первую очередь нам не хватает системы начального финансирования, системы так называемых посевных денег», - отметил Андрей Фурсенко. Действительно, в России этим в полной степени и целевым образом занимается только одна организация - Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.7 Бизнес дальше не растет: компаниям необходимы инвестиции Но, помимо упомянутой, есть и вторая проблема – это деньги для роста малых высокотехнологичных предприятий. Напомним, что инвестиций в отечественные компании, производящие инновационные продукты, в общем объеме венчурных и прямых частных инвестиций, совершенных в период 1994-2001 гг., составили не более 2-4%8. «На сегодняшний день стандартная, принятая в мире схема – когда малые предприятия поглощаются более крупными корпорациями - в России не работает или работает слабо, - подчеркнул Андрей Фурсенко. - У нас нет крупных корпораций, которые бы эффективно могли поглощать инновации через покупку малых предприятий. У нас сегодня… малые предприятия с наиболее активным менеджментом потихонечку начинают собирать под себя куски крупных предприятий, крупных корпораций, которые сейчас в той или иной степени разваливаются. Это уже происходит, может не в очень большом объеме – но происходит». Государство будет финансировать образование и фундаментальные исследования Государство, по мнению минпромнауки, должно продолжать поддерживать «такие чисто затратные вещи», как образование и фундаментальные исследования. Однако и здесь должны выстраиваться приоритеты, и обозначена ответственность перед государством тех, кто получает эту поддержку. «Нам нужны амбициозные проекты» «Но, кроме всего прочего, как мне представляется, у нас не хватает амбициозности. …Существует очень небольшое количество амбициозных проектов, - заявил Андрей Фурсенко. – Они (малые предприятия и их руководители) на каком-то уровне останавливаются. Я думаю, это связано не только с налогообложением, но и с тем, что люди устают все время бороться. Поэтому, дойдя до какого-то уровня, процесс останавливается». По мнению министерства, у компаний остается очень мало стимулов к росту, когда небольшое предприятие начинает обеспечивать нормальной зарплатой тех, кто в нем работает, и приемлемым доходом тех, кто его создал, – его собственников. Создание коммуникаций Кроме всех перечисленных задач государство так же «должно способствовать созданию коммуникаций». Проблема кроется в обширных пространствах нашей страны. «На этом огромном пространстве людям очень трудно найти друг друга, тем, кто имеет деньги, и кто имеет идеи. По-видимому, одна из задач, которая должна стоять перед нами – это обеспечивать коммуникации между разными участниками инновационного процесса», - заключает Андрей Фурсенко. И здесь государством сделано уже достаточно много, но, с другой стороны, недостаточно для обеспечения ощутимого роста малого и среднего наукоемкого бизнеса. Конечно, эти связи создаются здесь с нуля, но эффективность скорости их развития вызывает вполне обоснованные опасения. |