ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Законов Орловской области от 10.12.2001 N 231-ОЗ и от 25.03.2002 N 250-ОЗ)
Принят областным Советом народных депутатов 20 сентября 2001 года
Настоящий закон регулирует основы осуществления инновационной деятельности в производственно - технологической сфере, определяет цели, принципы и механизмы реализации государственной инновационной политики в Орловской области.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Орловской области об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области |
Законодательство Орловской области об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Орловской области. |
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем законе |
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на реализацию результатов научных исследований и разработок, либо иных научно - технических достижений, в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. |
Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. |
Государственная инновационная политика в Орловской области - составная часть социально-экономической политики Орловской области, определяющая цели, направления, формы деятельности и механизмы поддержки субъектов инновационной деятельности органами государственной власти Орловской области в сфере практического применения (использования) инноваций, коммерциализации и внедрения в реальный производственно-технологический сектор экономики передовых достижений науки и техники. |
Инновационный проект - система мероприятий, отраженная в документации, содержащей технико- экономическое, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов продукции, технологий, услуг. |
Инновационная программа - комплекс взаимосвязанных мероприятий и инновационных проектов, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и начало реализации нового вида продукции или технологий с целью получения прибыли или иного полезного результата. |
Целевая инновационная программа Орловской области - инновационная программа по развитию отдельной отрасли экономики Орловской области, обеспечивающая в течение заданного периода времени получение запланированного полезного результата в данной отрасли. |
Комплексная инновационная программа Орловской области - комплекс взаимосвязанных целевых инновационных программ по развитию отдельных отраслей экономики области, обеспечивающий в течение заданного периода времени получение полезного результата в социально - экономическом развитии Орловской области. |
Субъекты инновационной деятельности - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, в том числе иностранные организации и граждане, осуществляющие инновационную деятельность на территории Орловской области в соответствии с законодательством. |
Инновационная инфраструктура - организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности. |
Статья 3. Содержание инновационной деятельности |
Инновационными являются следующие виды деятельности: |
- реализация инновационных программ и проектов; |
- выполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ, направленных на создание нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; |
- проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта новых или усовершенствованных продуктов или процессов; |
- осуществление технологического переоснащения и подготовки производства к выпуску нового или усовершенствованного продукта; |
- производство новой или усовершенствованной продукции, применение новой или усовершенствованной технологии до достижения расчетного срока окупаемости инновационного проекта; |
- осуществление испытаний, сертификации новых процессов, продуктов и изделий; |
- передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную и технологическую информацию; |
- обмен инновациями между организациями и иными лицами (трансферт инноваций); |
- подготовка специалистов для инновационной деятельности; |
- финансирование инновационной деятельности, включая инвестирование инновационных программ и проектов; |
- иные виды работ, необходимые для реализации инновационных программ и проектов, не противоречащие действующему законодательству.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 4. Цели и принципы государственной инновационной политики в Орловской области |
1. Государственная инновационная политика в Орловской области основывается на высокой социальной значимости инновационной деятельности, ее определяющего влияния на уровень и темп развития рынка товаров и услуг, обеспечивающих приток финансовых и материальных ресурсов в экономику Орловской области, на повышение уровня и качества жизни населения, на обеспечение экологической безопасности области. |
2. Основные цели государственной инновационной политики Орловской области: |
- развитие и эффективное использование инновационного и научно - технического потенциала области, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких и ресурсосберегающих технологий; |
- обеспечение постепенного перехода Орловской области к устойчивому социально - экономическому развитию за счет освоения производства принципиально новых для области видов продукции и технологий, экологически чистых продуктов; |
- развитие рынка инновационных проектов, выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции и расширение за счет этого налогооблагаемой базы в интересах населения Орловской области; |
- активизация международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности. |
3. Принципы государственной инновационной политики Орловской области: |
- ориентация на приоритетные направления инновационной деятельности и создание эффективных механизмов формирования и реализации комплексных инновационных программ Орловской области, выполняемых в интересах развития социальной сферы, экономики, сохранения и воспроизводства природной среды Орловской области; |
- интеграция инновационной, научной, научно - технической и инвестиционной деятельности с целью обеспечения их комплексного взаимодействия с потребителями; |
- концентрация выделяемых на инновационную деятельность ресурсов на приоритетных направлениях социально - экономического развития Орловской области и интенсификации развития инновационного потенциала; |
- стимулирование инновационной деятельности через систему прямых и косвенных методов поддержки; |
- консолидация усилий органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления и общественных организаций, предприятий всех форм собственности Орловской области для активизации инновационной деятельности. |
Статья 5. Компетенция органов государственной власти Орловской области по вопросам формирования и реализации государственной инновационной политики в Орловской области |
1. Государственная инновационная политика Орловской области формируется и реализуется органами государственной власти Орловской области в соответствии с законодательством, приоритетами социально - экономического развития Орловской области, с учетом предложений руководителей предприятий, организаций, органов местного самоуправления. |
2. Областной Совет народных депутатов осуществляет следующие полномочия: |
- утверждает подписанные губернатором от имени области договоры и соглашения по вопросам реализации государственной инновационной политики в Орловской области; |
- утверждает по представлению губернатора области концепцию и основные приоритеты реализации государственной инновационной политики в Орловской области; |
- утверждает по представлению губернатора области комплексные инновационные программы Орловской области на пятилетний период, состоящие из целевых инновационных программ по приоритетным направлениям развития экономики области, изменения и дополнения, вносимые в них, заслушивает отчеты об их исполнении; |
- утверждает по представлению губернатора области объемы финансирования инновационной деятельности за счет средств областного бюджета; |
- предоставляет налоговые льготы по платежам в областной бюджет отдельным категориям субъектов инновационной деятельности, в пределах средств, зачисляемых в областной бюджет, в том числе: |
а) по налогу на имущество в размере годовых затрат предприятия на осуществление инновационных проектов; |
б) по налогу на прибыль; |
(в ред. Закона Орловской области от 10.12.2001 N 231-ОЗ) |
- по представлению губернатора области принимает решение о снижении для налогоплательщиков, осуществляющих инновационную деятельность, налоговой ставки в части сумм налога на прибыль, зачисляемых в областной бюджет. При этом указанная ставка не может быть ниже 10,5 процента; |
(абзац введен Законом Орловской области от 10.12.2001 N 231-ОЗ) |
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством. |
3. Губернатор области осуществляет следующие полномочия: |
- подписывает договоры и соглашения от имени области по вопросам реализации государственной инновационной политики в Орловской области; |
- осуществляет контроль за реализацией государственной инновационной политики в Орловской области; |
- осуществляет контроль за выполнением комплексных и целевых инновационных программ Орловской области; |
- предоставляет государственные гарантии Орловской области инвесторам с целью содействия развитию инновационной деятельности в Орловской области; |
- принимает нормативно - правовые акты в сфере инновационной деятельности; |
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством. |
Губернатор области имеет право предоставлять льготные кредиты субъектам инновационной деятельности на конкурсной основе. |
4. Коллегия администрации области осуществляет следующие полномочия: |
(в ред. Закона Орловской области от 25.03.2002 N 250-ОЗ) |
- разрабатывает проект концепции и предложения по приоритетным направлениям реализации государственной инновационной политики в Орловской области для представления их губернатором области в областной Совет народных депутатов; |
- разрабатывает проекты комплексной и целевых инновационных программ Орловской области на пятилетний период, изменения и дополнения, вносимые в них; |
- готовит предложения по объемам финансирования инновационной деятельности за счет средств областного бюджета для представления их губернатором области в областной Совет народных депутатов; |
- разрабатывает предложения по снижению для налогоплательщиков, осуществляющих инновационную деятельность, налоговой ставки в части сумм налога на прибыль, зачисляемых в областной бюджет; |
(абзац введен Законом Орловской области от 10.12.2001 N 231-ОЗ) |
- разрабатывает предложения по предоставлению налоговых льгот по платежам в областной бюджет субъектам инновационной деятельности для представления их губернатором области в областной Совет народных депутатов; |
- разрабатывает предложения губернатору области по предоставлению льготных кредитов субъектам инновационной деятельности; |
- готовит отчет о ходе реализации государственной инновационной политики в Орловской области, о выполнении комплексной и целевых инновационных программ для представления их губернатором области в областной Совет народных депутатов; |
- разрабатывает предложения губернатору области о предоставлении государственных гарантий Орловской области инвесторам с целью содействия развитию инновационной деятельности в Орловской области; |
- в пределах своей компетенции издает нормативно - правовые акты в сфере инновационной деятельности; |
- предоставляет в аренду государственное имущество на льготных условиях инновационно - активным предприятиям и организациям; |
- организует закупки высококачественной инновационной продукции для областных нужд на конкурсной основе; |
- ежегодно предоставляет в налоговые органы области реестр организаций и предприятий области с указанием выполняемых ими инновационных программ и (или) проектов, объемов их финансирования и размеров льгот по областным налогам на текущий год; |
- осуществляет государственную областную экспертизу инновационных программ и проектов, а также результатов проведенных в рамках данных программ и проектов работ, финансируемых за счет средств бюджета Орловской области; |
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством. |
Статья 6. Координационный Совет Орловской области по инновационной политике |
1. Для координации деятельности субъектов инновационной деятельности по вопросам формирования и реализации государственной инновационной политики в Орловской области создается Координационный Совет Орловской области по инновационной политике. |
2. Координационный Совет Орловской области по инновационной политике формируется из числа представителей областного Совета народных депутатов, коллегии администрации области, органов местного самоуправления, руководителей передовых предприятий, организаций и финансовых структур, ученых, специалистов в научно - технической, производственной, финансовой и инвестиционной сферах. |
(в ред. Закона Орловской области от 25.03.2002 N 250-ОЗ) |
3. Основными задачами Координационного Совета Орловской области по инновационной политике являются: |
- разработка предложений коллегии администрации области по вопросам формирования и приоритетным направлениям реализации государственной инновационной политики в Орловской области; |
- подготовка предложений коллегии администрации области по использованию и коммерциализации передовых достижений науки и техники, развитию инновационной деятельности, формированию инновационной инфраструктуры в интересах социально - экономического развития Орловской области; |
- подготовка предложений коллегии администрации области по вопросам формирования комплексной и целевых инновационных программ Орловской области на пятилетний период; |
(абзацы 2 - 4 в ред. Закона Орловской области от 25.03.2002 N 250-ОЗ) |
- координация деятельности расположенных в Орловской области субъектов инновационной деятельности в части выполнения ими работ в интересах Орловской области; |
- подготовка предложений по проведению государственной областной экспертизы инновационных программ и проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета; |
- взаимодействие с инновационными международными, межрегиональными, общественными и иными организациями, советами и объединениями. |
4. Персональный состав Координационного Совета Орловской области по инновационной политике и Положение о Координационном Совете Орловской области по инновационной политике утверждаются губернатором области.
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 7. Субъекты государственной поддержки инновационной деятельности |
1. Государственная поддержка инновационной деятельности, осуществляемой в интересах Орловской области, распространяется на субъекты инновационной деятельности, реализующих: |
- комплексные и целевые инновационные программы Орловской области, утвержденные областным Советом народных депутатов и инновационные проекты в рамках этих программ; |
- отдельные инновационные программы и (или) проекты, одобренные Координационным Советом Орловской области по инновационной политике и утвержденные областным Советом народных депутатов. |
2. При реализации программы или проекта несколькими субъектами инновационной деятельности государственная поддержка предоставляется головной организации. |
Статья 8. Финансирование инновационной деятельности |
1. Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет средств субъектов инновационной деятельности и иных источников, не запрещенных действующим законодательством. |
2. Государственное финансирование инновационной деятельности в области осуществляется за счет средств областного бюджета. Финансовые ресурсы из средств областного бюджета на осуществление инновационной деятельности предусматриваются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, в котором выделяется статья "Инновационная деятельность" в размере не менее 2% расходной части бюджета. |
Финансирование инновационной деятельности из областного бюджета осуществляется на возвратной или безвозвратной основе с использованием конкурсного отбора. |
3. Государственное финансирование инновационной деятельности в области может осуществляться: |
- федеральными государственными органами, осуществляющими государственную поддержку субъектов инновационной деятельности; |
- иными государственными организациями, уполномоченными предоставлять государственную поддержку. |
4. Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет денежных средств, мобилизуемых путем выпуска в обращение ценных бумаг, акций, облигаций. |
5. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять механизмы финансирования инновационной деятельности в пределах своих полномочий, предоставлять субъектам инновационной деятельности дополнительные льготы в пределах средств, зачисляемых в местные бюджеты, использовать иные методы стимулирования инновационной активности, не противоречащие действующему законодательству.
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 9. Вступление в силу настоящего закона |
Настоящий закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Глава администрации Орловской области Е.С.Строев
г. Орел 4 октября 2001 года N 215-ОЗ |