Можно ли зарегистрировать факсимиле в качестве товарного знака?


«Мы столкнулись с тем, что на элементарный, как нам казалось, вопрос в нашем городе не нашлось специалиста, который смог бы нам дать внятный ответ. Поэтому приходится обращаться через газету» И хотя, наверное, тема вопроса несколько узка, но вполне возможно, что не только нас интересует такая проблема. Вопрос же такой: можно ли зарегистрировать факсимиле в качестве товарного знака фирмы и что при этом следует учитывать? Заранее благодарим»

Коллектив малого предприятия, г. Нижнекамск


«Факсимиле может являться обозначением, регистрируемым в качестве товарного знака, если оно представляет собой воспроизведение подписи, в том числе монограмму (сплетение в виде вензеля начальных букв имени и фамилии) или знак-символ, заменяющий подпись (часто используются художниками на произведениях живописи, гравюрах).

При регистрации товарного знака в виде факсимиле последнее должно соответствовать всем требованиям охраноспособности, предъявляемым к товарным знакам.

Особо отметим, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.

На одном споре, связанном с отказом в регистрации факсимиле подписи, остановимся подробней.

Палата по патентным спорам рассмотрела возражение, поданное итальянской компанией FRANCO FERRARI S.R.L. (далее — заявитель), на решение экспертизы об отказе в предоставлении правовой охраны на территории России знаку по международной регистрации № 821172.

Заявитель международной регистрации не согласился с таким решением и привел следующие основные доводы в защиту своей позиции:

— заявленное обозначение представляет собой факсимиле подписи Франко Феррари, являющегося известным итальянским модельером и основателем компании заявителя;
— подпись выполнена в очень оригинальной манере, причем написание букв таково, что обозначение может быть прочитано по-разному, а не только как FRANCO FERRARI;
— сравниваемые знаки отличаются фонетически (по сравнению с противопоставленными знаками заявленное обозначение содержит дополнительное слово FRANCO) и визуально (визуальные отличия выражены в различном написании словесных элементов, наличии изобразительных элементов в противопоставленных знаках);
— слово FERRARI является распространенной итальянской фамилией (в подтверждение этого факта заявитель представил копии страниц итальянского телефонного справочника, на которых представлены данные о 5812 персонах, имеющих такую фамилию), в виду чего фамилия Ferrari сама по себе не может однозначно указывать только на одного человека;
— прибавление к фамилии человека его имени индивидуализирует конкретного человека и не позволяет спутать его с другим лицом;
— товарный знак, содержащий имя и фамилию конкретного, причем известного в отношении заявленных товаров человека, позволяет четко идентифицировать производителя маркированных им товаров;
— учитывая оригинальность графического исполнения заявленного обозначения, спутать сравниваемые знаки невозможно;
— слова FRANCO FERRARI являются частью фирменного наименования компании заявителя, основанной 13.10.1978, то есть ранее приоритета противопоставленных знаков;
— сопоставляемые обозначения были зарегистрированы в отношении однородных товаров в качестве товарных знаков в Италии, где знаки мирно сосуществуют;
— правообладатель противопоставленных знаков является производителем спортивных автомобилей, выпускаемых в ограниченном, в силу специфики товара, количестве, а не как серьезный производитель различных видов одежды и текстиля, в отношении которых заявлен знак по международной регистрации №821172.

Признав доводы заявителя убедительными, было принято решение о предоставлении охраны на территории России заявленному обозначению, представляющему собой факсимиле известного итальянского модельера».





По материалам Gorodissky.ru