Введение

Понятие "интеллектуальная собственность" появилось в российском законодательстве относительно недавно. В 1993 году был принят Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", который существенно пересмотрел существовавшее прежде "советское" представление об авторском праве.

К признанию за человеком права на результаты своего творческого труда современная цивилизация шла не одно столетие. Высшим актом признания этого права стала Всеобщая декларация прав человека. В статье 27 Декларации говорится, что "каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является". Более подробно содержание прав на результаты творческого труда было определено в специальном международном законодательстве, в частности, в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Международной (Римской) конвенции об охране прав производителей фонограмм и вещательных организаций, в Соглашении о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.

В России отношения, связанные с авторским правом, в силу ряда объективных и субъективных причин не развиты еще настолько, чтобы соответствовать общепринятой мировой практике. Хотя Закон об авторском праве и смежных правах действует уже почти семь лет, уровень правовой культуры как самих творческих работников, так и тех, кто использует результаты их творчества, еще довольно низок.

Приобретатели авторского права (прежде всего, издатели, производители фонограмм, аудио- и видеопродукции) не привыкли и часто не хотят соблюдать права авторов. Авторы плохо осведомлены о своих правах и не умеют их защищать. Невелико число профессиональных авторских обществ и других организаций, которые могли бы участвовать в защите прав авторов. Ничтожно мало число агентств, защищающих права авторов: по сравнению с Западным миром, где их тысячи в каждой стране, на всей территории России их существует пока несколько десятков.

Проведенные социологические опросы, направленные на определение правового сознания в области авторского права, показывают, что лица, чья деятельность непосредственно связана с творчеством или его результатами, часто имеют весьма смутное представление о том, что такое интеллектуальная собственность и авторское право в частности. Мало кто из них имеет опыт судебной защиты авторских прав или просто не считает это необходимым, или реально выполнимым.

Особенно печальным кажется подобное положение дел в культуре, которая, как и наука, располагает, прежде всего, интеллектуальными ценностями. Рукописи, картины, скульптуры, архитектурные сооружения - всего лишь материальная форма продуктов творческого интеллектуального труда, которые призван защищать Закон об авторском праве.

Деятельность таких организаций, как театры, музеи, издательства включает довольно много авторских прав. Несоблюдение учреждениями культуры прав авторов произведений, которые используются в деятельности этих учреждений (авторов драматических произведений и книг, картин, скульптурных произведений и т.д.), может привести как к финансовым потерям (размеры сумм, которые можно взыскать с нарушителя авторских прав по закону - от 50 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда!), так и к подрыву их репутации.

Не успев вжиться в эти новые правовые отношения и формируемую ими культуру, мы сейчас снова вынуждены переживать новое изменение этих отношений, вызванное кризисом существующей теории авторского права в результате развития новых информационных технологий.

Уже с 1997 года находится на обсуждении в Государственной Думе третья часть Гражданского кодекса РФ, которая наряду с существующим законом об авторском праве предполагает закрепить новые положения в сфере авторского права.

В эпоху Интернета возникла проблема потенциально возможного массового глобального пиратства. Специально был разработан ряд международных документов, которые должны обеспечить защиту прав владельцев интеллектуальной собственности в современных условиях. Ратифицирование Россией этих документов является одним из условий вступления в равноправное отношения с экономически развитыми странами. В связи с этим в настоящее время производится разработка соответствующих изменений в российском законодательстве об авторском праве.

Настоящее пособие имеет своей целью не только познакомить с действующими положениями законодательства об авторском праве, но и с практикой его применения в различных сферах творчества, а также с теми изменениями, которые в ближайшее время могут произойти в правовом регулировании авторских прав.

Однако необходимо учитывать, что многие вопросы правового регулирования интеллектуальной собственности являются во всем мире еще не имеющими однозначного решения, юристы многих стран еще только пытаются найти эффективные правовые конструкции для защиты отдельных прав владельцев результатов творческого труда.

Действующий в настоящее время Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" разработан с учетом основных международных соглашений по охране авторских прав, а также с учетом тех реалий в сфере авторских и смежных прав, которые сложились за последние 30-50 лет. Вместе с тем в настоящее время возникают новые проблемы в сфере авторского права, о которых говорилось выше, и международное сообщество вынуждено разрабатывать новые соглашения, обеспечивающие его защиту. Об этих попытках и о том, как они отразятся на российском законодательстве, мы также попытаемся рассказать в нашем пособии.