Инновационный процесс: все решают кадры

Государственная политика России в области развития науки и технологий подразумевает взаимосвязь двух базовых направлений: формирование национальной инновационной системы и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса


Участники инновационного процесса достигнут успеха только при соответствующей квалификации персонала, причем в первую очередь управленческого персонала. Практика бизнеса убеждает, что не перспективная технология привлекает инвестиции в инновационный процесс, а команда управленцев, способная вырастить успешный технологический бизнес.

Важно подчеркнуть не только роль непосредственно специалистов по коммерциализации и трансферту технологий, управлению интеллектуальными ресурсами компании, инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, но и многих других специалистов, которые должны прогнозировать коммерческую значимость новых продуктов и технологий в своих предметных областях и обеспечивать продвижение их на рынок. Только органическое взаимодействие специалистов по управлению инновационной деятельностью, разбирающихся в существе технологий, с учеными, инженерами, технологами, конструкторами, понимающими специфику инновационного процесса, может обеспечить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции.

Программы обучения

В настоящее время многие технические университеты ввели в программы подготовки такие отдельные дисциплины, как общая методология менеджмента и маркетинга, инновационный менеджмент, управление разработкой новой продукции, коммерциализация технологий, а некоторые начали двухлетние программы переподготовки, позволяющие выпускникам получить параллельное второе или дополнительное образование. Например, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) с 1999 г. открыл подготовку специалистов по новому направлению "Инноватика", включил дисциплину "Основы инноватики" в учебные планы для студентов пятого и шестого курсов на нескольких факультетах.

Однако остается проблема профессиональной переподготовки многих сотен тысяч специалистов, решивших посвятить себя предпринимательству в научно-технической сфере и управлению инновационными проектами. В настоящее время свои услуги в области подготовки специалистов, занимающихся вопросами менеджмента для разных отраслей народного хозяйства, предоставляют многие образовательные организации и учреждения. Получили распространение различные краткосрочные курсы не только при учебных заведениях, но и многих консультационных и инжиниринговых фирмах, сеть которых расширяется.

Вместе с тем у большинства специалистов, даже имеющих образование в области менеджмента, нет системных знаний в области управления интеллектуальной собственностью и коммерциализации технологий, ограничены представления о специфике выведения на рынок нового высокотехнологичного продукта, интеграции новых технологий в общую деятельность компании, технологическом аудите, управлении инновационными проектами. Вследствие этого качественный уровень работников российских организаций и предприятий в области менеджмента инноваций существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда.

Появившийся опыт коммерческой деятельности тоже не в полной мере помогает в силу специфики инновационного предпринимательства. В отличие от приемов работы со сложившимся "зрелым" товаром, бизнес с новым продуктом, имеющим лучшие потребительские свойства, связан не только с экономическими (искать и осваивать новый рынок), но и с технологическими аспектами управления (развивать и совершенствовать саму продукцию под потребности рынка). Это вызывает у менеджеров необходимость в освоении особой нормативно-правовой базы и механизмов финансирования, а также взаимодействие со специальной инфраструктурой поддержки и обеспечения.

Необходимо подчеркнуть, что новая специальность "Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах" уже обеспечена профессиональным стандартом, утвержденным постановлением Минтруда России от 05.03.2004 №34. Профессиональный стандарт стал основой разработки должностных инструкций, программ подготовки и повышения квалификации специалистов, создания системы их сертификации. Тем не менее многие технические вузы и университеты ограничены в возможностях готовить кадры для "инновационного рывка". И дело не столько в деньгах, как в тех, кто способен учить этой новой для сложившихся специалистов, непростой области знаний.

Возможность подготовки специалистов в области управления инновациями по программам высшего профессионального образования выглядит весьма привлекательно с финансовой точки зрения. Согласно Закону РФ "Об образовании" только первое высшее образование можно осуществить за средства бюджета. Вместе с тем инновационная деятельность является междисциплинарной сферой, и в каждой отрасли имеются свои существенные особенности разработки и выведения на рынок новой продукции. Не случайно за рубежом специалистов по управлению инновациями обучают после окончания вуза и получения ими специальности в конкретной предметной области.

Первопроходцем стал СПбГПУ, который сначала разработал образовательный стандарт по экспериментальному междисциплинарному направлению "Инноватика". Затем СПбГПУ совместно с Российским государственным университетом инновационных технологий и предпринимательства и Государственным университетом управления разработал образовательный стандарт по специальности "Управление инновациями" по направлению "Инноватика". Это направление подготовки специалистов было отнесено Минобразованием РФ к группе 650000 "Техника и технологии" и утверждено приказом от 15.10. 2002 г. №3594.

В ряде учебных заведений, например, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Международном университете менеджмента "ЛИНК", Институте бизнеса и делового администрирования Саратовского государственного технического университета, Московском энергетическом университете, Академии менеджмента и рынка и др. уже более десяти лет развиваются программы дополнительного профессионального образования в области управления инновациями. Чаще всего это программы повышения квалификации специалистов (до 150 часов), реже - программы профессиональной переподготовки (более 500 часов).

Как правило, такие программы носят учебно-консультационный характер и нацелены на формирование профессиональных навыков по оценке коммерческой значимости результатов исследований и разработок, управлению интеллектуальной собственностью, составлению и экспертизе инновационных проектов, поиску стратегического партнера и другим вопросам управления технологическими инновациями.

Как показал анализ образовательных программ, большинство из них ориентировано на проведение кратких курсов повышения квалификации специалистов. Между тем опыт подготовки менеджеров инновационной деятельности убедительно свидетельствует, что профессиональные навыки можно сформировать только при подготовке по средне- и долгосрочным программам, когда есть возможность организовать самостоятельную работу слушателей и проверить ее результаты. Беседы с участниками таких занятий, ответы на их вопросы, характер этих вопросов показывают, что краткосрочные курсы носят, как правило, только ознакомительный, информационный характер либо повышают квалификацию специалистов по узкому вопросу, к числу которых управление инновациями, как правило, пока не относится.

За время обучения по долгосрочным (не менее 9-12 месяцев) программам по мере изучения учебного материала параллельно развивается и инновационный проект, в котором слушатель непосредственно принимает участие. Обучающийся на основе собственной практики видит все новые и новые вопросы, ответы на которые он может выяснить у преподавателя-консультанта. Кроме этого, годичные программы дают возможность разобрать ряд базовых вопросов микро- и макроэкономики, менеджмента, управления финансами и персоналом, без которых специальные дисциплины нельзя глубоко изучить, особенно, если у слушателей нет экономического образования.

Главная особенность программ подготовки менеджеров инновационной деятельности должна заключаться в значительном объеме самостоятельной работы слушателей, основанной на продвижении на рынок конкретных технологий и новых продуктов, которые непосредственно связаны с задачами, стоящими перед обучающимся. Тогда и приобретаются практические навыки.

Второй принципиальной особенностью успешных программ является подбор преподавателей из числа профессионалов-практиков, тех, кто работает в сфере реального инновационного бизнеса в качестве руководителей или консультантов.

Программы целесообразно осуществлять без отрыва слушателей от работы и обеспечивать оригинальными учебными пособиями, основанными на отечественной практике, в том числе в электронном виде с тестами и анализом конкретных ситуаций для дистанционного образования.

Наиболее успешными стали те 9-12-месячные программы, которые предлагают обучение в блочно-модульной форме со значительными перерывами для выполнения слушателями самостоятельной работы, непосредственно связанной с практическими задачами по управлению инновациями.

Президентская программа

Вместе с тем многомесячное обучение является затратным, а потребности рынка инноваций еще не сформировали достаточный платежеспособный спрос. Поскольку дополнительное профессиональное образование согласно Закону РФ "Об образовании" может финансироваться только из внебюджетных средств, чаще всего занятия по вопросам управления инновациями проходят за средства грантов, которые носят разовый характер. В результате программы не развиваются и не позволяют выйти на самоокупаемость.

Исключение составляют программы профессиональной переподготовки, отобранные по конкурсу и включенные в Государственный план подготовки руководящих кадров для организаций народного хозяйства (Президентская программа), которые осуществляются с 1997 г. за счет средств бюджета. Среди почти сотни программ, посвященных вопросам менеджмента и маркетинга, отобраны были только две по управлению инновациями: "Технологический менеджмент", которая с 2004/05 учебного года трансформирована в программу "Инновации и риски в бизнесе" АНХ при Правительстве РФ и "Управление инновационными проектами" СПбГПУ. Необходимо отметить, что с 2004/05 учебного года для включения в Президентскую программу отобрано еще 11 новых программ под названием "Инновационный менеджмент", получивших аккредитацию пока только на один год.

Особенностью содержания программ профессиональной переподготовки, включенных в Президентскую программу, являются равные объемы базовых дисциплин, иностранного языка и специальных дисциплин. Отличия заключаются только в специальных предметах, которые в программах "Инновации и риски в бизнесе" и "Управление инновационными проектами" близки по содержанию. Между тем в программе СПбГПУ "Управление инновационными проектами" специальные дисциплины более привязаны к традиционным курсам вузовской подготовки менеджеров:

- организационные структуры, механизмы и культура управления;
- стратегическое управление инновациями;
- менеджмент на производстве и в сфере услуг;
- маркетинг промышленных товаров и услуг;
- управление проектами.

В программе АНХ "Инновации и риски в бизнесе" специальные дисциплины менее академичны и включают дисциплины, отражающие правовые, экономические и организационные вопросы, исходя из последовательности инновационного процесса:

- управление инновациями;
- управление процессом разработки новых товаров;
- управление рисками в инновационных проектах;
- управление качеством нового продукта;
- управление инновационными проектами;
- управление интеллектуальными ресурсами организации;
- выведение нового товара на рынок (курс-тренинг).

В ходе реализации этих программ особое внимание уделяется индивидуализации обучения за счет консультаций, состава курсовых работ и содержания выпускной работы. Практика обучения, по сути, представляет собой реакцию на выявленные проблемы слушателя и фирмы (организации), в которой он работает. Учебный процесс становится подобным специфическому технологическому процессу, операционный состав которого призван решить выявленную проблему.

Так, в АНХ слушатели после формирования и обоснования собственной бизнес-идеи продолжают индивидуально работать над своим проектом, т.е. выпускной работой в рамках учебного процесса. Слушатели доводят свои конкретные проекты, используя профессиональные консультации преподавателей-практиков. Достаточно сказать, что из 25 преподавателей, работающих на программе, 21 имеет конкретный опыт работы консультанта инновационного бизнеса, 16 преподавателей работает в реальных фирмах.

Программы МВА

Двухлетние программы профессиональной переподготовки МВА занимают особое положение в дополнительном профессиональном образовании. Такие программы разработаны на основе многолетнего зарубежного опыта и появились в нашей стране недавно. Достаточно сказать, что только в 2004 г. утверждены государственные требования к программам МВА на основании четырехлетнего эксперимента, который проходил в ряде вузов страны.

Программа "МВА: управление инновационными проектами, инвестициями и рисками" (в настоящее время трансформирована в программу "МВА - инновационный и проектный менеджмент") открыта в АНХ при Правительстве РФ в 2000 г. и до сих пор является единственной в стране программой, которая сфокусирована на вопросах управления инновациями. Программа создавалась уже с учетом опыта, накопленного в АНХ при создании и осуществлении с 1997 г. магистерской программы "Технологический менеджмент".

Исходя из стратегической задачи обучения содержание программы МВА призвано соединить воедино системные знания в области менеджмента с теорией и практикой управления инновационными проектами, инвестициями и рисками в современных условиях российской экономики на базе профессионального стандарта к специальности "Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах".

Проблемы и перспективы

Целый ряд учебных курсов ("Управление процессом разработки нового товара", "Стратегия коммерциализации технологий", "Коммерциализация и трансфер технологий. Курс-практикум", "Коммерческое использование интеллектуальной собственности", др.) разработаны впервые на основе опыта факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ при Правительстве РФ и Фонда "Международный инкубатор технологий" при сопровождении инновационных проектов и обучении их руководителей, а также на основе опыта зарубежных партнеров - исследовательского института "Инновации. Творчество. Капитал" (Остин, США), Ворвикского научного парка и Оксфордского инновационного центра (Великобритания).

Большая часть специальных учебных курсов читается руководителями и специалистами, непосредственно работающими в сфере инновационного бизнеса. Опыт, накопленный в АНХ при Правительстве РФ и в СПбГПУ, при подготовке менеджеров инновационной деятельности в значительной степени уникален своим подбором преподавателей-практиков и разработанным методическим обеспечением. Большую роль в развитии такого опыта сыграл высокий авторитет этих учебных заведений, их многолетние связи с зарубежными образовательными центрами. Потому тиражировать такой опыт можно только частично.

В целом подготовка специалистов, способных эффективно участвовать в инновационной деятельности, в том числе и в управлении данной деятельностью, должна иметь массовый характер. Этого можно достигнуть только путем вовлечения большей части профессорско-преподавательского состава высшей школы в процесс дополнения своих учебных планов и программ обучения вопросами управления инновациями, практически по всем специальностям и учебным дисциплинам. Это касается дисциплин как общетеоретических, так и специальных.

Однако осуществить такой замысел нельзя лишь директивными методами. Принципиальное значение имеет позиция преподавателей и руководства вузов. Ведь дополнять учебные планы и программы можно, только предварительно решив, какую часть учебной работы можно заменить. Возникает дополнительная и не всегда адекватно оплаченная работа. Для этого нужна мотивация тех, в чьей компетенции внесение изменений в содержание подготовки специалиста как в рамках специальности, так и специализации отдельных учебных дисциплин и самостоятельной работы студентов.

Восприимчивость профессорско-преподавательского состава к вопросам управления инновациями автору удалось оценить по результатам переподготовки и повышения квалификации 289 преподавателей высшей школы по программе "Коммерциализация интеллектуальной собственности". В шести регионах в группы обучаемых входили представители разных вузов, которые преподавали как общетеоретические, так и специальные дисциплины.

Анализ замечаний и предложений, проведенное тестирование слушателей, которые прошли обучение, показывает высокую оценку предложенных для изучения вопросов и значимость полученных знаний для преподавания самых различных учебных курсов студентам инженерных, естественно-научных, экономических, правовых и гуманитарных специальностей.

В дальнейшем обученные преподаватели планируют использовать полученные знания и материалы для:

1) разработки и введения новых учебных курсов, например, при подготовке по специальности "Технологии стекла" будет включен в программу курс лекций по вопросам управления интеллектуальной собственностью, в который будет включена методика правильного оформления патентов, использование лицензий, организация правовой охраны, оценка ее эффективности и способы дальнейшего использования;

2) включения в существующие учебные курсы разделов и тем по вопросам управления инновациями и коммерциализации разработок, например, в дисциплину "Технология обработки поверхностным пластическим деформированием" будут введены вопросы коммерциализации разработок, в т.ч. проанализирован конкретный пример коммерциализации технологии правки валов секториальной чеканкой галтелей;

3) практического использования в научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и аспирантов, например, для студентов экономических специальностей по дисциплине "Технология производства продукции растениеводства" в разделе "Семеноведение полевых культур" в виде индивидуальной работы студентом будет разрабатываться проект по коммерциализации ранее возделываемых и вновь внедряемых перспективных сортов с учетом финансового состояния хозяйства.

Это свидетельствует о живом интересе профессорско-преподавательских кадров к проблемам коммерциализации интеллектуальной собственности и управления инновациями.

Анализ результативности обучения преподавателей вузов в области коммерциализации интеллектуальной собственности и управления инновациями показал, что можно рекомендовать развивать в дальнейшем такую профессиональную переподготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательских кадров. Это один из самых эффективных способов масштабно решить задачу подготовки кадров для инновационной деятельности в нашей стране.

Владимир Зинов,
декан факультета
инновационно-технологического
бизнеса АНХ при Правительстве РФ

Журнал «Экономика России: ХХI век» № 19