На следующей неделе Минэкономразвития завершит прием заявок на финансирование проектов из средств инвестфонда. Претендентам предстоит освоить почти 70 млрд руб., которые, согласно требованиям положения об инвестфонде, должны быть инвестированы в инфраструктурные проекты. О том, каким требованиям должны отвечать заявки, а также о наиболее перспективных проектах, претендующих на софинансирование из средств фонда, рассказал замминистра экономического развития и торговли Кирилл Андросов. - Конкурс по отбору проектов, претендующих на финансирование из инвестфонда, стартовал 20 апреля. Сколько заявок уже поступило? - На сегодняшний день ни одной, но это меня нисколько не смущает. Полагаю, что все заявки мы получим 17-19 мая. И это вполне оправданно, потому что подобный конкурс проводится впервые. Кроме того, инвесторам требуется время на подготовку проектной документации, бизнес-плана, согласование проекта с инвестиционным консультантом, получение заключения отраслевого министерства. Одним словом, инвесторам надо проработать проект с учетом предъявленных требований. Правда, некоторые проекты МЭРТ начало обсуждать еще с середины прошлого года, поэтому есть уверенность, что до 20 мая мы получим несколько качественных, хорошо подготовленных заявок. - Не получится ли так, что те инвесторы, с которыми МЭРТ заранее вело переговоры по подготовке проектов, окажутся в более привилегированном положении по сравнению с другими конкурсантами? - Нет. Ранее обсуждались не конкретные заявки, а сама возможность финансирования регионального проекта из бюджета независимо от инвестфонда. То, что государство занимается инвестиционным процессом уже более десяти лет (независимо от того, есть инвестор или его нет), всем известно и очевидно. Есть инструменты государственной инвестиционной политики. А с появлением инвестфонда впервые были определены критерии отбора проектов. - О каких проектах может идти речь? - Позиция МЭРТ заключается в том, чтобы эффективно потратить средства инвестфонда на объекты инфраструктуры, на базе которых бизнес построит заводы, фабрики и т. д. Таким параметрам соответствует, например, проект создания нового промышленного района в Нижнем Приангарье, где есть все природные условия, позволяющие стимулировать не просто добычу и экспорт сырья, но и его переработку. Другим примером является Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод. Он снимет с экспортного потока 7 млн тонн высокосернистой нефти, которая пойдет на переработку. Или взять проект Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, который даст колоссальный стимул к разгрузке узких транспортных мест в инфраструктуре существующего аэропорта. Появление автомобильной развязки с выходом на основные автомагистрали создаст предпосылки для грузового оборота через Москву и порт Санкт-Петербурга. Наконец, могу назвать проект развития портовой инфраструктуры в Усть-Луге. Но ни одному их этих проектов или другим не будет отдано особое предпочтение. - Верно ли, что те, кто раньше начал продвигать свой проект, имеют большие шансы получить деньги из инвестфонда? - Не совсем. Заявки будут отбираться не по критерию достаточности или недостаточности средств, а по критерию наибольшего вклада в экономический рост. Соответственно, кто быстрее подаст заявку, тот быстрее сможет получить экспертную оценку и при положительном результате сможет рассчитывать на господдержку. Все проекты, которые поступят до 20 мая, будут рассмотрены 14 июня в рамках СанктПетербургского экономического форума. - Что именно следует указать в заявке? - В заявке должна быть представлена финансовая модель проекта с прогнозами всех доходов и расходов. Также к заявке прилагается заключение инвестконсультанта, который должен подтвердить все расчеты инвестора. На основании этих данных и при необходимости расчетов независимого инвестконсультанта МЭРТ будет оценивать проект с учетом нескольких количественных коэффициентов. Например, эксперты определят бюджетную эффективность, то есть вклад проекта в рост бюджетов всех уровней. Также просчитывается вклад проекта в валовый региональный продукт, то есть по сути будет проводиться всесторонняя количественная оценка. Правительство должно убедиться в том, что без государственной поддержки проект реализовать невозможно, что инвестор не может пойти в банк и привлечь деньги. - Какие нюансы необходимо учесть компании при составлении бизнес-плана? - Для бизнес-планов нет определенных требований. В них необходимо отразить суть проекта, анализ сырьевых, макроэкономических и политических рисков. Документ должен содержать в себе экономическую часть, то есть прогноз доходов и расходов проекта, и маркетинговый план. Эксперты, оценивая такой бизнес-план, должны получить ответ на вопросы, почему предприниматель считает, что то, что построено, будет загружено, а то, что произведено, будет иметь своего покупателя. - Верно ли, что один и тот же проект может одновременно претендовать на получение средств из инвестфонда и на статус особой экономической зоны (ОЭЗ)? - Проекты промышленнопортовых ОЭЗ могут рассматриваться по критериям ОЭЗ, а также с позиции инвестора, желающего развивать портовую инфраструктуру. Инвестор сам должен решить, нужен ли ему статус компании ОЭЗ, претендующей на ряд преференций, либо ему нужны деньги на условиях соинвестирования с государством. И в первом, и во втором варианте есть свои преимущества и недостатки. Если говорить про инвестфонд, то правительство жестко спросит за действия инвестора, то есть сначала инвестор должен построить инфраструктуру, и только после этого государство выделит деньги. - Определены ли уже инвестбанки, которые займутся оценкой проектов, претендующих на финансирование из средств инвестфонда? - Претендентов было немного. МЭРТ провело переговоры с каждым из 14 инвестбанков. В итоге отобрано два банка: UBS Advisory Services и ING Bank. - Какова позиция МЭРТ по поводу создания Банка развития? - МЭРТ считает целесообразным создание банка развития в формате госкорпорации. Такая корпорация не заинтересована в максимизации прибыли, поэтому она может инвестировать в проекты с более длительными сроками окупаемости и с меньшей доходностью, чем коммерческая компания. При этом корпорация сама может управлять банками, используя их как инструмент инвестиционного кредитования в качестве поддержки малого бизнеса. Также она может выступать и в роли инвестора или соинвестора, например, наряду с инвестфондом привлекать заемное финансирование. Основная идея - корпорация не несет коммерческих рисков, и поэтому рейтинг ее инвестиционной привлекательности будет эквивалентен суверенному рейтингу. Мы не говорим, что именно госкорпорация должна создаваться на базе ВЭБа, она должна создаваться с использованием активов этого банка. Есть поручение правительства, по которому МЭРТ должно согласовать концепцию создания Банка развития с Минфином и Центральным банком (ЦБ). Принципиальных разногласий нет, поэтому я полагаю, окончательная версия документа в ближайшее время будет внесена в правительство. - Первоначально планировалось, что Банк развития станет некой платформой, через которую будет идти госфинансирование проектов инвестфонда. - Нет, это ошибочное мнение. - В правительство уже направлен законопроект, определяющий размер ставок выкупа земли под промышленными предприятиями. Однако в нем не предусмотрена рассрочка по платежам, на чем настаивал бизнес. - Окончательное решение по поводу предоставления рассрочки выкупа земли еще не принято, но, я думаю, в ближайшее время правительство расставит все точки над "и". Это вопрос доверия бизнесу. Если мы говорим о рассрочке, то компания лишается возможности претендовать на право собственности сразу же. Но можно предусмотреть любую форму купли-продажи земли. С другой стороны, у государства нет уверенности, что компания, заплатив по первым платежам, потом не будет задерживать деньги или вообще откажется платить. Обращаться по каждому делу в суд? Это создаст множество проблем. Государству необходимо понять, насколько рассрочка по выкупу земли послужит для того или иного предприятия стимулом. На мой взгляд, с учетом снижения цены выкупа цена вопроса земли в масштабе всей страны - $3 млрд. Это даже меньше суммы инвестпрограммы любой монополии на год. Я думаю, мы договоримся с бизнесом. - Будет ли Минэкономразвития настаивать на переносе уплаты акцизов на нефтепродукты с конечного звена реализации на НПЗ, как это было до 1 января 2003 года? - Это позиция Минфина, и МЭРТ ее поддерживает. Минфин готовит изменения, которые планируется ввести с 1 января 2007 года. - Какова позиция МЭРТ по допуску иностранных компаний на стратегические предприятия? В каком случае необходим контроль? - МЭРТ всегда отстаивало идею привлечения иностранных инвестиций. Но надо четко указать сферы, куда допуск иностранцев должен быть закрыт, и те сферы, в которых государство должно контролировать участие иностранного капитала. Речь идет о предприятиях с долей иностранного капитала выше 50%. Здесь мы хотим точно знать, какой вид деятельности будет осуществляться. Позиция Минпромэнерго - контролировать 39 видов деятельности. Таким образом, если иностранная компания захочет купить контрольный пакет предприятия, занимающегося одним из таких видов деятельности, то она должна будет получить соответствующее разрешение. / |