Кирилл Андросов: Инвестор получит деньги из инвестфонда только после того, как построит инфраструктуру


На следующей неделе Минэкономразвития завершит прием заявок на финансирование проектов из средств инвестфонда. Претендентам предстоит освоить почти 70 млрд руб., которые, согласно требованиям положения об инвестфонде, должны быть инвестированы в инфраструктурные проекты. О том, каким требованиям должны отвечать заявки, а также о наиболее перспективных проектах, претендующих на софинансирование из средств фонда, рассказал замминистра экономического развития и торговли Кирилл Андросов.

- Конкурс по отбору проектов, претендующих на финансирование из инвестфонда, стартовал 20 апреля. Сколько заявок уже поступило?

- На сегодняшний день ни одной, но это меня нисколько не смущает. Полагаю, что все заявки мы получим 17-19 мая. И это вполне оправданно, потому что подобный конкурс проводится впервые. Кроме того, инвесторам требуется время на подготовку проектной документации, бизнес-плана, согласование проекта с инвестиционным консультантом, получение заключения отраслевого министерства. Одним словом, инвесторам надо проработать проект с учетом предъявленных требований. Правда, некоторые проекты МЭРТ начало обсуждать еще с середины прошлого года, поэтому есть уверенность, что до 20 мая мы получим несколько качественных, хорошо подготовленных заявок.

- Не получится ли так, что те инвесторы, с которыми МЭРТ заранее вело переговоры по подготовке проектов, окажутся в более привилегированном положении по сравнению с другими конкурсантами?

- Нет. Ранее обсуждались не конкретные заявки, а сама возможность финансирования регионального проекта из бюджета независимо от инвестфонда. То, что государство занимается инвестиционным процессом уже более десяти лет (независимо от того, есть инвестор или его нет), всем известно и очевидно. Есть инструменты государственной инвестиционной политики. А с появлением инвестфонда впервые были определены критерии отбора проектов.

- О каких проектах может идти речь?

- Позиция МЭРТ заключается в том, чтобы эффективно потратить средства инвестфонда на объекты инфраструктуры, на базе которых бизнес построит заводы, фабрики и т. д. Таким параметрам соответствует, например, проект создания нового промышленного района в Нижнем Приангарье, где есть все природные условия, позволяющие стимулировать не просто добычу и экспорт сырья, но и его переработку. Другим примером является Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод. Он снимет с экспортного потока 7 млн тонн высокосернистой нефти, которая пойдет на переработку. Или взять проект Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, который даст колоссальный стимул к разгрузке узких транспортных мест в инфраструктуре существующего аэропорта. Появление автомобильной развязки с выходом на основные автомагистрали создаст предпосылки для грузового оборота через Москву и порт Санкт-Петербурга. Наконец, могу назвать проект развития портовой инфраструктуры в Усть-Луге. Но ни одному их этих проектов или другим не будет отдано особое предпочтение.

- Верно ли, что те, кто раньше начал продвигать свой проект, имеют большие шансы получить деньги из инвестфонда?

- Не совсем. Заявки будут отбираться не по критерию достаточности или недостаточности средств, а по критерию наибольшего вклада в экономический рост. Соответственно, кто быстрее подаст заявку, тот быстрее сможет получить экспертную оценку и при положительном результате сможет рассчитывать на господдержку. Все проекты, которые поступят до 20 мая, будут рассмотрены 14 июня в рамках СанктПетербургского экономического форума.

- Что именно следует указать в заявке?

- В заявке должна быть представлена финансовая модель проекта с прогнозами всех доходов и расходов. Также к заявке прилагается заключение инвестконсультанта, который должен подтвердить все расчеты инвестора. На основании этих данных и при необходимости расчетов независимого инвестконсультанта МЭРТ будет оценивать проект с учетом нескольких количественных коэффициентов.
Например, эксперты определят бюджетную эффективность, то есть вклад проекта в рост бюджетов всех уровней.
Также просчитывается вклад проекта в валовый региональный продукт, то есть по сути будет проводиться всесторонняя количественная оценка. Правительство должно убедиться в том, что без государственной поддержки проект реализовать невозможно, что инвестор не может пойти в банк и привлечь деньги.

- Какие нюансы необходимо учесть компании при составлении бизнес-плана?

- Для бизнес-планов нет определенных требований. В них необходимо отразить суть проекта, анализ сырьевых, макроэкономических и политических рисков. Документ должен содержать в себе экономическую часть, то есть прогноз доходов и расходов проекта, и маркетинговый план. Эксперты, оценивая такой бизнес-план, должны получить ответ на вопросы, почему предприниматель считает, что то, что построено, будет загружено, а то, что произведено, будет иметь своего покупателя.

- Верно ли, что один и тот же проект может одновременно претендовать на получение средств из инвестфонда и на статус особой экономической зоны (ОЭЗ)?

- Проекты промышленнопортовых ОЭЗ могут рассматриваться по критериям ОЭЗ, а также с позиции инвестора, желающего развивать портовую инфраструктуру. Инвестор сам должен решить, нужен ли ему статус компании ОЭЗ, претендующей на ряд преференций, либо ему нужны деньги на условиях соинвестирования с государством. И в первом, и во втором варианте есть свои преимущества и недостатки.
Если говорить про инвестфонд, то правительство жестко спросит за действия инвестора, то есть сначала инвестор должен построить инфраструктуру, и только после этого государство выделит деньги.

- Определены ли уже инвестбанки, которые займутся оценкой проектов, претендующих на финансирование из средств инвестфонда?

- Претендентов было немного. МЭРТ провело переговоры с каждым из 14 инвестбанков. В итоге отобрано два банка: UBS Advisory Services и ING Bank.

- Какова позиция МЭРТ по поводу создания Банка развития?

- МЭРТ считает целесообразным создание банка развития в формате госкорпорации. Такая корпорация не заинтересована в максимизации прибыли, поэтому она может инвестировать в проекты с более длительными сроками окупаемости и с меньшей доходностью, чем коммерческая компания. При этом корпорация сама может управлять банками, используя их как инструмент инвестиционного кредитования в качестве поддержки малого бизнеса.
Также она может выступать и в роли инвестора или соинвестора, например, наряду с инвестфондом привлекать заемное финансирование.
Основная идея - корпорация не несет коммерческих рисков, и поэтому рейтинг ее инвестиционной привлекательности будет эквивалентен суверенному рейтингу.
Мы не говорим, что именно госкорпорация должна создаваться на базе ВЭБа, она должна создаваться с использованием активов этого банка.
Есть поручение правительства, по которому МЭРТ должно согласовать концепцию создания Банка развития с Минфином и Центральным банком (ЦБ). Принципиальных разногласий нет, поэтому я полагаю, окончательная версия документа в ближайшее время будет внесена в правительство.

- Первоначально планировалось, что Банк развития станет некой платформой, через которую будет идти госфинансирование проектов инвестфонда.

- Нет, это ошибочное мнение.

- В правительство уже направлен законопроект, определяющий размер ставок выкупа земли под промышленными предприятиями. Однако в нем не предусмотрена рассрочка по платежам, на чем настаивал бизнес.

- Окончательное решение по поводу предоставления рассрочки выкупа земли еще не принято, но, я думаю, в ближайшее время правительство расставит все точки над "и".
Это вопрос доверия бизнесу. Если мы говорим о рассрочке, то компания лишается возможности претендовать на право собственности сразу же.
Но можно предусмотреть любую форму купли-продажи земли. С другой стороны, у государства нет уверенности, что компания, заплатив по первым платежам, потом не будет задерживать деньги или вообще откажется платить. Обращаться по каждому делу в суд? Это создаст множество проблем.
Государству необходимо понять, насколько рассрочка по выкупу земли послужит для того или иного предприятия стимулом. На мой взгляд, с учетом снижения цены выкупа цена вопроса земли в масштабе всей страны - $3 млрд. Это даже меньше суммы инвестпрограммы любой монополии на год. Я думаю, мы договоримся с бизнесом.

- Будет ли Минэкономразвития настаивать на переносе уплаты акцизов на нефтепродукты с конечного звена реализации на НПЗ, как это было до 1 января 2003 года?

- Это позиция Минфина, и МЭРТ ее поддерживает. Минфин готовит изменения, которые планируется ввести с 1 января 2007 года.

- Какова позиция МЭРТ по допуску иностранных компаний на стратегические предприятия? В каком случае необходим контроль?

- МЭРТ всегда отстаивало идею привлечения иностранных инвестиций. Но надо четко указать сферы, куда допуск иностранцев должен быть закрыт, и те сферы, в которых государство должно контролировать участие иностранного капитала.
Речь идет о предприятиях с долей иностранного капитала выше 50%. Здесь мы хотим точно знать, какой вид деятельности будет осуществляться. Позиция Минпромэнерго - контролировать 39 видов деятельности.
Таким образом, если иностранная компания захочет купить контрольный пакет предприятия, занимающегося одним из таких видов деятельности, то она должна будет получить соответствующее разрешение.

/"Бизнес", 11.05.2006/