Стандарты по качеству

Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется через технические комитеты ИСО. Каждый член ИСО, заинтересованный в деятельности, для которой был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете.
   Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО работает в тесном сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.
   Главная задача технических комитетов состоит в подготовке международных стандартов, но в исключительных случаях Технический комитет может предлагать публикацию технического отчета (ТО) одного из следующих типов:
     - тип 1, когда не получена, несмотря на все попытки, необходимая поддержка для публикации международного стандарта;
     - тип 2, когда объект стандарта всё ещё находится в стадии технической разработки или когда по каким-либо другим причинам соглашение по настоящему стандарту будет возможно в будущем, но не в данное время;
     - тип 3, когда Технический комитет собрал данные, отличающиеся от тех, которые обычно публикуются как международный стандарт (например, "современное состояние").
   Технические отчеты типов 1 и 2 подлежат рассмотрению в течение трех лет со дня опубликования на предмет возможного их преобразования в международные стандарты. Технические отчеты типа 3 не обязательно должны пересматриваться до тех пор, пока содержащиеся в них данные не перестанут считаться достоверными или полезными.
   Следует обратить внимание на вероятность, что некоторые элементы настоящего международного стандарта могут оказаться предметом патентных прав. ИСО не должна нести ответственность за выявление каких либо или всех таких патентных прав.
   Опубликованием ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 в августе 2001 г. в России была введена в действие новая версия стандартов ИСО серии 9000. Закончился период их разработки, согласования и утверждения, начался этап внедрения. Он будет непростым, поскольку по сравнению с предыдущей версией (1994 г.) эти стандарты претерпели серьезные изменения, и работа с ними потребует переосмысления подходов к менеджменту качества и освоения новых требований, базирующихся на философии ТQМ и принципах моделей премий в области качества.
   Наряду с безусловной прогрессивностью стандартов ИСО серии 9000, особенно новой версии, в них заложена потенциальная опасность формального внедрения. Причины этой опасности надо знать и сделать максимум возможного для их исключения в практической работе.
   Ниже представлен список некоторых популярных стандартов в области качества:
  1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 "Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества";
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании";
  3. ГОСТ Р ИСО 9002-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";
  4. ГОСТ Р ИСО 9003-96 "Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";
  5. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь". Описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
  6. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования". Определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
  7. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности". Содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;
  8. ГОСТ Р 40.001-95 "Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации";
  9. ГОСТ Р 40.002-2000 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения";
  10. ГОСТ Р 40.003-2000 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств";
  11. ГОСТ Р 40.005-2000 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль сертифицированных систем качества и производств";
  12. ГОСТ Р ИСО 10005-95 "Менеджмент качества. Руководящие указания по программам качества";
  13. ГОСТ Р ИСО 10006-97 "Менеджмент качества. Руководящие указания по обеспечению качества при управлении проектом";
  14. ГОСТ Р ИСО 10007-95 "Менеджмент качества. Руководящие указания по управлению конфигурацией";
  15. ГОСТ Р ИСО 10011-93 "Руководящие указания по проверке систем качества";
  16. ГОСТ Р ИСО 10012-92 "Требования по обеспечению качества измерительного оборудования";
  17. ГОСТ Р ИСО 10012-2-97 "Обеспечение качества измерительного оборудования";
  18. ГОСТ Р ИСО 10013-2001 "Руководящие указания по разработке документации для СМК";
  19. ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-98 "Руководящие указания по управлению экономикой качества";
  20. ГОСТ Р ИСО 10015-99 "Управление качеством. Руководящие указания по обучению";



    Источник: Качество и образование