Малые инновационные предприятия, как, впрочем, и весь реальный сектор экономики России, испытывают значительный недостаток инвестиций и заемного капитала. Далеко не последней причиной этому является неразвитость "нетрадиционных" для постперестроечной России рыночных механизмов и инструментов инвестирования. Одним из них является венчурное инвестирование. Как известно, инвестиции венчурного капитала сопряжены с длительными сроками вложений, относительно высоким коммерческим риском и, соответственно, потенциально более высокими доходами. Исходя из мировой практики, эти средства должны вкладываться в основном в уставный капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на создание новых технологий или наукоемких продуктов. Так, например, за рубежом большинство ведущих компаний в области компьютерных техники и технологий, таких как Microsoft, Intel, Apple Computers, Sun Microsystems, на этапе их возникновения были профинансированы именно венчурными фондами. Особенности функционирования венчурного капитала и его направленность преимущественно на наукоемкие инновационные проекты не могли ни вызвать интереса у Министерства науки и технологий Российской Федерации: тем более в условиях недостатка бюджетного финансирования научно - технической сферы и необходимости развития внебюджетных источников инвестиций в инновации. Следует отметить, что для развития венчурного бизнеса в России в настоящее время сложились не самые благоприятные условия. Основными причинами этому являются, во - первых, стагнация на отечественном фондовом рынке, который составляет важнейшую компоненту обращения венчурного капитала, т. к. доход венчурного инвестора возникает при продаже возросшего в цене пакета акций инновационного предприятия после его успешной "раскрутки". Во - вторых, недостаток отечественных инвестиционных ресурсов и, как следствие, трудности с формированием российского венчурного бизнеса. В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается около 40 венчурных фондов. Однако реально функционирует только 15, основу капитала которых составляют иностранные инвестиции и, прежде всего, средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), специализирующегося на такого рода финансовых операциях. К слову сказать, высокие риски при вложениях иностранного капитала в нашу экономику не могли не сказаться на деятельности действующих венчурных фондов. Классические для экономически развитых стран каноны отбора предприятий под инвестиционное участие в России практически не действуют. Одним из основных требований к отечественному венчурному предприятию - реципиенту является, например, наличие у последнего годового оборота в размере не менее 1 млн. долларов. По российским меркам это оборот уже состоявшегося, крупного предприятия, а отнюдь не начинающей инновационной фирмы. Кроме того, если на Западе венчурный капитал в основном размещается, как уже отмечалось, в наукоемких высокотехнологичных отраслях, то в России объектами инвестирования являются самые различные сектора экономики. Так, в 1998 - 99 годах основными проектами венчурных фондов стали: участие в организации производства ныне популярной минеральной воды "Святой источник" (установка фильтров очистки, обеспечение таро - упаковкой); развитие лесотехнического комплекса в Архангельской области (строительство и организация работы лесопилок, котельных и т. д.); строительство современной климатической установки (теплицы) в Архангельской области и т. д. И только проект по развитию системы спутникового и кабельного телевидения в г. Северодвинске - аналог "Космос - TV" - с известной долей условности можно назвать высокотехнологичным. Следующей причиной, препятствующей развитию венчурного бизнеса в России, является низкая информационная прозрачность российского рынка интеллектуальной собственности, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий - реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции. И наконец, самая важная проблема - практически полное отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность венчурного капиталиста в России: до самого последнего времени в действующем законодательстве отсутствовало даже само понятие "венчурное инвестирование". Следствием этого является, например, то, что предынвестиционный период при вложениях венчурного капитала составляет около полутора лет. При этом на выбор объекта инвестиций, оценку различного рода инвестиционных рисков и переговоры с инициаторами инновационного проекта - владельцами или руководством предприятия - приходится только 3 - 4 месяца. Остальное время занимает регистрация инвестиций в Центральном банке (открытие счетов типа "И" и "Т"), регистрация проспекта эмиссии в Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) и различные согласования с Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, налоговой инспекцией и т. д. Как следствие: нередки случаи отказа венчурного фонда, части его участников и даже предприятия-реципиента от продолжения сотрудничества по причине затягивания государственными органами регистрационных процедур. Относительно усложненная процедура допуска на российский рынок иностранного венчурного капитала (как, впрочем, и иностранных инвестиций вообще) - коль скоро большинство ныне действующих в России венчурных фондов сформировано за счет капитала иностранных инвесторов - является очень важной проблемой, требующей скорейшего решения. Ведь совокупный капитал действующих венчурных фондов составляет около 1,5 млрд. долларов, что превышает весь Бюджет развития России на 2000 год. При этом на сегодняшний день размещена только четверть активов. Исходя из понимания необходимости решения этих и других проблем Министерством науки и технологий Российской Федерации была разработана программа развития венчурного инвестирования в России, нашедшая свое отражение в решениях Правительственной комиссии по научно - инновационной политике. На очередном ее заседании 27 декабря 1999 года были одобрены Основные направления развития внебюджетного финансирования высоко рисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно - технической сфере на 2000 - 2005 годы. Согласно указанному документу политика Правительства Российской Федерации по развитию системы венчурного инвестирования будет осуществляться по нормативному, организационному и экономическому направлениям. Нормативное направление включает прежде всего принятие правовых актов, обеспечивающих эффективное функционирование системы венчурного инвестирования в научно - технической сфере; обеспечение мер государственной поддержки системы венчурного инвестирования; развитие вторичного рынка ценных бумаг венчурных предприятий. Организационное направление предполагает создание федеральных, региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов (фондов), а также других элементов системы венчурного инвестирования. Для организации сети венчурных фондов, непосредственно вкладывающих средства в российские венчурные предприятия, с участием Миннауки России будет учрежден федеральный Венчурный инновационный фонд. Для обеспечения координационных функций создается межведомственный Совет, обеспечивающий выработку решений и подготовку предложений для органов государственной власти по созданию условий и механизмов, необходимых для привлечения российских и иностранных инвестиций в научно - техническую сферу. В рамках многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере предусматривается организовать подготовку кадров для венчурного предпринимательства. Экономическое направление развития системы венчурного инвестирования реализуется, прежде всего, через финансовое участие Российской Федерации в создании указанного выше Венчурного инновационного фонда путем внесения в него имущественного взноса из средств Российского фонда технологического развития Миннауки России (РФТР) в размере 100 млн. рублей, что определено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 года N 362 - р. Эти средства используются на начальном этапе деятельности фонда, который в дальнейшем будет осуществлять инвестиции за счет привлеченных внебюджетных средств. В целях реализации указанных основных направлений разработан и направлен в правительство соответствующий план мероприятий. В связи с тем, что система венчурного инвестирования в научно - технической сфере России еще не сформирована, этот план будет утверждаться ежегодно исходя из текущего экономического состояния страны. В состав мероприятий, которые необходимо осуществить в 2000 году, в частности, войдут: регистрация и организация работы Венчурного инновационного фонда, создаваемого в г. Санкт - Петербург; разработка организационно-методической базы для создания региональных и отраслевых венчурных фондов; проведение мероприятий по организации биржевой торговли ценными бумагами венчурных предприятий на Московской центральной фондовой бирже; формирование реестра инновационных проектов, осуществляемых с инвестиционным участием венчурного капитала и др. Как уже отмечалось, целью создания Венчурного инновационного фонда является финансовое участие в формировании сети венчурных фондов в регионах России. Другими источниками наполнения уставных капиталов таких фондов должны стать средства как российских, так и зарубежных инвесторов: уже сейчас достигнуты соответствующие договоренности с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), руководством SITRA Management, Ltd., Международной финансовой корпорацией и Комиссией Европейского Союза. В Правительство Российской Федерации на сегодняшний день поступили обращения губернатора Саратовской области Д. Ф. Аяцкова, Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева, губернатора Новгородской области М. М. Прусака, вице - губернатора Самарской области Ю. М. Логойдо, губернатора Нижегородской области И. П. Склярова о создании в этих регионах местных венчурных фондов. В целях организации системы венчурного инвестирования Миннауки России заключило соответствующие соглашения и организовало работу в данном направлении с Министерством по налогам и сборам, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерством экономики Российской Федерации. Венчурное инвестирование часто интерпретируют как высоко рисковое. Хотя это не совсем так: любой венчурный фонд формирует свой инвестиционный портфель исходя из необходимости минимизации потерь от недополучения прибыли - его венчурные вложения составляют в среднем около 20 % от совокупного капитала - страхование инвестиционных рисков в России более чем актуально (тем более, учитывая политические риски). Принимая во внимание такую ситуацию в реальном секторе экономики Российской Федерации вообще, а тем более в научно - технической сфере, где результаты исследований и их дальнейшая коммерциализация не всегда предсказуемы, Миннауки России приступило к формированию системы страхования инвестиционных рисков в инновационной сфере. В рамках данного подхода проведен ряд семинаров для бизнесменов и ученых в Москве и Санкт - Петерберге, заключены соответствующие соглашения с САО "Ингосстрах" и российской дочерней компанией крупнейшего страховщика в Европе "Альянс АГ" - страховой компанией "Ост - Вест Альянс". Выбор страховых партнеров, работающих на иностранных рынках, не случаен, т. к. это связано со спецификой научно - технической сферы как таковой. Результаты научных разработок, коль скоро Правительством Российской Федерации взят курс на переход отечественной экономики из сырьевого на инновационный путь развития, в подавляющем большинстве случаев нуждаются либо в экспорте новых технологий или наукоемкого продукта, либо в импорте оборудования, позволяющего эти результаты достичь. Соответствующий научно - технический потенциал в России, несмотря на трудности переходного периода, сохранен, что служит основой для успешной реализации описанных начинаний правительства. На сегодняшний день в стране функционируют 70 технологических парков и около 50 тысяч малых технологических фирм, в которых занято 200 тыс. человек. Совокупный объем реализации последних составляет 30 млрд. рублей. Создается сеть региональных инновационно - технологических центров. Сейчас их 18 (объединяют 250 малых фирм), в процессе создания - еще 17. Особенностью создания последних является то, что они формируются без государственного финансового участия. Миннауки России совместно с другими консалтиговыми и экспертными организациями (напр., НПК "Инновационное агентство") сформирован пакет данных об инновационных проектах, имеющих перспективы высокоэффективной коммерциализации. Таким образом, есть все основания говорить о том, что перспективы развития венчурного инвестирования в России как источника финансирования прикладных научных исследований и малых инновационных предприятий, их внедряющих, более чем обнадеживающие. Автор: Михаил Рожков Источник: Интернет - журнал "Технологический бизнес" |