"ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ГОРОДА В ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТКАХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, СТРОИТЕЛЬСТВО)" (3-4 квартал 2005г. - 1 квартал 2006г.) Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого возможно обеспечить структурную перестройку экономики и наполнить рынок высокотехнологичной продукцией. С целью организации и стимулирования инновационной деятельности в г. Москве разработана и реализуется Городская целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004 – 2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 2 ноября 2004 года № 763-ПП. В рамках реализации Комплексной программы на настоящий момент осуществляется финансовая и информационная поддержка, созданы элементы инфраструктуры развития малого инновационного предпринимательства:
Государство является самым крупным участником рынка, который потребляет для своих нужд различные товары, работы, услуги и поэтому смещение акцента на закупку продукции малых инновационных предприятий можно рассматривать как одну из форм поддержки наравне с уже существующими: привлечением внешних источников финансирования инновационных проектов и продвижением продукции малых предприятий, которые требуют значительных безвозвратных затрат бюджетных средств. Проект “Исследование потребностей города в инновационных разработках малых предприятий (здравоохранение, городское хозяйство, строительство)” направлен на содействие привлечения малых инновационных предприятий к поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг городским заказчикам, т.е. целью проекта является определение потребности городских организаций в инновационной продукции и возможности удовлетворения этих потребностей силами малых инновационных предприятий. Для достижения цели исследования осуществлялось решение следующих задач:
Для выполнения задач проекта был обобщен и проанализирован большой массив фактической информации. Информация была получена из различных источников: открытых печатных источников, специальных исследований по тематике проекта, выполненных консультационными организациями, с интернет-сайтов, а также из диагностических интервью с руководителями отраслевых органов исполнительной власти, городских организаций и малых инновационных предприятий г. Москвы. Выявление проблем взаимоотношений по вопросам поставки товаров/работ/услуг проводилось посредством диагностических интервью, как с руководителями городских организаций, так и малых инновационных предприятий. При проведении диагностических интервью осуществлялось активное взаимодействие с респондентом, “проблематизировались” его суждения, даже полемитизировались с ним в тех случаях, когда высказывания респондента выглядели поверхностными, стереотипными, непонятными. Все это делалось для того, чтобы выйти на подлинные проблемы, пройти с руководителем предприятия путь от жалоб, привычки ссылаться, прежде всего, на внешние препятствия к анализу взаимосвязей проблем. С руководителями предприятий и городских организаций проводилась оценка выводов, сделанных при анализе прочих источников информации. Такой подход позволил сократить число опрашиваемых руководителей предприятий и организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, но при этом получить необходимую информацию и в довольно короткие сроки реализовать проект. В целом отчет состоит из трех разделов, заключения и девяти приложений. В первом разделе рассматривается законодательное и нормативно-правовое поле, в пределах которого осуществляется взаимодействие малых инновационных предприятий и городских организаций. Определяется перечень городских организаций участвующих в закупках инновационной продукции и номенклатура закупаемой продукции, в которой полностью или в части может присутствовать инновации. Проводится оценка доли продукции малых инновационных предприятий в общем объеме городского заказа посредством простой модели, учитывающий основные факторы, влияющие на формирование спроса города на инновационную продукцию. Выявлены проблемы городских заказчиков при закупке инновационной продукции малых инновационных предприятий, проведен анализ причин их возникновения. Во втором разделе для рационального использования ресурсов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства проведена сегментация малых инновационных предприятий и определены виды инновационной продукции. Выявлены проблемы малых инновационных предприятий, препятствующие поставке продукции городским заказчикам, проанализированы причины их возникновения. В завершение раздела, проводится определение возможности малых предприятий удовлетворить спрос города на инновационную продукцию на основании обобщения полученных входе исследования результатов. Концепция привлечения продукции малых инновационных предприятий в городской заказ рассматриваются в третьем разделе. Для удобства реализации мероприятий привлечения в рамках концепции предложена их классификация, обоснование необходимости и концептуальный порядок проведения. Каждый раздел сопровождается выводами. В заключении представлены основные результаты проекта. В приложениях приводятся перечни городских заказчиков и закупаемой ими продукции, анкета, лежащая в основе диагностического интервью, общие сведения об организациях, с руководителями которых проводилось интервью, перечень руководителей городских организаций, а также примерные спектры инновационной продукции малых предприятий г. Москвы. Источник:
|