Источник : РЭО Тема : Инновационная Россия Автор : А. Желтов 14 ноября 2003 года в Петербурге в рамках программы "Северо-Запад России: окно в глобальный мир" прошел круглый стол на тему «Инновационная стратегия России: взгляд в будущее». В работе круглого стола принимали участие Первый заместитель Министра промышленности, науки и технологии РФ А.А. Фурсенко, Председатель Правления Фонда "Центр стратегических разработок Северо-Запад" Ю.В. Ковальчук, Полномочный представитель Президента РФ в СЗФО И.И. Клебанов, Советник первого заместителя Министра промышленности, науки и технологий РФ П.Г. Щедровицкий, и другие высокопоставленные чиновники, эксперты и представители бизнеса. Организатором мероприятия был Фонд «Центр Стратегических Разработок Северо-Запад». В фокусе этого круглого стола было согласование государственного видения инновационной политики России с позицией бизнеса и его пониманием инновационного будущего страны. Сегодня, когда инновационная политика правительства переходит от фазы теоретических разработок и концепций к развитию индустрии инноваций, взаимодействию государства и бизнеса должно быть уделено особое внимание. Это касается как общего понимания и видения инновационного будущего России, так и конкретных механизмов согласования интересов и целей. Активная государственная инновационная политика в России начала проводиться около двух лет назад. За прошедший период правительством, Министерством промышленности, науки и технологии, а также различными фабриками мысли, включая ЦСР «Северо-Запад» были подготовлены основные программы, концепции и законопроекты, на которых должна основываться инновационная экономика России. Важным достижением этого периода стало формирование группы чиновников и бизнесменов, которые восприняли концепцию инновационного будущего России и готовы своими действиями воплотить это будущее в жизнь. Таким образом, прошедший круглый стол стал своеобразным «смотром сил» перед предположительно новым этапом в создании инновационной экономики. Андрей Фурсенко в своем выступлении выделил три этапа создания инновационной экономики. Первый этап – это расширенное воспроизводство знаний, т.е. меры по сохранению и развитию одного из главных ресурсов России – фундаментальной науки и образования, а также выбор приоритетов развития. Ответственность за этот этап несет государство, и насколько можно судить, значительную его часть Россия уже прошла. Второй этап – это переход от знаний к их материальной реализации, т.е. создание национальной инновационной системы. Здесь ответственность за реализацию разделена между государством и субъектами рынка через механизм пилотных проектов. Третий этап – это промышленная реализация технологических решений, т.е. перевод промышленности в русло инновационной экономики. По словам А.А. Фурсенко, для этого необходимо еще много сделать, и в первую очередь, расстаться со многими представлениями, рудиментами прошлой фазы глобального экономического развития. Роль инновационной деятельности в исторических процессах и циклах экономического развития освещалась в докладе Петра Щедровицкого. Он указал на важность инноваций для успешного выхода экономики на новый этап развития. Современное состояние мировой экономики характеризуется переходом от индустриальной модели развития к пока плохо поддающейся описанию постиндустриальной модели. В такой момент именно инновации задают вектор долгосрочного развития экономики. Создание эффективной инновационной системы способно резко ускорить развитие страны. По мнению Щедровицкого, в настоящий момент у России появляется шанс развернуть инновационную экономику и включиться в международную кооперацию в инновационной сфере. С точки зрения глобального экономического развития и инновационной деятельности, развал экономической системы Советского Союза привел к распаду технологических цепочек и сжатию сектора промышленности. Практически это означало как прекращение функционирования системы производства инноваций, так и сворачивание системы их потребления. Потерпевшие наименьший ущерб от экономических катаклизмов ресурсодобывающие отрасли слабо заинтересованы в инновационном развитии. При этом их видение инновационного процесса и требования к инновациям, естественно, отличаются от позиции государства. В частности, по словам Бориса Юрлова, заместителя председателя ОАО «Газпром», с одной стороны газовая отрасль России заинтересована в серьезных научных разработках и новых технологиях газодобычи. Это позволит расширить ресурсную базу и повысить прибыль. С другой стороны, по мнению газовиков, инновационная стратегия России должна включать в себя инновационную стратегию Газпрома, самой крупной корпорации России и одного из ключевых поставщиков средств для государственных инновационных проектов. Естественно, что крупные корпорации требуют более тесного сотрудничества с государством, предполагая, по-видимому, что государственная инновационная политика должна в значительной мере ориентироваться на их потребности в инновациях. Но политика государства, а точнее, долгосрочные стратегические цели, на которые она ориентирована, не могут быть близко соотнесены с задачами ресурсодобывающей отрасли, несмотря на ее очевидно лидирующее положение в экономике страны. Если инновации и национальная инновационная система действительно способны вывести Россию в мировые лидеры или хотя бы сделать ее равной другим странам с инновационной экономикой, то государственная политика должна ориентироваться на отрасли, имеющие потенциал интенсивного развития. В любом случае, ресурсодобывающие отрасли не смогут обеспечить необходимый объем высокотехнологичных заказов, чтобы сформировать длинные технологические цепочки, необходимые для инновационной экономики. Но справедливости ради следует сказать, что в равной степени этого не сможет сделать и государство. В условиях зарождающейся российской инновационной экономики формирование рынка инноваций во многом зависит именно от заказчика на инновации. Сейчас основным заказчиком может быть государство и, в некоторой степени, молодые компании средней величины. Новым крупным заказчиком выступают машиностроительные и энергетические компании. В условиях реформы энергетики и ЖКХ, доля заказов на инновации от энергетических компаний, очевидно, будет увеличиваться. Газовая отрасль может также выступить как крупный заказчик для инноваций, и ее партнерство с государством в инновационной сфере должно выстраиваться вокруг общих целей. Механизмом для выстраивания такого сотрудничества может быть «форсайт», о котором на круглом столе рассказывал председатель научного совета ФКПИ Александр Дынкин. Такие крупные компании, как Газпром, могут обеспечивать производство необходимых инноваций через финансирование соответствующих разработок и исследований. Механизм форсайта может стать звеном, соединяющим «корпоративные инновационные системы» с общим курсом государственной политики. Партнерство государства и крупного бизнеса должны восприниматься участниками как сотрудничество в создании и взаимодействии инновационных систем. Такое понимание позволит соотнести цели и стратегию государства с требованиями крупного бизнеса, а Россия получит больше возможностей стать инновационной. |