РАТМ Холдинг

Менеджеры ХХI века


По мере «взросления» компании ей все чаще приходится переучивать свои кадры.

По данным американской статистики, в США до 5-летнего юбилея доживает лишь половина фирм, а до 15-летнего – 30%. Младенческая смертность компаний – результат отсутствия элементарных знаний и навыков управления, считают эксперты. По мере взросления компании ей требуется умение противостоять в конкурентной борьбе, действовать в новых условиях, становиться лидером. Для этого нужны знания и навыки, которые стареют, как только попадают в общедоступные учебники. Каким будет менеджмент XXI века и что нужно предпринять отечественным бизне-школам, чтобы соответствовать духу времени? Какие программы, какие учебники будут нужны?


Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса (АНХ), президент РАБО

Я думаю, задача бизнес-образования на ближайшие годы – сделать программы обучения более гибкими: приблизить их к потребителю и не отойти от академизма. В будущем повысится роль консорциумов и сетевых программ. Ситуация, когда в одном учебном заведении можно будет изучать маркетинг, в другом – финансы, в третьем – стратегический менеджмент, станет скоро самой обычной. Возрастет обмен между студентами. И серьезно изменятся технологии обучения. Большое значение приобретет самостоятельная работа слушателя. Менеджмент XXI века будет меняться, и учебные заведения в связи с этим будут постоянно менять свои программы. Мы вводим у себя уже сегодня «Post МВА». Что это за программа? Люди когда-то получили образование у нас, но сегодня им уже этих знаний не хватает. Они приходят снова учиться. И это правильно. Успешный бизнесмен должен так строить свою жизненную стратегию обучения, чтобы четко понимать, каких знаний ему не хватает.


Виктор Орехов, начальник подготовки отдела маркетинга МИМ ЛИНК

На неразвитых рынках, к которым относится Россия, недостаточно условий для использования самых современных знаний. Сами компании не способны воспринимать такие теории и их мало смысла применять. Количество теорий и алгоритмов деятельности так велико, что важно не само их наличие, а умение усвоить и применять их системным образом. Поэтому важную роль играют сегодня методы приобретения соответствующих навыков и их поддержания в актуализированном состоянии. Пример – умение стратегически мыслить становится более важным, чем сами стратегические теории. И дело здесь не в том, чтобы восполнить устаревшие знания или навыки, а в том, чтобы изменить устаревшие стереотипы. А для этого обязательно нужен внешний взгляд, групповая работа, развитые навыки рефлексии, да и просто большое желание и время. Все это значительно проще приобрести в хорошей школе бизнеса. Меньше всего пользы от широко распространенных учебников и преподавателей-ретрансляторов, хотя иногда количество может заменить качество. Причем полная замена программ должна осуществляться раз в 3–5 лет, а абгрейд – ежегодно. Но контингент преподавателей скорее всего будет смягчать эти процессы, поскольку он не может меняться так быстро. Согласно исследованию, проведенному в сообществе менеджеров E-xecutive, традиционные заочные и университетские методы обучения остаются предпочтительными примерно для 7% респондентов. В сфере обучения бизнесменов они будут отмирать наиболее быстрыми темпами. Сейчас быстро развиваются такие современные формы, как тренинги, корпоративное и дистанционное обучение. Дисциплинарный подход становится все более неадекватным для бизнес-образования. На его смену будут приходить системные, интеграционные формы обучения. На смену функциональной парадигме управления будет приходить процессная. Более широко будут использоваться активные методы обучения, причем не только с использованием case study, но и на базе реальных ситуаций. Шире и изощреннее будут использоваться ИТ-технологии.

Владимир Зинов, декан факультета инновационных технологий в бизнесе (ФИТБ) при АНХ

В каждой организации сегодня есть стабильный стационарный процесс и вместе с тем каждой организации необходимо каким-то образом реагировать на новшества бизнес-среды. Наш факультет учит менеджеров работать с инновациями. Мы учим делать это рационально, продуктивно, вооружая наших слушателей соответствующим инструментарием. Будет ли это востребовано в XXI веке? Безусловно, да. Почему? К нам ежегодно приходят люди из самых разных сфер деятельности. Например, обращается руководитель некой фирмы. Он – химик по образованию, занялся оборудованием акриловых ванн (гидромассажных). Чтобы удешевить процесс, он сам придумал, как делать исходный материал, а не закупать его за рубежом. Все вроде бы хорошо, но его компании нужно развиваться дальше. И он решает открыть «Центр мужского здоровья». Он никогда не был в этом бизнесе. Чтобы не набить шишек, он идет учиться к нам. Сегодня часто можно услышать в прогнозах по поводу развития нашей экономики, что XXI век – это век государственных корпораций. Не думаю, что все только так. Сильные корпорации, несомненно, будут развиваться, но окружая себя кольцом мелких предприятий. В этих условиях все менеджеры должны учиться работать с инновациями. В XXI веке обновления будут происходить все чаще и чаще. Нам же, на мой взгляд, надо начинать с инноваций в самом бизнес-образовании. Мы готовы к сотрудничеству на эту тему с РСПП.


Станислав Савин, ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»

Известный ученый в области менеджмента Питер Друкер отмечал, что знания устаревают каждые 10 минут. То есть надо понимать, что у слушателя, выходящего из аудитории (любого учебного заведения любой страны), знания уже устарели. Мы уверены, что учиться надо каждый день и в течение всей жизни, реализуя принцип «long life learning». Обучение – процесс двусторонний... Мы понимаем, что нам самим необходимо обновлять и коррелировать свои образовательные программы каждый год, иногда и в течение года. Высокой эффективностью обладает внедрение в учебный процесс современных методов и технологий обучения, включая новейшие программные продукты. Как alma mater мы, например, гарантируем своим выпускникам консультационное сопровождение на протяжении всей их профессиональной жизни, у них есть возможность бесплатно пройти курс повышения квалификации каждые 3–5 лет. Конечно, необходимо использовать все то хорошее, что накоплено на Западе. И регулярно следить за тем, что там публикуют. Важны долгосрочные, серьезные отношения с западными университетами, банками, компаниями, постоянное общение с коллегами из-за рубежа и работа с западными материалами. Но нельзя без адаптации полностью применить их опыт у нас. Например, менеджмент имеет общие принципы. Эти общие принципы не оспариваются, но в каждой конкретной ситуации, на каждом даже маленьком предприятии, в каждом маленьком коллективе есть свои особенности. Поэтому что значит российский менеджмент? Это сумма особенностей, которые дополняют и корректируют общие принципы здесь и сейчас. Российский менеджмент – это совокупность общих и особенных его составляющих именно в российской реальности. Самой заметной российской особенностью, пожалуй, можно назвать большую степень неопределенности. На Западе ведь система уже устоявшаяся, и, если (пофантазируем) посадить любого из их сверхзвездных предпринимателей в кресло нашего руководителя, я не знаю, способен ли он будет что-то сделать в системе наших отношений: экономических, политических, да и просто человеческих. Поэтому и программы мы создаем на опережение: они позволяют нашим выпускникам быть не только сегодня успешными, но, главное, быть востребованными и завтра. А для этого необходимо, чтобы в процессе обучения участвовали не только преподаватели бизнес-школы, но и ведущие специалисты и руководители крупных компаний, видные ученые, авторитеты с мировым именем.





/"Независимая Газета", 16.02.07/