Русский NASDAQ



На ММВБ будет создан специальный сектор для акций небольших инновационных и быстрорастущих компаний. Эксперты прогнозируют активный интерес к новой площадке и эмитентов, и инвесторов.

С 1 декабря на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) начнется аккредитация листинговых агентов, которые будут помогать небольшим высокотехнологичным компаниям выходить на биржу. Об этом на круглом столе «Инфокоммуникации России: опыт и перспективы инновационных проектов» заявил генеральный директор ММВБ Алексей Рыбников. Можно сказать, что в России появится свой NASDAQ (американский индекс высокотехнологичных компаний) или даже, скорее, лондонский AIM (на AIM допускаются совсем маленькие компании с капитализацией от нескольких миллионов долларов).

По словам Рыбникова, на ММВБ будет создан специальный сектор инновационных и быстрорастущих компаний, в котором будут размещаться небольшие перспективные компании. Условия размещения в этом секторе таковы: принадлежность компании к высокотехнологичной отрасли, капитализация от 100 млн до 5 млрд рублей, минимальный объем торгуемых акций — 10%. В этом секторе будут торговаться телекоммуникационные компании, представители интернет-бизнеса, биотехнологий и инновационные фирмы из других областей.

По мнению экспертов, интерес к бирже проявляют и сами быстрорастущие компании, и потенциальные инвесторы. О том, что такая идея будет востребована, свидетельствует хотя бы тот факт, что площадки также собираются создавать РТС и правительство Москвы (Биржа высоких технологий), говорит генеральный директор ИК «Финам» Виктор Ремша. Но лишь две из них, по мнению советника фондовой биржи ММВБ Андрея Головина, смогут конкурировать между собой. У проекта правительства Москвы нет инфраструктуры, а поэтому нет и заинтересованных инвесторов.

По данным Головина, уже сейчас в плотной работе находится 15 компаний – будущих эмитентов из сферы IT, телекоммуникационного бизнеса, ритейла, операторы различных услуг: заинтересованность проявляют многие, в том числе компании биотехнологий. Однако, по мнению Головина, в первый год стать эмитентами смогут лишь 10 компаний. Отчасти это связано с трудностью для частной компании стать публичной ввиду непрозрачности. Но не менее важно и другое. «Наша инфраструктура не заточена на это, — говорит Головин. — Приходишь к аудиторам, а они говорят, что сделают диагностику IPO за 100 тысяч долларов, а для наших компаний нужно, чтоб вся подготовка к IPO стоила не дороже 50 тысяч долларов». Первый год будет трудным, считает Головин. Правда, помогать компаниям будут листинговые агенты, которые будут готовить для таких компаний пакет документов для размещения на бирже, в частности подписывать инвестиционный меморандум и корпоративный календарь эмитента.

«К тому же новая площадка предусматривает и достаточно либеральные условия для эмитентов – отсутствие некоторых необходимых требований для обычного листинга – безубыточность компании, отсутствие требования о том, что в течение длительного срока должна быть отчетность в формате международных стандартов, — отмечает Ремша. – Таким образом, подготовка к выходу делается короче и дешевле».

Представители самих компаний с воодушевлением отзываются о новом проекте. «У нас достаточно много технологичных компаний, которые бурно развиваются. И я думаю, что если бы появилась такая раскрученная площадка, то она была бы успешна", — говорит управляющий директор компании «Старт телеком» Павел Каплунов, который в качестве соинвестора развивает несколько высокотехнологичных проектов. «К тому же уже сформировался круг инвесторов, которые заинтересованы во вложении средств в подобные компании. Сейчас все крупные российские финансовые группы создали венчурные фонды. А в следующем году начнет работать отраслевой фонд телекоммуникаций», — напоминает Каплунов. Но первыми все же будут иностранные институциональные инвесторы, считает Ремша. Российские начнут вкладывать деньги позже, когда проект будет более или менее раскручен.



/"Эксперт Online", 28.11.06/