ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ГРАНТЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ПАТЕНТЫ
innovbusiness.ru

Печать
       О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   ГОСУДАРСТВЕННЫХ, КООПЕРАТИВНЫХ И ИНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ,
                      ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

                           2 декабря 1988 г.

                               N 1405

                             (СПС 89-2)


        Совет Министров СССР исходит из того,  что внешнеэкономическая
деятельность государственных, кооперативных и иных общественных предп-
риятий,  объединений и организаций является неотъемлемой частью их хо-
зяйственной жизни, активной составляющей проводимой в стране работы по
радикальной экономической реформе, укреплению экономики страны и повы-
шению ее международного авторитета, выходу на современный уровень тех-
ники, технологии и организации производства.
        ХIХ Всесоюзная конференция КПСС признала целесообразным в рам-
ках  нынешней пятилетки осуществить перестройку системы внешнеэкономи-
ческих связей.  Это вызвано тем, что, несмотря на созданные организа-
ционно правовые и экономические условия,  еще нет существенных сдвигов
во внешнеэкономической деятельности,  особенно в развитии  экспорта  и
рационализации  его структуры.  Импорт по прежнему во многом использу-
ется для решения текущих задач. Слабо работает принцип валютной самоо-
купаемости,  не преодолено стремление министерств и ведомств.  Советов
Министров союзных республик решать свои проблемы на за счет заработан-
ных  ими  средств,  недостаточна социалистическая предприимчивость хо-
зяйственных руководителей,  не дают должного эффекта принятые меры  по
стимулированию внешнеэкономической деятельности.
        В целях  существенного  расширения  сферы  внешнеэкономических
связей,  активного  включения  в эту работу предприятий,  объединений,
производственных кооперативов, иных организаций, дальнейшего упрощения
действующего порядка организации внешнеэкономических связей,  осущест-
вления их на условиях подлинной валютной  самоокупаемости,  последова-
тельного использования товарно-денежных отношений Совет Министров СССР
постановляет:
        1. Считать  одной из важнейших задач союзных,  республиканских,
отраслевых и местных органов управления всемерное обеспечение  органи-
зационных и экономических условий для активного включения предприятий,
объединений,  производственных кооперативов и иных организаций в  раз-
личные  формы  внешнеэкономической  деятельности на принципах валютной
самоокупаемости, развития социалистической предприимчивости.
        Придавая развитию  сотрудничества с социалистическими странами
приоритетное значение,  последовательно создавать необходимые  условия
для  активного  участия  СССР в формировании объединенного рынка стран
членов СЭВ на основе углубления  интеграции,  широкого  вовлечения  во
внешнеэкономическую деятельность предприятий,  объединений и организа-
ций и расширения их самостоятельности в этих  вопросах,  использование
товарно-денежных отношений, взаимодействия национальных рынков.

   Организационно правовые вопросы внешнеэкономической деятельности

        2. Признать  необходимым кардинально демократизировать порядок
предоставления права непосредственного осуществления экспортно-импорт-
ных операций (включая рынки капиталистических и развивающихся стран).
        Уставить, что с 1 апреля 1989 г.  право непосредственного осу-
ществления экспортно-импортных операций имеют все предприятия, объеди-
нения, производственные кооперативы и иные организации, продукция (ра-
боты,  услуги) которых обладает конкурентоспособностью на внешнем рын-
ке.  Их экспортно-импортные операции осуществляются на основе валютной
самоокупаемости,  результаты  входят  органической  частью в итоги хо-
зяйственной деятельности, влияют на формирование фондов экономического
стимулирования и валютных фондов.
        Предприятия, объединения,  производственные кооперативы и иные
организации   могут   осуществлять  экспортно-импортные  операции  не-
посредственно, создавая для этого при необходимости хозрасчетные внеш-
неторговые фирмы, или на договорной основе через другие внешнеэкономи-
ческие организации,  руководствуясь  при  этом  достижением  наилучших
условий экспорта и импорта,  валютной самоокупаемости и самофинансиро-
вания и исходя из того,  что государство по их обязательствам не отве-
чает.  Нормативы валютных отчислений, установленные предприятиям, объ-
единениям, производственным кооперативам и иным организациям, не меня-
ются в зависимости от того,  через какую внешнеэкономическую организа-
цию осуществляется экспорт их продукции (работ, услуг).
        Министерству внешних  экономических связей СССР,  Министерству
финансов СССР, Торгово-промышленной палате СССР в месячный срок разра-
ботать  и  представить  в  Совет Министров СССР предложения о создании
системы регистрации предприятий,  объединений, производственных коопе-
ративов и иных организаций,  осуществляющих экспортно-импортные опера-
ции.
        Предоставить право   Государственной  внешнеэкономической  ко-
миссии Совета Министров СССР  по  представлению  Министерства  внешних
экономических  связей  СССР и Советов Министров союзных республик при-
останавливать осуществление экспортно-импортных операций  предприятий,
объединений, производственных кооперативов и иных организаций в случа-
ях, когда имеет место недобросовестная конкуренция или их деятельность
наносит ущерб интересам государства.
        3. В целях создания условий для повышения эффективности реали-
зации советских товаров и услуг на внешнем рынке,  устранения неоправ-
данной конкуренции между советскими экспортерами,  снижения  издержек,
связанных  со сбытом,  а также оптимизации закупок за границей считать
целесообразным образование  на  добровольной  основе  различных  видов
внешнеэкономических  организаций,  в том числе межотраслевых объедине-
ний, консорциумов, разнообразных ассоциаций, акционерных обществ, тор-
говых  домов  и других организаций с участием производителей продукции
(работ,  услуг) внешнеэкономических объединений, а также при необходи-
мости банков,  снабженческо-сбытовых и иных организаций. При этом нор-
мативы валютных отчислений, установленные для участников таких органи-
заций,  не  меняются.  Отношения  между  участниками таких организаций
строятся в соответствии с действующими законодательством и их  учреди-
тельными документами.
        Указанные внешнеэкономические организации с участием иностран-
ных партнеров образуются в порядке,  предусмотренном для создания сов-
местных предприятий.
        Уставы внешнеэкономических  организаций,  образуемых  в  соот-
ветствии с настоящим пунктом, утверждаются (принимаются) по согласова-
нию с Министерством внешних экономических связей СССР.
        4. Установить,  что предприятия, объединения, производственные
кооперативы  и иные организации могут направлять на экспорт производи-
мую или продукцию (работы,  услуги),  за исключением отдельных  видов,
перечень которых определяется Советом Министров СССР.
        Предприятия, объединения и иные организации  могут  импортиро-
вать для своих нужд за счет собственных или заемных средств сырье, ма-
териалы,  комплектующие  изделия,  машины  и  оборудование,  запасные
части, иные товары и услуги, необходимые для технического перевооруже-
ния, реконструкции и расширения производства, охраны окружающей среды,
проведения  научно  исследовательских,  опытно конструкторских работ и
иных  целей,  предусмотренных  действующим  законодательством.  Произ-
водственные  кооперативы  импортируют  за  счет  собственных и заемных
средств товары (работы,  услуги) в соответствии с Законом СССР "О коо-
перации в СССР".
     Совет Министров  СССР  определяет  перечень  продукции  (работ,
услуг), импорт которой запрещается.
     За счет собственных валютных средств разрешается также команди-
ровать в установленном  порядке специалистов и  иных работников  для
участия в переговорах по научно-техническим, производственным,  ком-
мерческим вопросам, в международных выставках, ярмарках, для  обмена
опытом и обучения и осуществлять иную деятельность в соответствии  с
действующим законодательством.
     Разрешить государственным предприятиям, объединениям и  органи-
зациям расходовать по решению трудовых коллективов имеющиеся средст-
ва в переводных  рублях и национальных  валютах стран  - членов  СЭВ
полностью и до 10 процентов (до 15 процентов для предприятий,  объе-
динений  и  организаций   Дальневосточного  экономического   района)
средств в других видах валют, включая свободно конвертируемую  валю-
ту, на приобретение  товаров народного  потребления, медикаментов  и
медицинской техники, укрепление  материально-технической базы  соци-
ально-культурной сферы.
     Министерству торговли СССР и Государственному комитету СССР  по
ценам определить порядок и условия реализации товаров народного пот-
ребления, закупаемых за счет средств валютных фондов.
     5. Установить,  что Министерство  внешних экономических  связей
СССР с согласия Государственной внешнеэкономической комиссии  Совета
Министров СССР вводит на определенные периоды лицензирование,  квоти-
рование экспорта и импорта по отдельным товарам, видам услуг,  стра-
нам или группам стран в тех  случаях, когда этого требуют  состояние
платежных отношений, и иные экономические и политические условия.
     6. С целью обеспечения  общегосударственных интересов при  осу-
ществлении внешнеэкономических связей, расширения и усовершенствова-
ния средств реализации  внешнеэкономической политики СССР  Министер-
ству внешних  экономических связей  СССР, Государственному  комитету
СССР по ценам, Государственному комитету СССР по статистике, Госпла-
ну СССР, Министерству финансов СССР, Государственному комитету  СССР
по стандартам  и  Главному управлению  государственного  таможенного
контроля при Совете Министров СССР:
     не приводится;
     (абзац третий) разработать  и обеспечить  поэтапное введение  в
действие начиная  с 1  января 1989  г. системы  мер по  оперативному
нетарифному регулированию внешнеэкономических связей СССР, предусмо-
трев,  в  частности,  введение  соответствующих  таможенных  правил,
использование инструментов нетарифного регулирования. При разработке
этой системы учитывать международные обязательства СССР, возможность
ее  использования  для  текущего  регулирования  внешнеэкономических
связей СССР, в том числе для  целей их сбалансированного развития  и
достижения благоприятных результатов международных торговых  перего-
воров;
     не приводится.
     7. Не приводится.
     8. Продолжить линию на  последовательное развитие и  углубление
принципа валютной самоокупаемости предприятий, объединений и органи-
заций, отраслей  народного  хозяйства,  территориальных  комплексов,
повышение эффективности их внешнеэкономической деятельности.
     Не приводится.
     (Абзац третий) Признать необходимым перейти начиная с 1991 года
к установлению стабильных на пятилетний период нормативов отчислений
государству от выручки в  иностранной валюте, фактически  получаемой
предприятиями, объединениями, производственными кооперативами и ины-
ми организациями за экспорт производимых ими товаров (работ, услуг).
     Считать необходимым в практической деятельности строго руковод-
ствоваться стабильными нормативами.
     Не приводится.
     (Абзац шестой) Министерствам, ведомствам СССР и Советам Минист-
ров союзных  республик устанавливать  для подведомственных  предпри-
ятий, объединений и организаций нормативы отчислений государству  от
выручки в иностранной валюте, дифференцированные при необходимости с
учетом специфики их работы. При этом указанные органы должны обеспе-
чить отчисления государству по установленному для них нормативу.
     9. Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам, ведомствам СССР
и Советам Министров союзных республик  в целях реализации  положений
Закона СССР "О  государственном предприятии (объединении)"  осущест-
влять выделение фондов для экспорта по распределяемой ими  продукции
в первую очередь и в полном объеме.
     Разрешить государственным предприятиям, объединениям и  органи-
зациям до  выделения в  установленном порядке  товаров для  экспорта
заключать контракты и договоры на поставку машинно-технической  про-
дукции для экспорта в  планируемый и последующие  годы в объемах  до
100 процентов, а на остальные виды продукции - до 80 процентов коли-
честв, определенных плановыми заданиями на год, предшествующий  пла-
нируемому.

     Развитие экономических методов управления и стимулирования

     10. Усилить роль внешнеэкономических связей, сочетание  центра-
лизованного планирования  с  развитием  инициативы  и  хозяйственной
самостоятельности предприятий,  объединений  и организаций,  имея  в
виду обеспечить на этой основе увеличение валютных поступлений, эко-
номное расходование средств в иностранной валюте.
     Министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных рес-
публик, предприятиям, объединениям и организациям исходить из  того,
что удовлетворение их импортных потребностей  должно зависеть от  их
непосредственной деятельности по развитию экспорта.
     11. Госплану  СССР и  Госснабу СССР  совместно с  Министерством
внешних экономических связей  СССР в 3-месячный  срок разработать  с
участием  заинтересованных  министерств,  ведомств  СССР  и  Советов
Министров союзных республик  и утвердить  порядок подготовки  планов
внешнеэкономической деятельности, в том числе  на уровне отраслей  и
предприятий, имея в виду необходимость развития экспорта,  улучшения
его структуры, повышения эффективности, уменьшения импортной зависи-
мости, сокращения валютной задолженности Советского Союза, безусловное
выполнение принятых обязательств. Учесть  эту работу при  подготовке
Методических рекомендаций к разработке государственных планов эконо-
мического и социального развития СССР.
     12. В  целях расширения  участия СССР  в мировом  распределении
труда, углубления интеграционных процессов, особенно при осуществле-
нии новых форм сотрудничества, повышения реальности оценки эффектив-
ности экспорта и импорта перейти начиная  с 1 января  1991 г. к  ис-
пользованию  в  расчетах  по  внешнеэкономическим  операциям  нового
валютного курса.
     Не приводится.
     (Абзац третий) Министерству финансов СССР, Госплану СССР, Госу-
дарственному комитету СССР  по труду и  социальным вопросам и  ВЦСПС
при подготовке предложений по совершенствованию системы  налогообло-
жения прибыли (дохода) государственных, кооперативных и общественных
объединений, предприятий  и  организаций исходить  из  необходимости
учета при дифференцировании ставок налога экономических  результатов
их экспортно-импортной деятельности.
     13. Признать необходимым упростить действующую систему расчетов
при осуществлении  экспортно-импортной деятельности  государственных
предприятий, объединений  и организаций,  постепенно отказываясь  от
использования при пересчете фактических контрактных цен в  советские
рубли дифференцированных валютных коэффициентов.
     До перехода на расчеты с использованием нового валютного  курса
применять начиная с 1 января 1990 г. 100-процентную надбавку к  кур-
совому соотношению свободно конвертируемой валюты к рублю.
     14. В целях повышения экономической заинтересованности и ответ-
ственности, расширения самостоятельности в осуществлении  экспортно-
импортных операций установить, что отчисления в валютные фонды госу-
дарственных и общественных предприятий, объединений и организаций от
выручки  за экспорт  товаров (работ, услуг)  производится начиная  с
1 квартала 1989 г. на их счета по мере поступления платежей от  ино-
странного покупателя. В таком же порядке переводится на счета произ-
водственных кооперативов,  осуществляющих  внешнеэкономическую  дея-
тельность, их выручка  в иностранной валюте  после отчислений  госу-
дарству по установленным нормативам.
     Внешэкономбанку СССР по  согласованию с Министерством  финансов
СССР определить  порядок перевода  средств в  иностранной валюте  на
счета предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных
организаций и внести соответствующие изменения в действующий порядок
кредитования по экспортно-импортным операциям и расчетов с  государ-
ственным бюджетом.
     15. Установить на 1988-1990 годы производственным кооперативам,
действующим на самостоятельных  началах, нормативы отчислений  госу-
дарству, включая отчисления Советам Министров союзных республик,  от
выручки в иностранной валюте  исходя из нормативов,  предусмотренных
для предприятий, объединений и организаций местной промышленности  и
республиканских министерств и  ведомств по отчислению  средств в  их
валютные фонды.
     В тех случаях, когда кооперативы организуются при государствен-
ных, кооперативных или иных общественных предприятиях,  организациях
и учреждениях, отчисления от выручки кооперативов в иностранной  ва-
люте государству, включая отчисления министерствам, ведомствам  СССР
или Советам  Министров  союзных республик,  которым  подведомственны
предприятия, организации и  учреждения, производятся из  нормативов,
установленных для указанных предприятий, организаций и учреждений по
отчислению средств в их валютные фонды.
     Кооперативы могут формировать  свои валютные  средства за  счет
взносов в иностранной валюте, находящейся на счетах членов  коопера-
тива.
     16. Для развития социалистической предприимчивости предприятий,
объединений, производственных кооперативов и иных организаций,  рас-
ширение их возможностей по привлечению валютных средств для  решения
социально-экономических задач трудовых коллективов ввести  свободный
обмен средствами валютных фондов, продажу и покупку этих средств  за
советские рубли по договорным ценам на валютных аукционах, организу-
емых Внешэкономбанком СССР.
     Госбанку СССР совместно с Министерством финансов СССР, Внешэко-
номбанком СССР и Госпланом СССР разработать систему продажи и покуп-
ки иностранной валюты на указанных аукционах с использованием в этих
целях средств валютных  фондов экспортеров  во всех  видах валют,  а
также средств в переводных рублях из централизованных источников.
     17. Разрешить Внешэкономбанку СССР выдавать предприятиям, объе-
динениям, производственным кооперативам и иным организациям  банков-
ские кредиты в размере до 5 млн. рублей в иностранной валюте с пога-
шением кредита за счет использования всей  валютной выручки от  экс-
порта товаров (работ, услуг), произведенных в результате осуществле-
ния прокредитованных мероприятий. Госплану СССР ежегодно  устанавли-
вать лимиты средств, выделяемых на эти цели.
     18. В целях более полного развития в СССР рынка оптовой торгов-
ли средствами производства за переводные  рубли Госплану СССР,  Гос-
снабу СССР, Государственному комитету СССР по вычислительной технике
и информатике, Государственному комитету СССР по физической культуре
и спорту, Министерству здравоохранения СССР и Министерству  торговли
СССР исходить из того, что стоимость товаров, ежегодно  направляемых
для реализации  по линии  оптовой торговли,  должна превышать  объем
средств в переводных рублях, находящихся в валютных фондах предприя-
тий, объединений, производственных кооперативов и иных  организаций,
министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик.
     Использовать для реализации по линии оптовой торговли за  пере-
водные рубли  продукцию предприятий,  объединений,  производственных
кооперативов и  иных организаций,  предназначенную для  поставки  на
экспорт.
     Разрешить привлекать предприятия  и организации из  социалисти-
ческих стран для участия на внутреннем оптовом рынке средств  произ-
водства на условиях взаимности и сбалансированности расчетов.
     19. Для обеспечения  стабильных условий ведения  хозяйственного
расчета предприятий,  объединений, производственных  кооперативов  и
иных организаций,  активно участвующих  во внешнеэкономической  дея-
тельности, считать необходимым  создать систему страхования  коммер-
ческих рисков советских  экспортеров при  осуществлении операций  на
внешнем рынке.
     Министерству финансов СССР и Министерству внешних экономических
связей СССР разработать и утвердить порядок страхования коммерческих
рисков, рассмотрев возможность создания для этих целей специализиро-
ванных страховых компаний.
     20. Министерствам и ведомствам, предприятиям, объединениям, ор-
ганизациям,  осуществляющим  внешнеэкономическую  деятельность,  при
разработке систем премирования своих работников исходить из  необхо-
димости активизировать эту деятельность, увеличивать объемы поставок
экспортных товаров и расширять их номенклатуру, развивать коопераци-
онные и другие современные формы сотрудничества, обеспечивать заклю-
чение взаимосвязанных экспортно-импортных сделок, экономию валюты  и
сокращение импорта.
     21. В целях стимулирования принятия напряженных планов по  про-
изводству и поставкам продукции для  экспорта распространить на  все
плановые поставки для экспорта дополнительные экономические  льготы,
предусмотренные Временным положением о порядке формирования государ-
ственных заказов на  1989 и 1990  годы, утвержденным  постановлением
Совета  Министров СССР  от 25 июля 1988 г. N 889 (СП СССР, 1988  г.,
N 26, ст.71).
     22. Предприятия, объединения и организации, поставляющие  гото-
вую продукцию на  экспорт, отчисляют часть  средств валютного  фонда
предприятиям,  организациям-субпоставщикам.  Размеры этих отчислений
определяются на договорной основе с учетом вклада участников в  про-
изводство экспортируемой продукции.
     Валютные средства переводятся на счета субпоставщиков, открытые
во Внешэкономбанке СССР,  после получения  платежей от  иностранного
покупателя.
     23. Предприятия, объединения и организации, входящие в  системы
общесоюзных и  союзно-республиканских министерств  и ведомств  СССР,
отчисляют 5 процентов средств своих валютных фондов Мосгорисполкому,
Ленгорисполкому, крайисполкомам,  облисполкомам,  Советам  Министров
автономных республик, Советам Министров союзных республик, не  имею-
щих областного деления, на территории которых находится соответству-
ющие предприятия, объединения и организации.
     Рекомендовать крайисполкомам, облисполкомам, Советам  Министров
автономных республик при необходимости создавать подразделения из 2-
3 человек для  содействия развитию внешнеэкономической  деятельности
предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных орга-
низаций, расположенных на их территории.
     24. Установить предприятиям и объединениям системы Госагропрома
СССР на 1989-1990 годы единый норматив отчислений в валютные фонды в
размере 70 процентов выручки по всем видам валют за экспорт  продук-
ции (работ, услуг).
     Все ранее принятые решения по этим вопросам считать утратившими
силу, за исключением решений, принятых в отношении  агропромышленных
комбинатов "Кубань",  "Москва", "Раменское",  "Каширский",  "Тоснен-
ский", агропромышленных  фирм "Адажи",  "Заря", "Прогресс",  "Прове-
синь", "Щапово", производственного бройлерного объединения  "Ставро-
польское", агропромышленного объединения "Новомосковское" по произво-
димой ими продукции. Эти исключения сохраняются до 1 января 1991 г.
     25. Предоставить право Мосгорисполкому, Ленгорисполкому,  край-
исполкомам, облисполкомам,  Советам Министров  союзных и  автономных
республик использовать до 50 процентов средств их валютных фондов на
приобретение товаров народного потребления, медикаментов и медицинс-
кой техники, оборудования для охраны окружающей среды, на укрепление
материально-технической базы социально-культурной сферы.
     26. Установить, что прибрежная и приграничная торговля осущест-
вляется за счет местных ресурсов,  товаров, выделяемых союзным  рес-
публикам по рыночному фонду, а также сырья и материалов, сэкономлен-
ных на предприятиях, в объединениях и организациях,  непосредственно
участвующих в этой торговле, в соответствии с условиями, установлен-
ными пунктами 4 и 5 настоящего постановления. Вся выручка от экспорта
направляется на закупку товаров народного потребления для удовлетво-
рения потребностей населения  приграничных районов,  а также  машин,
оборудования, материалов и других товаров.
     27. Установить, что  выполнение обязательств Советского  Союза,
предусмотренных межгосударственными и межправительственными  догово-
рами, по поставке  оборудования и материалов  и оказанию  инженерно-
технических услуг, в том числе  на условиях долгосрочных  государст-
венных кредитов и безвозмездной основе, обеспечивается путем выделе-
ния лимитов на  материальные ресурсы  в первоочередном  порядке и  в
полном объеме,  а заявки  генеральных поставщиков  (подрядчиков)  на
изготовление продукции  и выполнение  работ и  услуг, вытекающие  из
указанных международных договоров СССР, принимаются предприятиями  и
организациями к исполнению на условиях государственного заказа.
     Госплану СССР, Госснабу СССР,  министерствам и ведомствам  СССР
учитывать это при составлении материальных балансов.
     28. С целью повышения заинтересованности советских строительных
и монтажных организаций в приобретении иностранной валюты  разрешить
им участвовать в торгах на сооружение  на территории СССР  объектов,
на строительство которых выделена иностранная валюта.
     Министерству внешних экономических связей СССР совместно с Гос-
строем СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами
СССР  разработать  порядок  проведения  такого  рода   международных
торгов.
     29. В целях развития  прогрессивных форм сотрудничества,  более
полного удовлетворения спроса населения за счет расширения  ассорти-
мента потребительских товаров,  развития обмена продукцией  производ-
ственно-технического назначения разрешить осуществлять на  сбаланси-
рованной основе товарообменные операции с организациями  социалисти-
ческих стран и фирмами капиталистических и развивающихся стран пред-
приятиям и организациям Министерства торговли СССР - товарами народ-
ного потребления из выделенных им рыночных фондов, а предприятиям  и
организациям Госснаба СССР - по распределяемой продукции производст-
венно-технического назначения.
     30. Для решения вопросов развития производства товаров народно-
го потребления и других социальных задач разрешение на осуществление
в исключительных  случаях бартерных  операций дает  Совет  Министров
СССР.

     Вопросы организации и деятельности совместных предприятий,
              международных объединений и организаций

     31. В целях активизации работы по созданию на  территории  СССР
совместных  предприятий  с  участием  организаций  и фирм зарубежных
стран установить, что:
     доли советских  и  иностранных участников в уставном фонде сов-
местного предприятия определяются по договоренности между ними;
        Председателем правления  или генеральным директором совмест-
ного предприятия может быть иностранный гражданин;
        принципиальные вопросы  деятельности совместного предприятия
решаются на заседаниях правления на основе единогласия  всех  членов
правления;
        вопросы найма и увольнения, формы и размеров оплаты труда, а
также  материального  поощрения  в советских рублях работников сов-
местного предприятия решаются совместным предприятием;
        товары, ввозимые  в  СССР  совместным  предприятием для нужд
развития производства,  могут облагаться  минимальной  пошлиной  или
освобождаться от оплаты пошлиной;
        оплата иностранным работникам  совместных  предприятий  пре-
доставленного  жилья и других услуг производится в советских рублях,
за исключением случаев,  предусмотренных решениями Совета  Министров
СССР.
        В целях дополнительного стимулирования  создания  совместных
предприятий в Дальневосточном экономическом районе считать необходи-
мым освобождать эти предприятия от уплаты налога на прибыль в  тече-
ние первых трех лет с момента получения объявленной прибыли.
        Министерству финансов СССР:
        в 3 месячный срок разработать и утвердить правила  определе-
ния  налогооблагаемого  дохода  совместных предприятий,  учитывающие
практику зарубежных государств;
        уменьшить до 10 процентов налог на прибыль совместных предп-
риятий, создаваемых в Дальневосточном экономическом районе.
        32. Признать  целесообразным  предоставить  Министерству фи-
нансов СССР право не облагать налогом  на  определенный  срок  часть
прибыли,  причитающуюся иностранному участнику совместного предприя-
тия, при переводе ее за границу или понижать размер указанного нало-
га,  если иное не предусмотрено договором между СССР и соответствую-
щим государством.  Применять это право  преимущественно  при  произ-
водстве совместным предприятиями товаров народного потребления,  ме-
дицинской техники и медикаментов, наукоемкой продукции, имеющей важ-
ное народнохозяйственное значение,  а также к совместным предприяти-
ям, расположенным в Дальневосточном экономическом районе.
        33. Установить,  что передача доли в совместном предприятии,
страхование рисков совместных предприятий,  а также проведение реви-
зий их финансово хозяйственной деятельности производятся по соглаше-
нию сторон.
        34. Главному управлению государственного таможенного контро-
ля при Совете Министров СССР совместно с Министерством внешних  эко-
номических  связей  СССР  и Министерством финансов СССР обеспечивать
предоставление таможенных льгот  иностранному  персоналу  совместных
предприятий.
        35. Предоставить право государственным предприятиям, объеди-
нениям и организациям принимать решения о создании совместных предп-
риятий,  международных объединений и организаций с зарубежными орга-
низациями и фирмами с согласия вышестоящего органа управления.
        Производственные кооперативы создают с  участием  зарубежных
организаций фирм совместные предприятия, международные объединения и
организации  с  согласия  соответственно  Совета  Министров  союзной
республики, не имеющей областного деления, Совета Министров автоном-
ной республики, крайисполкома, облисполкома, Мосгорисполкома, Ленго-
рисполкома  по  месту  нахождения  кооператива  либо  с согласия ми-
нистерства (ведомства), при предприятии (организации учреждении) ко-
торого образован кооператив.
        Новое строительство или крупномасштабная  реконструкция  при
создании совместных предприятий, международных объединений и органи-
заций осуществляются с согласия территориальных органов управления.
        В остальных случаях советских участники совместных предприя-
тий, международных объединений и организаций представляют территори-
альным органам управления соответствующего информацию.
        Прямые производственные и научно технические связи с  предп-
риятиями и организациями социалистических стран,  а также прибрежная
и приграничная торговля с соответствующими  странами  осуществляются
производственными кооперативами с разрешения и в порядке, определяе-
мом Советом Министров союзной республики,  не имеющей областного де-
ления,  Советом Министров автономной республики, крайисполкомом, об-
лисполкомом, Мосгорисполкомом, Ленгорисполкомом (по месту нахождения
кооператива)  с учетом действующих положений о порядке осуществления
таких связей.
        Торгово-промышленной  палате  СССР совместно с Министерством
иностранных дел СССР и Министерством  внешних  экономических  связей
СССР  в 3 месячный срок внести в установленном порядке предложения о
непосредственных экономических отношениях предприятий,  объединений,
производственных  кооперативов  и  иных организаций Дальневосточного
экономического района с фирмами и организациями стран азиатско-тихо-
океанского региона.
        Торгово промышленной палате СССР с участием заинтересованных
предприятий,  объединений, организаций, министерств и ведомств орга-
низовывать начиная с 1989 года международные торги  для  привлечения
на  конкурсной  основе  зарубежных  организаций и фирм,  а также со-
ветских предприятий,  объединений,  производственных кооперативов  и
иных  организаций  для  реализации проектов сотрудничества с Дальне-
восточном экономическом районе.

          Отдельные вопросы внешнеэкономической деятельности

        36. Государственной внешнеэкономической комиссии Совета  Ми-
нистров  СССР  с  участием Госплана СССР,  Государственного комитета
СССР по науке и технике и Академии наук СССР постоянно проводить ра-
боту по анализу современных проблем развития мирохозяйственных связей
и их взаимодействия с экономикой СССР, сочетанию планового характера
развития народного хозяйства СССР с использованием во внешнеэкономи-
ческой сфере товарно-денежных отношений,  углублению совместной дея-
тельности  с  фирмами,  банками  и  организациями зарубежных стран в
соответствии с стратегией развития внешнеэкономических связей СССР.
        Дальневосточному отделению  Академии  наук СССР осуществлять
анализ реализации  Долговременной  государственной  программы  комп-
лексного  развития  производительных  сил  Дальневосточного экономи-
ческого района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000
года в части развития экспортной направленности народнохозяйственных
комплексов Дальнего Востока и Забайкалья и организовать на  постоян-
ной основе с участием заинтересованных предприятий, объединений, ор-
ганизаций, министерств, ведомств и исполкомов местных Советов народ-
ных депутатов разработку проблем развития внешнеэкономических связей
этих территорий.
        37. Министерству внешних экономических связей СССР, Госплану
СССР,  Министерству финансов СССР, Главному управлению государствен-
ного  таможенного  контроля при Совете Министров СССР и Министерству
юстиции СССР подготовить с  участием  заинтересованных  министерств,
ведомств  СССР и Советов Министров соответствующих союзных республик
и внести в I квартале 1989 г.  в Совет Министров СССР предложения  о
создании в СССР,  и прежде всего в Дальневосточном экономическом ра-
йоне,  "зон совместного предпринимательства" с концентрацией  в  них
совместных предприятий с иностранным участием, о возможном статусе и
размещении таких зон.
        38. Госбанку  СССР,  Внешэкономбанку СССР и Министерству фи-
нансов СССР разработать и представить в Совет  Министров  СССР  в  I
квартале  1989  г.  конкретные  предложения  по  поэтапному развитию
частичной обратимости советского рубля в иностранные валюты.
        39. Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Госбанку СССР
и Внешэкономбанку СССР в I квартале 1989 г.  представить в Совет  Ми-
нистров СССР предложения по совершенствованию схемы сводного валютно-
го плана (платежного баланса СССР).

                                * * *

        40. Положения настоящего постановления, относящиеся к произ-
водственным  кооперативам,  применяются  также ко всем кооперативам,
осуществляющим производственную деятельность, их союзам (объединени-
ям).
        41. Министерствам и ведомствам СССР внести в соответствующие
ведомственные  нормативные акты,  инструкции и методические указания
изменения с учетом требований настоящего постановления.
        Министерству внешних   экономических   связей   СССР  и  Ми-
нистерству  юстиции  СССР  подготовить  с  участием  Госплана  СССР,
Госснаба СССР, Министерства финансов СССР, Госбанка СССР, Внешэконом-
банка  СССР,  других  заинтересованных  министерств  и  ведомств   и
представить  в  2 месячный срок в Совет Министров СССР предложения о
внесении в действующее  законодательство  изменений,  вытекающих  из
настоящего постановления.

Печать
РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:

2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100